Темы: Ашгаха пратит, Спасение жизни, Рассказы, Батшева Эскин
Сколько неприятностей случается с каждым из нас каждый день! Как можно не нервничать, если автобус уходит из-под носа, если кредитная карточка оказывается заблокированной, если ребенок упал с велосипеда и поранился, если файл, над которым несколько человек трудились целый день, бесследно исчез с жесткого диска?
Еврейская Традиция учит, что всякое событие — будь то радостное или печальное, веселое или досадное — неслучайно, и каждое, даже самое маленькое, происшествие, является звеном в цепи таких же незначительных, на первый взгляд, звеньев. Только Вс-вышнему ведомо предназначение и конечная цель всех этих тончайших голосов, поющих в многомиллиардном хоре.
Иногда, правда, по мановению палочки Высшего Дирижёра, нам открывается смысл тех или иных событий — и это тоже неслучайно: ведь хотя мы верим в Б-га, и знаем, что всё, что делается, — только для нашего блага, но и нам нужно время от времени получить подтверждение, что Он любит нас, заботится о нас, раскручивает целый водоворот событий — только ради нас. И тогда мы удостаиваемся увидеть воочию, что такое — ашгаха пратит, личная забота Вс-вышнего о каждом из нас, которую также называют Б-жественным Провидением.
Рав Хебер много лет подряд организует летний лагерь для религиозных мальчиков в Монси. Лагерь — недешевое удовольствие в США, и родители копят деньги целый год, чтобы отправить туда своих детей. Несколько лет назад раву Хеберу позвонила одна женщина и с сильным русским акцентом стала упрашивать его, чтобы он взял её сына в лагерь.
Нет, денег у нее нет, она только что прошла через очень тяжелый развод, и воспитывает сына одна. Нет, её сын пока еще не религиозный, но она чувствует, что только нахождение в религиозной среде может уберечь мальчика от падения в такой непростой период. Она работает до позднего вечера, и если он не будет в лагере, то, болтаясь по улицам все каникулы, где же он окажется к осени?
Рав Хебер внимательно выслушал женщину. Ему показалось, что она говорит искренне. Запись в лагерь была уже закончена, женщина могла оплатить только малую часть всей суммы, и всё же рав Хебер принял решение взять ее сына.
Так Саша каждое утро начал ездить на подвозке из Бронкса в дневной летний лагерь в Монси. День в лагере начинался с молитвы на свежем воздухе. Во дворе стоял большой алюминиевый стол, мальчики садились вокруг него и молились Шахарит в тени огромного дерева.
Саше было непривычно молиться, он и на иврите пока читал не очень уверенно, но ему нравились мелодии и сама атмосфера, так что он просто сидел с сидуром в руках, слушал, старался уловить знакомые слова и наслаждался летним утром, тенью, шуршанием листвы.
В среду утром все шло, как обычно, и вдруг Саша закричал:
— Бегите, вставайте все и бегите! — И сам бросился прочь.
Мальчики не понимали, что происходит, но вскочили со своих мест и побежали вслед за Сашей. А за их спинами со страшным треском обрушилось огромное дерево, круша стол и стулья, на которых они сидели несколько секунд назад, сосредоточенно читая «Псукей де-Зимра»! На шум прибежали вожатые со всего лагеря и с облегчением увидели, что ни один мальчик не пострадал.
Рав Хебер, который уже успел немного пожалеть о своем решении взять Сашу, который вообще-то был не очень подходящей кандидатурой для религиозного еврейского лагеря, теперь увидел, из каких звеньев сложилось спасение всех мальчиков, сидевших под злополучным деревом. Страшно даже подумать, что было бы, если бы среди мальчиков, погруженных в молитву и не обращающих внимание ни на что вокруг себя, не оказалось бы одного, который отвлекался и рассматривал деревья вокруг…
Рабби К. как-то был приглашен провести шабат в гостях у знакомого в Уэзли Хиллз. Когда они возвращались после пятничной молитвы, началась снежная буря, и знакомый предложил рабби К. пойти коротким путём, предупредив, правда, что придется идти в гору. Рабби К. не мог предположить, что гора будет настолько крутой, а снег настолько густым, что он будет все время скользить и падать. Вдобавок у него не было перчаток, а держать руки в карманах не было возможности, потому что нужно было постоянно выкарабкиваться из снега.
Когда они были на середине горы, знакомый рабби К. понял, что идея оказалась не так хороша, и что лучше им вернуться и пойти пусть и длинным путем, зато надежным: вдоль дороги. Так они и поступили, но когда они наконец добрались до дома, пальцы рабби К. настолько обледенели, что он буквально не мог удержать в руках сидур, и пришлось минут двадцать отогревать руки, пока они не начали его слушаться!
Все это время, барахтаясь в снегу, и потом — шагая по пустынной дороге, — рабби К. думал: «Зачем я так мучаюсь? Зачем я полез в эту гору? Разве нельзя было сразу пойти по нормальной дороге? Какой смысл в моих отмороженных пальцах?» Ответ на эти вопросы он получил — на свадьбе своей внучки.
Летом того же года рабби К. и его жена были приглашены в ту же синагогу на брит-милу, но в этот раз, помня зимнее приключение, рабби К. постарался найти место поближе к синагоге — и нашел. В том доме, где они остановились на шабат, было семеро сыновей, и все семеро обладали замечательным музыкальным слухом и прекрасными голосами. Такого чудесного пения за субботним столом супруги К. не слышали больше нигде, кроме… Кроме дома их собственной дочери, чьи пятеро сыновей пели так же вдохновенно.
Неудивительно, что эта мысль пришла в голову рабби К. и его жене одновременно: старший сын хозяев мог бы стать прекрасным мужем для их внучки! Так оно в конце концов и произошло, и все, кто слышал объединенный хор двух породнившихся семей — на свадьбе, а потом — на Шева брахот, — уверяют, что наверняка именно так поют ангелы в Грядущем Мире!
Тогда Рабби К. и раскрутил у себя в голове всю цепочку, и понял, что, не будь того изнурительного путешествия в гору в снежную бурю, ему бы не пришло в голову искать дом, где можно будет остановиться на шабат поближе к синагоге, а ведь на Небесах уже было известно, кто станет мужем внучки рабби К. — оставалось только ему самому познакомиться с будущим женихом!
Был жаркий летний день, когда прихожане синагоги «Бейт Шалом» начали собираться возле входа, чтобы, как обычно, помолиться Минху. Ко времени молитвы сторож всегда открывал синагогу и включал там кондиционер, но в тот день двери оказались закрыты, никакого сторожа не было видно, и где был шамаш — тоже было неизвестно. Раздражение нарастало: ведь мужчины, выйдя из своих кондиционированных домов и сев в свои машины с кондиционером, совершенно не рассчитывали в такую небывалую жару томиться возле закрытой двери и мечтали скорее попасть в прохладу.
Попробовали позвонить шамашу — но его не было в городе. У кого еще были ключи — никто не знал. Попотев и помучавшись еще некоторое время, мужчины решили молиться прямо на улице. Закончился «Кадиш», и некоторые (но не все) уже приступили к молитве Шмонэ Эсре, когда к синагоге подъехал автомобиль, и из него вышел мужчина.
Мужчина стал обходить свой автомобиль и вдруг пропал из поля зрения. Люди решили, что он споткнулся и упал, и ожидали, что он вот-вот поднимется и появится. Но он не появился. Некоторые из молящихся побежали в сторону машины, чтобы проверить, в чем дело, и увидели, что человек лежит без сознания на проезжей части.
Кто-то крикнул: «Врача!» Один из прихожан оказался врачом, он подбежал к мужчине и тут же обнаружил, что у человека случился инфаркт. Пока одни делали непрямой массаж сердца и искусственное дыхание, другие вызвали скорую помощь и полицию. Приехавший полицейский вдруг спросил: «Кто-то еще есть в машине?»
Почему-то об этом никто не подумал. Заглянули в машину — и увидели там двухлетнего ребенка, который был пристегнут в своем детском креслице в запертой машине: он был весь красный! Нашли в кармане мужчины, лежащего на земле, ключи, открыли машину и вызволили ребенка. Папу и малыша доставили в больницу, и оба были спасены.
Если бы в тот день сторож пришел вовремя, или если бы шамаш не уехал в другой город, и никто бы не страдал от жары, стоя на раскаленной улице, — всё могло бы обернуться иначе: ведь все были бы в синагоге, никто бы ничего не увидел, улица была пустынна, и ребенок, и его отец могли погибнуть.
* * *
Вся наша жизнь — это результат заботы, которой щедро окружает нас Вс-вышний каждый миг, Ашгаха пратит. Мы с удовольствием отмечаем чудесные «совпадения», когда они напрямую приводят к неожиданному и приятному результату. Увидеть заботу Творца в событиях не самых приятных — для нас сложнее: ведь в эту самую секунду нам может быть больно, страшно, жарко, холодно, грустно, обидно, темно и даже невыносимо. Вспомним, что Вс-вышний не передавал управление миром никаким силам и стихиям и не оставил его на произвол случайности. Он всегда присматривает за нами.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.