Эта глава читается в неделю, на которую приходится Ханука.
Конфликт в семье Яакова, начавшийся между Йосефом и братьями, продолжается и во время ханукальных событий, которые начались именно с гражданской войны и не закончились и до нашего времени.
Один из самых важных аспектов этого конфликта — отношение к галуту.
Братья считают, что галут нужно переждать, отделившись и как можно меньше соприкасаясь с аборигенами.
Йосеф получил от Яакова знания, выученные им в ешиве Шема и Эвера, как быть праведным в поколении Потопа, то есть противостоять разврату, и также в поколении Вавилонской башни, то есть не идти к «великим целям» создания себе имени.
Позиция Йосефа по поводу галута противоположна позиции братьев: насколько можно активно влиять на ситуацию. Йосеф хочет ассимилировать Египет.
Опасность обоих подходов достаточно очевидна.
Мидраш в таких образах описывает ситуацию.
Братья — Йосефу: «Твои потомки поставят идолов в Израиле».
Йосеф — братьям: «Ваши потомки будут бегать и поклоняться тем идолам, которых поставят мои потомки».
Ханука (חנוכה) имеет один корень со словом (חינוך) хинух (образование)
Как дать детям (и себе) еврейское образование?
С правильным мировоззрением, мироощущением и приоритетом ценностей?
И при этом сделать прививку против негативных влияний, чтобы и наши дети, как и мы, могли бы им противостоять?
Как известно, Ханука началась с гражданской войны.
Ханукальная вставка в молитве говорит о том, что Творец предал «тмеим бе-яд теhорим» — «духовно-нечистых в руки духовно-очищенных».
Но טמאים тмеим (от טומאה тум'а — «духовная нечистота») могут быть только евреи.
Самая гражданская война — это война внутри нас.
И ассимиляция — процесс, также идущий постоянно и внутри нас.
Когда мы даже незаметно для нас впускаем внутрь Их взгляды, Их систему ценностей, мы ассимилируемся.
Когда мы меняем себя под влиянием Творца и Его Торы, мы способны ассимилировать Их.
Но ещё глубже и труднее найти правильный баланс между личным подходом и принадлежностью даже к правильной группе.
И здесь есть опасность ассимиляции в «религию».
Живое общение с Творцом — это не «я Тебе молитву три раза в день, а Ты мне за это достаток».
Это не «я беру хумрот (устрожения), потому что так делают вокруг» — беру и ненавижу.
Или я молюсь с такой скоростью, что у меня нет времени сконцентрироваться на том, что я говорю, и как это относится ко мне лично. Потому что так молятся все вокруг меня.
Я слишком горд, чтобы молиться или читать Теилим (псалмы) на понятном мне языке, хотя я не понимаю и половины того, что я читаю.
В результате наши внутренние дети, которым мы должны дать духовные знания, вообще остаются за бортом.
«Не делайте из иудаизма религию», — говорил рав М. Вайнберг.
Наш личный вклад в Тору (но именно в Тору) уникален и безумно ценен.
Также как ценно умение быть и чувствовать себя частью еврейского общества, соблюдающего Тору, получая то самое вкусное, чем оно нас способно накормить, и получая тот свет, которое оно излучает.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»