Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из книги р-т Хавы Куперман «Двенадцать колен еврейского народа»

О камнях первосвященника

Одним из важнейших элементов одежды первосвященника был хошен, особый нагрудник с прикрепленными к нему двенадцатью камнями, каждый из которых соответствовал своему колену[1]. Внутрь нагрудника было вложено и зашито высшее Имя Творца, состоящее из 72 букв. Если первосвященник был на должном духовном уровне, хошен на его груди давал возможность получить ответ на поставленный вопрос. Вопросы касались еврейского народа; ответы давались в виде «да» или «нет». Первосвященник должен был обладать способностью правильно прочитать ответ. Каким образом это делалось?

На каждом из камней было выгравировано[2] имя колена, и в момент, когда с Небес приходил ответ, часть букв гравировки начинала светиться.

Для того, чтобы получались ответы, должны быть задействованы все 22 буквы еврейского алфавита. Однако в именах 12 колен отсутствовали четыре буквы — не было хэт и тэт, что вместе составляет слово хэт — «грех» (что символично, ведь в еврейском народе нет греха, грешить могут только единицы, народ же в целом — никогда). Не было также букв куф и цадик, которые вместе составляют слово кэц — «конец». (Еврейскому народу нет конца. Когда говорят «в конце поколений», подразумевают конец поколений всех народов, кроме еврейского. Еврейский народ не имеет конца поколений, он вечен.)

Но как восполнялись недостающие буквы? С помощью пяти слов, добавленных на хошен. Три слова были именами праотцев: Авраам, Ицхак и Яаков. Особое значение имело имя Ицхак, так как в нем заключены сразу три нужные буквы — цадик, хэт и куф. Кроме этого, добавлялись еще два слова — шивтей Йешурун (колена Йешуруна[3]), где есть буква тэт.

Существует спор о том, как вписывались эти добавочные буквы. По одному из мнений, слова Авраам, Ицхак и Яаков располагались вверху, а шивтей Йешурун внизу. Согласно другому мнению, они были выгравированы на камнях каждого колена в таком порядке и таком количестве, чтобы на каждом камне оказывалось ровно шесть букв.

Колен всего 12, поэтому получается 6х12=72. 72 — это количество букв в великом Имени Всевышнего. Это также гематрия слова «милость» — хесед (хэт=8, самех=60, далет=4). Мир был создан в течение шести дней, и Всевышний творил только днем, а не ночью. 12 дневных часов, умноженные на шесть дней Творения, дают 72! Мир сотворен и существует во имя 12 колен.

Для примера покажем, как были расположены буквы на некоторых камнях.

Буквы на 12-ти камнях

Схема расположения камней хошена с выгравированными буквами

Начнем с рубина, камня Реувена. Имя Реувен на иврите пишется пятью буквами, и к ним добавлялся алеф от имени «Авраам». К имени Шимона, которое тоже пишется пятью буквами, добавлялся бэт, также от Авраама. А к имени колена Леви, которое пишется с помощью трех букв, были добавлены последние три буквы имени «Авраам». Единственный камень, на который ничего не было добавлено, принадлежал колену Биньямина, имя которого состоит из шести букв (и это — одно из проявлений полноценности и цельности данного колена, о чем говорилось выше [в книге]).

Камень Реувена, первенца Яакова, — óдем (красный) — это рубин. Рубин символизирует колено Реувена, неся в себе определенные качества. На иврите слова óдем и адам (человек) имеют одно и то же написание. Предназначение рубина — сохранять и оберегать жизнь (считается, что рубин защищает женщину от выкидыша). То же предназначение и у Реувена. В наделе, принадлежащем ему, появился первый город-убежище (в котором мог спрятаться нечаянно убивший и, тем самым, избежать расправы со стороны кровного мстителя — сохранить себе жизнь).

Именно Реувен принес своей матери цветок мандрагоры, чтобы она зачала. Слово «мандрагоры» (на иврите дудаим) похоже на слова одем и адам, оно содержит те же буквы. Знак колена Реувена — фигура человека. На флаге колена был изображен человек (или схожий с ним корень мандрагоры), что соответствовало предназначению Реувена — защитника жизни, предотвращающего кровопролитие. Он полностью противоположен Эйсаву (также имеющему имя Эдом). Символ Эйсава — как раз кровопролитие. Выше мы уже говорили о том, что Рамбан, анализируя особенности колена Реувена, проводит параллель между ним и понятием тшувы — раскаянием. Раскаивающегося человека заливает краска стыда. Камень Реувена — красного цвета.

Следующий камень принадлежит второму сыну Яакова — Шимону. Он называется питеда (по-видимому, зеленый топаз). Это камень зеленого цвета (см. Шмот 28, начиная с 17-го стиха), его привозят из Африки. Он обладает свойством охлаждать и гасить страсти. Топаз крайне необходим колену Шимона, подверженному страстям. Подробнее об этом см. в главе «Шимон и Леви».

Камень колена Леви — барекет (изумруд), это — сверкающий камень. По одному из мнений, Ноах, построив Ковчег, установил в нем изумруд, чтобы освещать внутреннее пространство, иначе в наглухо задраенном корабле было бы темно. Изумруд помогает в борьбе за святость. Как сказано в Устном предании, в момент рождения Моше весь дом наполнился светом (Моше — потомок колена Леви). И когда Моше сошел с горы Синай, его кожа светилась. Об этом говорится и в книге Коэлет: «Мудрость человека освещает его лицо». Как считает рабейну Бехае, изумруд — помощник мудрости.

Альшех, рассматривая особенности трех первых колен, делает вывод, что они (а вместе с ними и три первые камня) исправляют три самых тяжких греха — настолько тяжких, что мы должны пожертвовать своей жизнью, чтобы не совершить их. Речь идет об идолопоклонстве, с которым воюет Леви (именно это колено выступает против создания золотого тельца, благодаря чему избирается для священнослужения). Речь также идет о кровопролитии — его предотвращает Реувен; и о неудержимых страстях, которые гасит Шимон. Интересно, что название камня колена Леви, барекет, имеет ту же гематрию, что и выражение «некима аль овдей ґаавода зара» (с использованием принципа «добавление колеля») — месть идолопоклонникам.

Есть более поздний комментарий, автором которого является ученик и друг Бааль Шем Това рабби Яаков Йосеф из города Польна (Чехия). В своей книге «Толдот Яаков Йосеф» он написал: окончательное наказание за то, что имел в виду Альшех — за создание золотого тельца, — случится не позже 1941 года (так понимал его слова мой отец, рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти). Из чего он это вывел?

Если посчитать буквенную гематрию слова барекет, получится 702. Поскольку рабби Яаков Йосеф жил в конце 17-го и первой половине 18-го века, то есть в шестом тысячелетии от сотворения мира (соответственно, даты полностью должны были записываться так: пять тысяч такой-то год), а еврейские мудрецы и авторы комментариев, как правило, не указывают тысячелетие, в котором живут, оно традиционно подразумевается по умолчанию, соответственно, «702» обозначает лишь век и год шестого тысячелетия по еврейскому летоисчислению. И ни о каком другом тысячелетии речи нет.

Почему именно 41-й год? Потому что недельная глава, в которой Тора рассказывает о золотом тельце, называется Ки Тиса (гематрия слова тиса — 701, то есть имеется в виду 5701 год, если отнять от него 3760 (разницу между еврейским и григорианским календарями) — получим 1941 год по григорианскому календарю).

Комментируя слово тиса (подними), рабби Яаков Йосеф пишет: «В главе идет речь о пересчете евреев, то есть уместно было бы использовать выражение “когда ты будешь считать”. Но вместо “считать” мы видим совсем другое: “когда ты будешь поднимать голову”! Фраза “поднимать голову” здесь кажется неуместной, и это имеет совершенно определенный смысл».

Действительно, эта фраза использована специально для того, чтобы мы об нее спотыкались. Если вдуматься, в ней можно увидеть два противоположных контекста. Один из них трагичен: палач поднимает отрубленную голову, и в этом случае речь идет о гибели (в 1941 году недосчитались многих еврейских голов). Второй — совершенно иной и полностью оптимистичный. Он передает нам картину возрождения, обретения свободы, спасения и выхода из-под ненавистного гнета. (Пережив Катастрофу, евреи «подняли головы», создали свое государство, и даже показалось, что они обрели уважение в глазах народов мира.)

Виленский Гаон называет годом тяжелейшего наказания 1940-й. Другие еврейские комментаторы обращали внимание и на 5698-й (1938-й), из букв обозначения которого складывается слово тирцах, что значит «убей». В Десяти заповедях это слово встречается с отрицательной приставкой ло: ло тирцахне убей!

Камень Йеуды — нофех. Он имеет зеленоватый цвет и также связан со страстями (Йеуда не сдержался, увидев Тамар). Еще одна трактовка зеленого цвета — глубокие переживания.

Не зря говорят о человеке, что он «позеленел» от неловкости, от сожаления или от страшного стыда (в первой фазе стыда человек краснеет; если же он испытывает еще больший стыд, его лицо становится «зеленого цвета», также весьма популярно выражение «позеленел от злости»).

Йеуде была знакома не только первая, но и вторая фаза. Он испытывал страшный стыд от того, что случилось между ним и Тамар. Но это было не единственной причиной его переживаний, существовала и другая. Яаков долгие годы подозревал, что Йеуда — главный виновник гибели Йосефа. (Позже, благословляя, Яаков скажет Йеуде: «От растерзания моего сына ты поднялся!», что означает «я подозревал тебя как виновного, но Йосеф жив, значит, подозрения мои были беспочвенны — ты оправдан».) Йеуда хорошо осознавал это и все время от этого страдал.

Еще одна особенность камня нофех — в силе, которой он наделяет воина (такова сгула[4], связанная с этим камнем). Тот, кто его носит, одерживает верх над врагами. Враги поворачивают к нему свой затылок (боятся его и убегают).

Камень колена Иссахара — сапир (сапфир). (Нетрудно догадаться, что это особенный камень, так как Скрижали Завета были сделаны из сапфира.) Рабейну Бехае бен Ашер в своем комментарии указывает, что в книге Шмот (24:10; недельная глава «Мишпатим») Тора говорит: «И увидели они (старейшины народа) Бога Израилева, под ногами Его — сапфировый кирпич… и — как само Небо по чистоте». Кирпич на иврите — левена, корень этого слова — лаван — белый. Очевидно, кирпич имеет такое название из-за того, что, будучи помещенным в печь для обжига, белеет. Смысл этих слов — одна из самых больших тайн Торы.

Рабейну Бехае указывает также на то, что и в книге пророка Йехезкеля (1:26) в описании «Колесницы Всевышнего» (то есть схемы того, как Всевышний правит миром) сапфир занимает важное место: «Праведники — у Престола Всевышнего, а образ престола открывается им, как подобный камню сапфиру». У Престола Всевышнего, то есть «под ногами Всевышнего» находятся те, кто занимается Торой, их души «связаны в узел жизни» в непосредственной близости к Творцу, у подножия Его сапфирового престола. Цвет сапфира — темно-синий. Это не цвет высокомерия (как красный или зеленый), это — цвет скромности. Он красив как для молодых, так и для пожилых, и подходит всякому возрасту. Всевышний обитает среди кротких, среди тех, в ком нет высокомерия. Рабейну Бехае подкрепляет сказанное цитатой из пророка Йешаяу (57:15): «Я же — с тем, кто сокрушен и смирен духом».

Одним из свойств сапфира является его полезность для глаз (опять же, в аспекте сгулы). Если поводить им над глазами, зрение становится более острым. Колено Иссахара символизирует Тору, Тора озаряет глаза, делает их зоркими. Символика сапфира — занятия Торой. Считается, что сапфир помогает от боли в любом органе. Тора также исцеляет все тело. Как говорят мудрецы в трактате «Эрувин» (54а), «тот, у кого болит голова — пусть занимается Торой; что бы ни болело, пусть занимается Торой».

Колено Иссахара имело обширные познания в астрономии. Определение дат новомесячий было почетной обязанностью этого колена. Чтобы ее выполнять, приходилось внимательно смотреть в небо и учиться читать его, как книгу. Цвет вечернего неба, на котором присутствуют все созвездия, подобен сапфиру. Слова сапир (сапфир) и сефер (книга) созвучны.

Камень Звулуна — яалом, алмаз (его свойства были рассмотрены нами ранее).

Камень Дана — лешем, яхонт. С ним связана интересная история переселения этого колена. Освоение коленом Дана положенного Торой надела проходило не очень удачно. Это были земли на юго-западе, где жили плиштим (филистимляне). Филистимляне не давали евреям покоя, и потомки Дана пошли искать другую территорию. Вышли за пределы уже завоеванного Израиля и захватили еще не освоенный север. В книге Шофтим (гл.18) сказано, что место называлось Лаиш, а в книге Йеошуа (19:47) оно названо Лешем. По одному из мнений, потомки Дана решили завоевать и закрепить за собой эту территорию, поскольку именно здесь добывался их камень — лешем.

Одно из свойств яхонта — отражая, переворачивать лицо человека. Перевертывание характерно для Дана. То, что колено Дана на своей северной территории поставило идола (мы говорили об этом ранее), яркий тому пример. Перевернули: вместо Всевышнего поставили идола — вначале того, который был украден у Михи, позднее — золотого тельца. До севера не доходит свет, там с наибольшей вероятностью возможно идолопоклонство. Задача Дана — ликвидировать это зло, как в своем колене, так и в мире. Но поскольку подобное лечится подобным, он должен через это пройти.

Другой вариант названия территории, освоенной Даном, — Лаиш, лев. Моше сравнивает колено Дана со львом.

Камень колена Биньямина — яшпэ, яшма. Основной ее цвет — черный, также она бывает красной и зеленой. Особенное свойство яшмы — останавливать кровь, успокаивать. Яшма дана потомкам Биньямина из-за его мятущегося сердца. Узнав, что братья продали Йосефа в рабство, он терзался, не в силах решить, рассказать об этом отцу или нет. И все-таки сдержал себя, за что получил этот камень.

Камень колена Нафтали — шво. Рабейну Бехае называет этот камень «туркиза» (бирюза).

Камень колена Гада — ахлама. Рабейну Бехае назвает этот камень «кристалл» или «глаз телицы». Ахлама имеет красноватый оттенок. Сыновья колена Гада известны как искусные воины. Их камень — ахлама (название которого означает «воевать») придает воинам храбрости.

Камень колена Ашера — таршиш (предположительно хризолит). Он имеет оливковый оттенок. По другой версии, таршиш — камень голубого цвета, цвета моря.

Камень колена Йосефа — шоам. Рабейну Бехае переводит его название как «оникле». Йосефу достался именно этот камень, так как слово «Шоам» (שהם) созвучно с именем Всевышнего «а-Шем» (השם). О камнях колен написано немало серьезных книг. Желающие более глубоко и детально ознакомиться с этим вопросом могут прибегнуть к их помощи.

Книгу р-т Х. Куперман «Двенадцать колен еврейского народа» можно приобрести в нашем магазине


[1] Шмот, 28:15—30.

[2] Если быть точными, буквы не были выгравированы в обычном значении этого слова, то есть они не были рельефными — ведь камни должны были оставаться абсолютно цельными. Буквы были изображены на камнях посредством нанесения ровных «трещин», не менявших фактуру камней, по преданию, это делалось с помощью особого червя «шамира» (прим. ред.).

[3] Одно из имен народа Израиля.

[4] Здесь: трансцендентное влияние некоего вещества или объекта на материальную реальность. Сила этого влияния зависит от различных дополнительных факторов (прим. ред.).


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше