Темы: Первосвященник, Тецаве, Одежда, Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Облачение коэна
...Значение коэнского облачения должно стать очевидным из указаний, которые даются в заключительных стихах этой главы. Здесь нам сообщают, что характер коэнства и, таким образом, законность жертвенной службы настолько зависят от одеяний коэна и от каждой предписанной для них детали - нам говорят, что эти указания должны быть «вечным законом» - что без этого облачения коэн считается «чужаком» и нему применимо заявление «чужак, приблизившийся (к Святилищу) должен умереть» (Бемидбар 18:7). (См. Рамбам, Мишнэ Тора, Законы сосудов Святилища 10:4).
Тот факт, что коэнское облачение изготавливается на средства народа и принадлежит ему, делает ясным для нас, почему только коэн, одетый в эти одежды, может вообще считаться коэном. Лишь в этом облачении он входит в Святилище Закона как слуга нации. Лишь в этом случае исполняемый им ритуал действительно становится службой, которую нации приказано исполнять в Святилище Б-жественного Закона. Лишь таким образом идеи, выражаемые этим ритуалом, могут приобрести характер долга, исполнения которого требует данный нам Б-гом Закон. Лишь так ритуальное действие станет символом повиновения, осуществляемого на деле через преданность воле Б-га, как она раскрывается в Законе, адекватного подчинения тем требованиям, от выполнения которых зависит близость Б-га, способ самому приблизиться к Б-гу и также приблизить к Нему других.
Без этих одежд (изготовленных в соответствии с Законом) коэн ничем не отличается от обычного человека, и совершенный им ритуальный акт приобретает личностные черты, создавая отношение, обратно противоположное тому, которое должно прежде всего вызывать Святилище. Давайте отметим здесь со всей откровенностью, что без этого облачения индивидуальная личность совершающего служение коэна оказывается «голой» и, при всех неудачах и недостатках, которыми могут страдать даже лучшие из нас, он может с чрезвычайной легкостью сделаться самой несовершенной версией идеала, который должны символизировать жертвоприношения, совершаемые в соответствии с Б-жественным Законом. В этом духе Ошеа (4:8) сурово порицает недостойность коэнов своего времени: «Они едят жертвы за грех Моего народа и поднимают душу Моего народа до собственного греха», или «съедая жертвы за грех, они преподносят свои собственные греховные жизни в качестве примера для Моего народа».
Но коэн, облаченный в коэнское одеяние, представляется не личностью, каковой он в действительности является, но фигурой, соответствующей требованиям Б-жественного Закона. Самим актом облачения в священные одежды для службы в Святилище он дает понять и себе, и тем, кто рядом с ним, что, как личность, он, конечно же, неадекватен тем требованиям, которые символизирует Святилище.
... Объективно говоря, происхождение одежды занимает исключительно важное место в моральном воспитании человечества, следовательно; следовательно, одежда сама по себе приобрела огромное моральное значение. Одежда была впервые дана человеку Отцом человечества, когда Он отослал Своих детей из Ган Эден в школу труда и самоотречения со всеми сопутствующими этой школе опасностями, которые могли сбить человека с истинного пути и низвести до уровня зверя. Одежда как таковая - это напоминание о моральном призвании человека; это первая и самая отличительная особенность, которая характеризует существо, как принадлежащее к человеческому роду.
* * *
Характер и форма урим и тумим остаются загадкой. Однако этимология этих терминов предполагает «просвещение» и «совершенство» соответственно; אור означает не только свет, но также тепло и, фактически, непреодолимо истребляющую энергию огня. תומים - это множественное число от תום ( совершенство). Множественное число слов урим и тумим подразумевает множество предметов, которые обладают свойством или эффектом очищения и стимуляции духа и способствуют моральному совершенству. Единственными известными нам объектами, отвечающими этому описанию, являются слова Б-га, Его учения и заповеди, которые, беря свое происхождение из Источника высшего знания и совершенства, предназначены для оказания и способны оказывать на нас величайшее духовное и моральное влияние. Тора, которая хранится в ковчеге Завета, становится урим и тумим в груди каждого еврея и в сердце еврейского народа. Представитель нации, коэн гадоль (первосвященник), несет урим и тумим «на сердце» как сокровище, которое нужно беречь, а знание того, что есть истина и добро, будучи произведенным от Слова Б-га, становится משפט בני ישראל ( законом Сынов Израиля), ... надлежащим Израилю, соответствующим его призванию, тем, чего ему следует ожидать и к чему он должен стремиться в соответствии со своим призванием.
Поскольку это משפט בני ישראל может быть установлен только через урим и тумим, это означает, что цели и устремления Израиля должны формироваться только под влиянием урим и тумим, т.е. Израиль не может иметь никаких других желаний помимо тех, которые согласуются со стандартом «истины и добра», как они определяются Б-жественным Словом. Таким образом, «Пусть Аарон носит закон сынов Израиля на своем сердце перед Б-гом постоянно» (ст. 30) просто означает: Пусть Аарон носит на сердце перед Б-гом заботы Израиля, его желания и устремления во все времена.
* * *
Если мы вообразим стадии прогресса морального совершенства, олицетворяемые коэнским облачением, окажется, что их три. Шаровары и рубаха, символизирующие свободу от морального и социального зла, соответствуют идеалу צדק справедливости), который берет свое начало главным образом в негативной концепции. Мантия, которая символизирует приверженность человека всего диктату долга, соответствует צדקה ( праведности). А эфод, который символизирует посвящение всех ресурсов и способностей человека тому, чтобы служить орудием осуществления Б-жественных целей, соответствует חסד ( благоволению).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего