Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Цав, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Тогда скажут среди народов: “Великое сотворил Б-г с этими! Великое сотворил Б-г с нами — будем мы радостны”»[1].
Притча.
В одном городе жили два богача. У одного из них был умный и знающий сын, который стал раввином. Когда он впервые давал урок как раввин, его родители и вся его семья чрезвычайно радовались, а все жители города благословляли своих детей: «Да будет угодно Б-гу, чтобы ты был как он». А сын второго богача был разгильдяем и пьяницей, и воровал, пока не был пойман и приговорен к смерти. Но в последнюю минуту перед казнью, приговор был отменен, и его отпустили домой. Его семья собралась, чтобы отпраздновать его избавление, но никто не стал благословлять детей, чтобы удостоились таких празднеств.
Смысл этой притчи в том, что в эпоху, когда Храм разрушен и мы находимся в изгнании, о которой сказано: «Кто на смерть — на смерть, кто под меч — под меч…»[2], у нас бывает радость второго вида — от спасения из бед. Мы не пожелаем другому, чтобы он тоже был в беде и спасся. Поэтому о будущем избавлении сказано, что тогда радость будет особенно велика, так что в начале другие народы скажут: «Великое сотворил Б-г с этими!»[3] — и если бы Он и нам сотворил такие великие чудеса, мы тоже были бы рады. А потом Б-г пошлет нам радости, по которые мы скажем: «Великое сотворил Б-г с нами — будем радостны!»[4].
Теперь мы можем понять слова мудрецов в Мидраше: Сказал рабби Аба бар Каана: Это похоже на царя, у которого было два повара. Он велел одному из них приготовить блюдо. Тот приготовил, царь поел и ему понравилось. Затем он велел другому приготовить блюдо, и оно ему тоже понравилось. Как мы можем знать, какое блюдо ему понравилось больше? Когда мы видим, что он обращается ко второму и говорит: «Приготовь мне снова такое блюдо». Когда Ноах принес жертву, это понравилось Всевышнему, как сказано: «И обонял Б-г.приятное»[5]. И когда народ Израиля принес жертву, это понравилось Всевышнему. Как мы узнали, чье жертвоприношение понравилось Ему больше? Мы узнали это, когда Он повелел народу Израиля: «Запах приятный Мне храните, принося Мне жертвы». Прежде, чем продолжить объяснение, следует обратить внимание на смысл приношения жертв. Вся книга Ваикра в Торе посвящена жертвоприношениям. Говорит пророк от имени Б-га: «Зачем Мне ваши многочисленные жертвы?!»[6] И также следует понять, что такое пост по Торе. Известно, что функция поста — помочь человеку раскаяться и заслужить прощение. Почему же пророк говорит: «Разве такой пост изберу Я?»[7] Нам поможет здесь понимание слов пророка Ирмеяу: «Красть, убивать, … а потом предстоять предо Мною в этом доме, названном Моим именем, и говорить: “Спасены мы, чтобы дальше вершить эти нечестивые дела”»[8]. Смысл всего этого станет понятен с помощью притчи:
Притча.
У торговца были два должника, которые должны были вернуть долг. Первый пришел к торговцу и выплатил наличными все, что ему должен. Второй человек пришел к торговцу и начал извиняться оправдываться, что дом его сгорел, и ничего у него не осталось. Но поскольку он честный человек, и не хочет оказаться злодеем, который берет в долг, но не отдает, он собрал все, что у него осталось из пожитков, и принес торговцу в качестве оплаты долга. Он в слезах просит торговца принять это в счет долга. Торговец сжалился над ним и успокоил: «Знай, друг мой, что твоя выплата мне так же хороша, как выплата другого, который заплатил наличными!» Тем не менее, есть разница. Тому, кто заплатил наличными, торговец снова захочет продать товар в кредит, ведь он уверен, что тот снова заплатит. Не так обстоит дело со вторым должником. Хотя теперь он принял его выплату, сделано это было из-за отсутствия другой возможности. Но в будущем он не захочет вести дела с эти человеком.
Смысл этой притчи в том, что в этом и заключается разница между тем, кто выполняет заповеди и делает добро, и тем, кто приносит жертвы или постится, потому что является должником Всевышнего, сотворив грех. В первом случае, Всевышний доволен его прошлым поведением, и ждет от него праведности и в будущем. Во втором случае — Всевышний принимает выплату долга за прошлые грехи, но в будущем не захочет «вести с ним дела». Поэтому пророк удивляется: «Красть, убивать,.а потом предстоять предо Мною в этом доме, названном Моим именем, и говорить: “Спасены мы”, — чтобы дальше вершить эти нечестивые дела!» — Мы уже спасены от прошлых грехов, принеся жертвы, а теперь можем снова грешить.
[1] Теилим 126:2-3
[2] Йешаяу 15:2
[3] Теилим 126:2
[4] Теилим 126:3
[5] Берешит 8:21
[6] Йешаяу 1:11
[7] Йешаяу 58:5
[8] Ирмеяу 7:9-10
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»