Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваикра, Магид из Дубно, Еврейская притча
За каждую выполненную заповедь человек получает награду. Это называется награда за мицву. Но с постом дело обстоит по-другому. Человек постится не чтобы выполнить заповедь, а чтобы исправить совершенные грехи. Кто же просил его их совершать?! Поэтому награда за пост, — это ни что иное как цдака, милостыня, а не награда за труды. И можно еще проиллюстрировать это притчей.
Притча.
Один бедняк постучался в дом богача в середине ночи и попросил: «Я изнемог от голода, ведь я не ел уже целые сутки. Прошу тебя, дай мне хлеба подкрепиться!» Богач разгневался и велел его побить за то, что прервал его сон. На следующий день был пост 17 Тамуза, и богач тоже постился. По истечении поста он позвал бедняка разделить с ним трапезу, так как когда постился, хорошенько почувствовал, как мучился тот.
Это и есть: «Награда за пост — цдака». Награду человек получает не за сам пост, а за то, что обязуется впредь исправить свои поступки. Об этом говорит и пророк Йешаяу: «Разве такой пост изберу Я, что ты только мучаешь себя?… Но вот какой пост изберу Я: развяжи силки зла…»[1]. И еще надо объяснить другие слова пророка: «Ведь в день поста найдете себе желанное.»[2].
Притча.
Один бедняк купил козу и привел ее домой. Его жена очень обрадовалась, ведь теперь у нее будет молоко для голодающих детей. Она взяла ведро и стала доить козу, но не смогла ничего надоить. Тогда радость ее обернулась горем и она напустилась на мужа. Он сказал: «Следует немного потерпеть, дать ей травы и сена, и тогда можно будет ее доить!»
Смысл этой причти в том, что люди жалуются: «Почему ты не ответил нам, ведь мы постились! Чем же помог нам пост?!» На это Всевышний отвечает: «Вы сразу хотите получить желаемое, как только попостились. Но сначала Я должен увидеть, как повлиял на вас ваш пост, оставили ли вы свои грехи?» — «Вот какой пост изберу Я: развяжи силки зла. дай голодному от хлеба твоего.».
Притча.
Один деревенский житель остановился на постоялом дворе. Ночью его скот потоптал поле одного вельможи, и тот распорядился закрыть животных в его хлеве. Хозяин животных стал расспрашивать, как задобрить вельможу, и ему сказали: «Однажды такое уже случилось, и тот человек принес вельможе разные дары, и тот согласился вернуть ему скот». Так решил поступить и этот человек. Он взял подарки и отправился к вельможе. Того не было дома, и деревенский житель поставил подарки на его стол, пошел в хлев и забрал своих животных. Когда вельможа узнал об этом, то очень рассердился, ведь этот человек не выказал никакого сожаления и не просил смиренно прощения перед ним, а ведь это самое главное!
[1] Йешаяу 58:5-6
[2] Йешаяу 58:3
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи пришли в Египет со своими семьями. При этом они незримо объединились вокруг праотца Яакова. Дух наших праотцев — это секрет бессмертия народа Израиля.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин
Пожалуйста, скажи евреям, чтобы они попросили золота у египтян!
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Бенцион Зильбер
Ненависть к чужаку со временем проходит, если он и его потомки ассимилируются. Но у евреев всё наоборот: отказ от многовековых традиций приводит к вспышке антисемитизма. Почему это происходит?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йохевед и Пуа рисковали жизнью, нарушая приказ фараона убивать еврейских младенцев. Кто спас одного человека — как будто спас весь мир.
Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»
Перевод ключевых слов и комментариев