Как известно, «Шулхан Арух» делится на четыре части: «Орах Хаим», «Йорэ Деа», «Эвен а-Эзер» и «Хошен Мишпат». «Орах Хаим», первый раздел «Шулхан Аруха», посвящен законам, с которыми мы сталкиваемся ежедневно: это законы молитв, благословений, тфилин, Шабатов и праздников и т.д. Остальные три части «Шулхан Аруха» занимаются темами, в которых должен разбираться каждый раввин: законы мяса в молоке и другие законы кашрута, законы ниды и микв, законы, связанные с проводами умерших и похоронами — все эти и многие другие алахот относятся к разделу «Йорэ Деа». Законы хупы, браков и разводов относятся к разделу «Эвен а-Эзер». Имущественные вопросы регулируются законами из раздела «Хошен Мишпат». Слава Б-гу, много где можно встретить раввинов, которые прекрасно разбираются в этих законах.
Но есть законы более сложные — все законы, которые связаны с Храмом и жертвоприношениями. К сожалению, у нас уже 2000 лет нет Храма, и мы не сталкиваемся с этими законами в практической жизни, и поэтому мы меньше занимаемся этими законами. Именно по этой причине они не включены в «Шулхан Арух». Есть те, кто изучает эти законы как практическую алаху, но это делает лишь малая часть мудрецов Торы.
А есть еще более сложные законы: законы ритуальной чистоты («таара») и нечистоты («тума»). К сожалению, с тех пор как был разрушен Храм, эти законы тоже утратили свое практическое значение, и поэтому они тоже не написаны в «Шулхан Арухе». Но с ними проблема еще более сложная: эти законы не записаны ни в Вавилонском Талмуде, ни даже в Иерусалимском Талмуде. И заниматься изучением этих законов невероятно сложно, потому что лишь очень малое число мудрецов может обучить им. Среди этих законов чистоты и нечистоты есть законы «цараат»[1], которые мудрецы называют «илхот негаим» (законы поражений кожи). Законы цараат сложнее, чем все остальные законы нечистоты, потому что мы даже не знаем, что в точности представляла собой язва цараат и как она, на самом деле, выглядела.
В этой статье мы попробуем выяснить, кем были те пораженные цараат, о которых говорит Танах, что с ними случилось, и на основе этого мы поймем что Танах хотел нам сообщить, рассказывая о них. Мы также лучше поймем что такое цараат, в связи с чем эта язва появлялась (несмотря на то, что в наши дни нет цараат, и мы не сможем понять все детали до конца).
Танах рассказывает о семерых пораженных цараат. Вот они:
— Пророчица Мирьям, сестра Моше и Аарона.
— Гехази, ученик пророка Элиши, и три его сына.
— Нааман, военачальник Арама.
— Узияу, царь Иудеи.
Мудрецы Талмуда упоминают, что и у царя Давида на протяжении 6 месяцев была язва цараат, в наказание за грех с Батшевой (Санэдрин 107а).
В этой статье основное внимание будет уделено Узияу, Нааману и Гехази: мы рассмотрим историю, которую рассказывает Танах про каждого из них, и причины, по которым их поразила цараат. Но начнем мы с основных вопросов о «цараат».
Нет никакого сомнения, что в прошлом все знали, что такое цараат. В Танахе упомянуты те, кто был поражен цараат, и в Мишне есть целый трактат, посвященный законам цараат. Другими словами, наши предки точно знали, о чем идет речь. Но ни Вавилонский, ни Иерусалимский Талмуд не занимались этим вопросом, и вышло так, что у нас эта традиция потеряна.
Нет никакого сомнения, что речь не идет о болезни, потому что Тора говорит, в том числе, о цаарат на одежде или на стенах дома, а «больных домов» не бывает (хотя бывают больницы). Тут стоит упомянуть слова Рамбама («Илхот тумат цараат» 16.10): «И вот пророк рассказывает о военачальнике Арама по имени Нааман, который был мецора. И несмотря на это, продолжал исполнять обязанности военачальника и побеждать в войнах» (ниже мы поговорим о нем подробнее — прим. авт.)». Т.е. Нааман был здоров.
Важно обратить внимание, что Тора не занимается вопросом о том, как избавиться от цараат. Она обсуждает вопрос о том, кто является мецора, что ему нужно делать в тот период, когда он нечист, и как ему очиститься. Чтобы завершить эту тему, мы процитируем несколько строк, написанных равом Шимшоном Рафаэлем Гиршем в комментарии на недельную главу «Тазриа»: «Законы поражений кожи больше нежели все остальные части Торы были использованы как источник неправильного мнения о “санитарном” характере законов Торы Моше. Главная кожная болезнь — “шхин” (лепра) — сама по себе не делает человека нечистым. Тот самый “шхин египетский”, “злой шхин… от которого ты не сможешь исцелиться” (Дварим 28:27, 35) — не несет в себе нечистоты. Если цараат покрыла все тело человека с головы до ног, он снова считается чистым (12-13). Получается, что вот Тора, которая выходит из уст “врачей и санитаров”: если у человека появляется эта болезнь, и очень сильно проявляется, покрывая все тело, то он исцелен. А в случае с болезнью “шхин” это совершенно не так — в случае со “шхином египетским” наиболее тяжелой формой болезни является та, при которой человек покрыт “с головы до ног”.
Мы не можем говорить о том, что мы обсуждаем какую-то болезнь и ее лечение. Коэны не выполняют роль врачей. Они ничего не делают, чтобы вылечить различные болезни, с которыми они сталкиваются».
Интересен тот факт, что мецора должен прийти именно к коэну, чтобы тот ему сказал, что он должен сделать. Он не идет ни к врачу, ни к раввину… Человек, у которого есть вопрос по законам нечистоты («ниды»), должен идти к раввину, чтобы тот сказал ему, чиста кровь выделений или нет. Для этого раввин должен хорошо разбираться в оттенках крови, досконально знать законы «ниды», пройти раввинскую практику в этом вопросе («шимуш»).
Относительно цараат, нужно разбираться в разных видах пятен, потому что не каждое внешнее проявление цараат является нечистым. Кроме того, нужно хорошо знать законы цараат. Несмотря на это, идти нужно не к раввину, а к коэну. Конечно, мы предполагаем, что коэн должен быть специалистом в пятнах, специалистом в законах цараат, и прошел практику у еще большего специалиста. Тем не менее, мы идем именно к коэну, а не просто к раввину, который досконально знает все, что необходимо знать о цараат. И нужно понять почему. Данный вопрос наводит на мысль что существует некая связь между мецора и коэном. Нам предстоит изучить эту связь и понять ее.
Эта связь проявляется в самом статусе пораженного цараат — «мецора», поскольку человек с таким статусом должен выйти за пределы трех лагерей. В период сорокалетнего пребывания народа Израиля в пустыне, во время стоянок весь он был разделен на три части: ядро, окружающую его территорию и широкое внешнее кольцо. Внутренняя часть (Мишкан и его двор) называлась лагерем Шхины. Средняя часть, где жили левиты, называлась Левитским лагерем. Внешняя часть, где жили остальные колена, назывался лагерем Израиля. Мецора должен был выйти за пределы всех трех лагерей и оставаться в полном одиночестве: «Одиноко сидеть будет, вне лагеря сидение его» (Ваикра 13:15). Другие нечистые не должны были выходить за пределы всех трех лагерей. После того, как евреи заселили Землю Израиля, это закон продолжал действовать, и мецора обязан был выйти за пределы того города, в котором он жил.
Полной противоположностью мецора, который уходил за пределы всех лагерей, был человек, который заходил в самый их центр. Речь идет о Первосвященнике, который входил в Святая Святых в Йом Кипур. (Похожую связь мы находим в ситуации с человеком, который убил неумышленно, и потому изгоняется в город-убежище до тех пор, пока не умрет Первосвященник. И эту связь мы тоже объясним ниже.) Еще одна деталь, на которую мы должны обратить внимание: сразу после изложения законов о мецора в главах «Тазриа» и «Мецора», Тора говорит о действиях Первосвященника в Йом Кипур. Очевидно, что между мецора и коэном есть связь, и ее нужно изучить. И последнее. Интересно, что обычный цвет цараат белый, и цвет одеяния Первосвященника в Йом Кипур тоже белый. Какая тайна в этом сокрыта? Мы увидели, что цараат и коэнство связаны в нескольких аспектах: «Ахарей Мот», где речь идет о Первосвященнике, входящем в Святая Святых во время служения Йом Кипура.
1. Выход за границы всех лагерей, что противоположно вхождению в Святая Святых.
2. Мецора должен встретиться именно с коэном, а не с кем-то другим.
3. Соседство глав «Тазриа» и «Мецора», в которых говорится о цараат, и главы
4. Белый цвет цараат и белый цвет одеяния первосвященника в Йом Кипур.
Помимо этого, нужно объяснить следующее. Всем известно, что цараат появляется в наказание за грех злословия. Есть те, кто объясняет понятие «цараат» как сокращенный вариант словосочетания «моци шем ра» (досл. «выводящий дурное имя» — клевещущий на ближнего). Но, быть может, это не единственные причины? Гемара («Эрхин» 16а) сообщает следующее: «Сказал рав Шмуэль бар Нахмани со слов раби Йоханана: за семь вещей появляются пятна на теле: за злословие, за кровопролитие, за ложную клятву, за разврат, за гордыню, за грабеж, за жадность». Мы видим, что цараат появляется не только из-за злословия, но и по другим причинам. Маарша объясняет, что из всех этих грехов наихудшим является злословие, и поэтому в народе распространилось мнение, что цараат является наказанием именно за злословие. Но правда состоит в том, что цараат появляется и из-за других грехов.
Мы должны найти общий знаменатель всех вышеупомянутых причин, чтобы понять, почему именно эти грехи приводят к наказанию цараат. А потом нужно выяснить, как все это связано с коэнством.
Если мы внимательно посмотрим, то увидим, что каждый из грехов, упомянутых в процитированном выше отрывке из «Эрхин», приводит к разрыву, к раздору между человеком и его ближним. А коэн? Часть его предназначения состоит в том, чтобы объединять людей. Про Аарона сказано, что он «любил мир и преследовал его». Таким образом, мецора, который создал разрыв между людьми, обязан прийти к коэну, и научиться от него как объединять людей и объединяться с людьми.
Итак, мы ответили на некоторые вопросы, поставленные выше. Тора поместила законы о мецора непосредственно перед законами служения Первосвященника в Йом Кипур чтобы научить нас, в чем связь между мецора, который выходит за пределы еврейского стана, и коэном, который заходит в самый центр стана — в Святая Святых: ты делаешь так, чтобы в еврейском народе были ссора и раскол, поэтому ты должен покинуть стан Израиля и в одиночестве сидеть за его пределами, и после этого ты встретишь коэна, который входит в Святая Святых, который любит мир, преследует мир, объединяет людей. Попробуй научиться у него и стать похожим на него.
Но почему белый цвет? Мы не знаем. Если подумать, то можно заметить две разные вещи, которые противоположны белому цвету. Иногда белый цвет является отсутствием любого другого цвета. Человек, который побледнел, теряет естественную краску лица. Чистый белый лист — это лист, на котором еще ничего не успели написать. А иногда наоборот: белый цвет объединяет абсолютно все цвета. Белый свет является совокупностью всех цветов радуги. Цветом качества «Малхут» (Царство) является белый, потому что это качество объединяет в себе все другие, как и сам царь должен объединять весь народ. И к этому нечего добавить.
Т.е. когда мы видим «белого» человека, то можно подумать, что у него нет «своего цвета», что он лишен оригинальности. Иногда он идет направо, а иногда налево — все в соответствии с последними тенденциями в моде. Он постоянно поглядывает по сторонам, чтобы понять, как ему себя вести. Но иногда «белый» человек это тот, кто способен понимать каждого, подружиться с ним, понимать его мучения, его недостатки и достоинства — это цельный человек, он как бы объединяет в себе все цвета радуги.
Первый вид «белого» человека способен разрушить любые отношения, потому что у него нет своего «собственного цвета», своего места. А второй вид связывает всех людей. Так мы ответили на вопрос, почему и цараат, и коэнские одеяния имеют белый цвет.
Теперь мы можем начать обсуждение тех мецораим, о которых рассказывается в Танахе. Но прежде мы должны подчеркнуть важный момент: речь идет о людях, которые приводят к раздорам между евреями. Правда и то, что эти люди, как правило, приводят к разделению между собой и Всевышним, и в итоге между народом Израиля и Всевышним. И это не случайно. Человек, который хочет быть отдельно от других людей, хочет жить отдельно и от Всевышнего — отдельно от всех и вся, в одиночестве. И понятно, почему Ааарон, главным предназначением которого было объединить народ Израиля со Всевышним при помощи святого служения в Мишкане, был известен как «любящий мир и преследующий мир». О нем написано, что он любил людей и приближал их к Торе. И все эти вещи связаны друг с другом.
Первый мецора, о котором мы будем говорить — царь Узияу. Мы посмотрим, как связаны его цараат и коэнское служение. Во Второй книге Мелахим пророк рассказывает об Узияу (Азарьяу), царе Иудеи. Там сказано совсем немного — пророк отправляет нас в книгу Диврей а-Ямим.
Узияу был одним из иудейских царей, жил он примерно за 200 лет до разрушения Первого Храма, в начале эпохи пророка Йешаяу, и был прадедом царя Хизкияу. И так начинается книга Йешаяу: «Видение Йешаяу, сына Амоца, которое он видел об Иудее и Йерушалаиме в дни Узияу, Йотама, Ахаза, Йехизкияу — царей иудейских».
Мы приведем слова пророка в книге Мелахим (II 15:1-6), где речь идет об Узияу: «В двадцать седьмой год (царствования) Йаровама, царя израильского, стал царем Азарьяу, сын Амацъяу, царя иудейского. Шестнадцать лет было ему, когда он стал царем, и пятьдесят два года царствовал он в Йерушалаиме. А имя матери его Йехолья, из Йерушалаима. И делал он то, что было праведным в очах Г-сподних, как все то, что делал Амацъяу, отец его. Только [жертвенные] возвышения не были упразднены: народ еще совершал жертвоприношения и воскурения на возвышениях И поразил Г-сподь царя, и был он мецора до дня смерти своей, и жил в доме свободных [мецораим]. А Йотам, сын царя, ведал дворцом [и] судил народ страны. А прочие деяния Азарьяу, и все, что он сделал, описано в книге летописи царей иудейских».
Пророк рассказывает, что Узияу был праведным царем, но в какой-то момент он был поражен цараат и потерял власть. Пророк не рассказывает, почему это произошло, а направляет нас к книге Диврей а-Ямим.
В Диврей а-Ямим (II 26:1-4,6-15) описание намного более подробное: И взял народ Иудеи Узияу, а ему [всего] шестнадцать лет, и поставил его царем вместо отца его, Амацъяу. Он построил Эйлот и возвратил его Иудее после того, как царь почил с отцами своими. В шестнадцать лет Узияу воцарился и пятьдесят два года царствовал он в Йерушалаиме. А имя матери его — Йехолья, из Йерушалаима. И поступал он справедливо в очах Г-сподних, так же, как поступал [ранее] Амацъяу, отец его… И он вышел, и сразился с плиштим, и разрушил стену Гата, и стену Явне, и стену Ашдода; и построил города в [области] Ашдода и у плиштим. И помогал ему Г-сподь против плиштим, и против аравитян, живущих в Гур Баале, и [против] меунитян. И давали амонитяне дары Узияу, и достигло имя его до пределов Египта, потому что был он силен чрезвычайно. И построил Узияу башни в Йерушалаиме над воротами угловыми, и над воротами долины, и на стыке, и укрепил их. И построил башни в пустыне, и вырубил много колодцев, потому что много скота было у него, и в низменности, и на равнине; [были также] земледельцы и виноградари в горах и на Кармеле, ибо он любил земледелие. И было у Узияу войско, для военных действий — армия, выходившая отрядами по числу командиров под началом Йеиэля, писца, и Маасеяу, надзирателя при Хананьяу, из сановников царских. Общее число глав семейств из храбрых воинов — две тысячи шестьсот. И при них армейская сила — триста семь тысяч пятьсот, способных сражаться с мужеством воинским, помогать царю против неприятеля. И приготовил для них Узияу, для всего войска, щиты и копья, и шлемы, и латы, и луки, и пращные камни. И сделал он в Йерушалаиме механизмы, искусно рассчитанные, чтобы они находились на башнях и на углах для того, дабы метать стрелы и большие камни. И пронеслось имя его далеко, потому что он удивительно помог себе, весьма окрепнув».
Обратим внимание, что тут содержится удивительное описание силы, могущества, удачи в экономике и военной сфере — во всех областях. Достаточно сказать, что армия Узияу насчитывала свыше 300 тысяч человек — удивительная цифра даже по нынешним временам, тем более 2500 лет назад.
Но дальше идет рассказ о его духовном падении (там же, 16-22): «Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его до нестерпимости, и он проявил вероломство пред Г-сподом, Б-гом своим, и вошел в храм Г-сподень, чтобы воскурить на алтаре воскурения. И пошел вслед за ним Азарьяу, священник, и с ним восемьдесят священников Г-сподних, людей мужественных. И воспротивились царю Узияу, и сказали ему: Не тебе, Узияу, воскуривать Г-споду, но священникам, сынам Аарона, освященным для воскурения; выйди из святилища, ибо ты изменил, и не [будет] тебе почета от Г-спода Б-га. И разгневался Узияу, — а в руке у него кадильница для воскурения; когда разгневался он на священников, проказа появилась на лбу его, перед лицом священников, в доме Г-споднем, у алтаря воскурения. И обратился к нему Азарьяу, Первосвященник, и все священники, и вот у него проказа на лбу его. И торопливо вывели его оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Г-сподь. И был Узияу, царь, прокаженным до дня смерти своей, и жил в доме, изолированном для прокаженных, ибо отлучен был от дома Г-сподня. А Йотам, сын его, ведал дворцом царским [и] судил народ страны. А прочие деяния Узияу, первые и последние, описал Йешайяу, сын Амоца, пророк».
Описание внезапного падения Узияу с больших высот в глубокую яму удивляет и пугает. Можем ли мы представить себе сильного царя, успешного во всем — как в духовном, так и в материальном — который хочет исполнить некое действие, совершает его прилюдно, и за это получает удар наотмашь: он публично опозорен, вынужден оставить трон и жить… на кладбище! Этому событию предшествовал духовный спад: Узияу хотел сделать то, на что имеют право исключительно коэны. Принесение воскурения — «кторет» — является связующим звеном между народом Израиля и Всевышним. И Узияу хотел принести смесь воскурения.
Когда человек приносит жертву, это символизирует его желание принести самого себя в жертву Всевышнему. Но когда человек приносит «кторет», это символизирует его готовность принести в жертву свою душу, свои желания и мечты. И это создает намного более сильную связь со Всевышним, чем та что возникает благодаря жертвоприношениям. И это то, что хотел Узияу. Но Всевышний, который видит скрытое, знал, что в основе действий Узияу лежала гордыня, а не желание стать ближе к Нему. А гордец должен отделиться и выйти за пределы трех лагерей.
Правда в том, что сообщенное нам выше отражает лишь часть произошедших тогда событий…
В течение всего праздника Суккот мы произносим «ошанот» — молимся и просим Всевышнего о воде, т.е. о пропитании, а также о Торе (поскольку она сравнивается с водой), и о других вещах. День Ошана Раба — это день, когда мы читаем очень много «ошанот», а последняя «ошана» является кульминацией их всех, и в ней идет речь о воскрешении мертвых: эта «ошана» содержит очень подробное, полное и яркое описание того, как в будущем будет происходить воскрешение из мертвых. Вот несколько стихов из нее:
Голос вестника возглашает и произносит: «Мощь спасения Твоего наступает».
Глас друга моего: вот он приближается! — возглашает и произносит.
Грядет он средь легионов ангелов, чтобы остановиться на Масличной горе — возглашает и произносит.
Он затрубит в шофар, и гора разверзнется под ним — возглашает и произносит.
Он нагрянул, воззрел и блеснул, и исчезло полгоры с востока — возглашает и произносит.
Осуществил слово Изрекший его, и пришел Он, и все святые Его с Ним — возглашает и произносит».
Источником описания того как разверзнется Масличная гора и из нее поднимутся мертвые является книга пророка Захарии (14:35): «И выйдет Г-сподь и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Масличной горе, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Масличная гора пополам — на запад и на восток, и [появится] весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу и половина ее — к югу. И побежите вы в Гэй Арай (горную долину), ибо достигнет горная долина Ацала; и побежите, как бежали вы от шума в дни Узияу, царя Йеуды; и придет Г-сподь Б-г мой — все святые с тобой!» Обратим внимание на то, что описание воскрешения из мертвых в «ошанот» основано на словах пророка Захарии, и у него написано, что воскрешение из мертвых будет настолько страшным, что народ убежит, как уже бежал из-за шума в дни Узияу. О каком шуме идет речь? Что за шум был в дни Узияу? Раши в своем комментарии на этот стих объясняет, что когда на лбу Узияу появилась цараат, это сопровождалось шумом мощного землетрясения. Это звучало настолько пугающе, что все убегали (именно этот случай вынудил Узияу переехать жить на кладбище, на Масличную Гору, и в будущем воскрешение мертвых на Масличной Горе снова будет сопровождаться шумом).
Пророк обращает внимание на это событие в другом месте, в книге Йешаяу (6:4): «И заколебались косяки (дверей) от голоса взывавших, и дом наполнился дымом». Раши объясняет, что голоса ангелов взывали в тот день, когда было землетрясение, о котором и сказано: «как бежали вы от шума в дни Узияу». «В тот день, когда Узияу пришел в Храм со смесью воскурения, был шум на Небесах: приговор ему — сожжение, так же как были сожжены 250 человек в пустыне (Бамидбар 16). И поэтому эти ангелы в стихе называются срафим, ведь они хотели его сжечь. Тряслась земля, чтобы проглотить его, ибо “думала” земля что его приговор — быть проглоченным землей, как Корах, который требовал коэнство. Вышла Бат Коль (Дочь Голоса — отголосок пророчества) и сказала: “Память для сынов Израиля…” (там же). И не будет другого такого, который будет требовать коэнство, как Корах, кого покарают проглатыванием, и как его общество, которое приговорили к сожжению. А лишь как слово Всевышнего из горящего куста о руке Моше: “Положи руку твою за пазуху” (Шмот 4). Моше вытащил руку, и была на ней цараат как снег. Так же и здесь цараат расцвела на лбу его».
Все три вышеприведенные описания — в Диврей а-Ямим, а также в книгах Захарии и Йешаяу — дополняют друг друга и дают нам полную картину произошедшего тогда. Узияу был наказан цараат несмотря на то, что не злословил и не клеветал. Согласно сказанному в трактате «Эрхин», его грехом была гордыня, и это один из грехов за который следует наказание цараат.
Нет никаких сомнений в том, что гордец вносит раздор между людьми: ведь он не может жить со всеми подряд — он другой, он важный, он лучше, чем все остальные (гордец также вносит раздор и между Всевышним и еврейским народом, о чем написано: «Я и он не можем находиться под одной крышей»).
Обсудим еще одного мецора, о котором писали пророки. Мы изучим афтару (отрывок из Пророков, читаемый в Шабат после недельной главы Торы) главы «Тазриа», а следом афтару главы «Мецора». Сейчас мы процитируем с небольшими сокращениями афтару «Тазриа» (Мелахим II 5:1-19): «Нааман, военачальник царя арамейского, был великим и уважаемым человеком у господина своего, так как через него Г-сподь дал победу арамейцам. И человек этот был храбрецом, [но] мецора. Арамейцы выходили бандами и взяли [однажды] в плен из земли израильской юную девушку; и служила она жене Наамана. И сказала она госпоже своей: пусть попросил бы господин мой пророка, который в Шомроне, тогда тот излечил бы его от цараат его! И пошел он (Нааман), и рассказал oб этом господину своему, говоря: так и так говорила девушка, которая из земли израильской. И сказал царь арамейский: иди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израиля. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра, и шесть тысяч золотых, и десять перемен одежд. И принес письмо царю Израиля, [в котором] было сказано: …а теперь, с приходом к тебе этого письма, вот, я посылаю к тебе Наамана, раба моего, чтобы ты излечил его от цараат. И было, когда прочитал царь Израиля письмо, то разодрал одежды свои и сказал: разве я Б-г, чтобы умерщвлять и оживлять, что этот посылает ко мне человека излечить его от цараат его? Вот, знайте же и смотрите, как он ищет повода [враждовать] со мною. И когда услышал Элиша, человек Б-жий, что разодрал царь Израиля одежды свои, то послал сказать царю: зачем разодрал ты одежды свои? Пусть придет он ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нааман на конях своих и на колесницах своих, и остановился у входа в дом Элиши. И Элиша послал к нему посланца сказать: пойди, омойся семь раз в Ярдене, и вернется к тебе чистота тела твоего, и будешь чист. И разгневался Нааман, и пошел, сказав: вот, я думал, что он выйдет ко мне, станет и призовет имя Г-спода, Б-га своего, и поднимет руку свою к месту [пораженному], и исцелит от цараат. Не лучше ли Амана и Парпар, реки дамасские, всех вод израильских? Разве я не [мог бы] омыться в них и очиститься? И повернулся он, и ушел в гневе. И подошли рабы его, и говорили с ним, и сказали: отец мой, [если бы] что-то большое сказал тебе [сделать] пророк, то разве ты не сделал бы? А тем более, когда он сказал тебе [только]: “Омойся, и будешь чист”. И спустился он, и погрузился в Ярден семь раз, по слову человека Б-жьего, и вернулась к нему [чистота] тела его, и [стало оно] как тело малого ребенка, и он очистился. И возвратился он к человеку Б-жьему, — он и все сопровождавшие его, — и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, узнал я, что нет Б-га на всей земле, а только у Израиля; а теперь прошу, прими дар от раба твоего. Но сказал он: [как] жив Г-сподь, пред Которым я стою, что я не приму. И тот упрашивал его взять, но он не согласился. И сказал Нааман: а если уж не [так], то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два мула, ибо не будет впредь раб твой приносить всесожжение и жертву другим Б-гам, кроме Г-спода. Но вот в чем пусть простит Г-сподь раба твоего: когда пойдет господин мой (царь) в дом Римона для служения там и обопрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Римона, то за мое поклонение в доме Римона пусть простит Г-сподь раба твоего в этом случае. И сказал он ему: иди с миром. И тот отъехал от него на некоторое расстояние».
Почему Нааман был поражен цараат? Быть может, по одной из причин, которые приведены в упомянутой выше гемаре в «Эрхин» (злословие, кровопролитие, ложная клятва, разврат, гордыня, грабеж и жадность)? Подходит ли что-то из этого Нааману? Теперь мы будем разбирать слова пророка. Первый стих объясняет нам, почему Нааман был настолько важным человеком: «Нааман, военачальник царя арамейского, был великим и уважаемым человеком у господина своего, так как через него Г-сподь дал победу арамейцам. И человек этот был храбрецом, [но] мецора». Раши объясняет, что имеется в виду под «победой Арама»: «Выпустил стрелу наугад и убил Ахава».
Если так, разве достоин Нааман оказываемого ему почета и своего положения? Не факт.
Интересно, что Элиша не проявил по отношению к Нааману того уважения, на которое тот расчитывал. Когда Нааман предстает перед ним, то Элиша не отвечает ему напрямую: «И Элиша послал к нему посланца сказать: пойди, омойся семь раз в Ярдене, и вернется к тебе чистота тела твоего, и будешь чист». Не уверен, что кто-нибудь из нас обиделся бы в подобном случае, но Нааман обиделся, и очень сильно: «И разгневался Нааман, и пошел, сказав: вот, я думал, что он выйдет ко мне, станет и призовет имя Г-спода, Б-га своего, и поднимет руку свою к месту [пораженному], и исцелит от цараат».
Что чувствовал Нааман? «Я думал, что он выйдет ко мне». Возможно, Элиша понял, что Нааман заслужил цараат за свою гордыню: просто выстрелив из лука, не целясь, он вдруг стал важным человеком… Элиша хотел преподать Нааману урок, но тот продолжил идти своим путем гордыни.
Откуда Элиша узнал, что Нааман гордец? Может быть он слышал о нем, а может благодаря духу святости? Или по тому, как Нааман пришел к нему: «И прибыл Нааман на конях своих и на колесницах своих, и остановился у входа в дом Элиши»? Он прибыл на своем коне и остановился у ворот дома Элиши. Другими словами, он ждал, что Элиша к нему выйдет.
Тем не менее, Нааману удалось преодолеть свою гордыню: он прислушался к совету своей рабыни и пошел к евреям, и в итоге он нашел в себе силы послушаться пророка и окунуться в Ярден.
После того как Нааман очистился, он вновь появился в доме Элиши, но на этот раз вел себя совсем по-другому: «И возвратился он к человеку Б-жьему, — он и все сопровождавшие его, — и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, узнал я, что нет Б-га на всей земле, а только у Израиля; а теперь прошу, прими дар от раба твоего». Теперь Нааман не стоит у ворот — он стоит перед Элишей. Я предполагаю, что в первый раз он даже не сошел с коня, а сейчас он на глазах у всех, кто его сопровождал, спустился на землю и вошел в дом.
Нааман вызвал раздоры в народе Израиля? Конечно, ведь это он убил царя Ахава, а главная роль царя в том, чтобы принести единство. И несмотря на то, что Ахав был злодеем, ему удалось установить великое единство в народе Израиля: Йеуда и Северное Израильское царство перестали воевать друг с другом (см. статью «Ахав и Изевель» МТ № 51, 52). Но как мы видели в случае с Узияу, уже сам факт гордыни приносит раздоры. Вся суть гордеца в том, что «есть я, и кроме меня никого нет». И Нааман, так же как и Узияу, был гордецом, и поэтому у обоих у них была цараат.
В завершение темы мы посмотрим, как описывается в этой главе поведение израильского царя: «И было, когда прочитал царь израильский письмо, то разодрал одежды свои и сказал: разве я Б-г, чтобы умерщвлять и оживлять, что этот посылает ко мне человека излечить его от цараат его? Вот, знайте же и смотрите, как он ищет повода [враждовать] со мною».
Царь совершает большую ошибку: от него не требовалось умерщвлять и оживлять — никто от него этого и не ждал. Все, что он должен был сделать — передать решение данного вопроса пророку. Но речь, наверное, идет о горделивом царе, потому что у него не возникает даже мысли делегировать решение вопроса Элише, и тем более не приходит ему в голову, что царь Арама имел в виду именно это, и ничего больше.
Пророк не упоминает здесь имени царя. Случайно ли это? Или он хочет намекнуть нам, что речь идет о царе, у которого «нет имени», т.е. нет реальной причины для гордыни. Личность этого царя схожа с личностью Наамана.
Продолжение следует…
Рав Яаков Баум,
глава коллеля в ешиве «Швут Ами», Иерусалим
Перевод Хаи Фельдман
[1] Мы не переводим слово «цараат» как «проказа», поскольку поражение, о котором идет речь, не имеет ничего общего с заболеванием проказы. В часности, цараат в Танахе может поражать не только человека, но и одежду, и стены дома. Цараат посылается с Небес в наказание за грехи, и в некоторых упомянутых случаях поражение проходит, и человек становится чист без какого бы то ни было медикаментозного лечения. — Прим. пер.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.