Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Хаей Сара, Авраам, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Выслушай нас, господин! Предводитель (в делах) Б-га ты среди нас»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказали мудрецы про Авраама: «Прекрасней ты всех других людей» — это Авраам. Ты прекрасен среди обитающих на Небесах», как сказано: «И ангелы кричали»[3]. Следующий стих: «Обезлюдили дороги, нет путников»[4]говорит о периоде, когда поднялись враги Израиля, и ангелы плачут на небесах о судьбе евреев, и вспоминают намеком Авраама, который принимал путников. «И ты прекрасен среди обитающих внизу», как сказано: «Предводитель (в делах) Б-га ты среди нас».
Эти слова мидраша следует разъяснить так: настоящий почет человек получает за свое поведение и свои качества, а не только за свое превосходство над окружающими. И на это намекнул мудрый царь Шломо: «Будут восхвалять человека согласно его уму»[5].
Притча. Один великий рав много лет был раввином большого города, а в старости переселился в небольшой городок, в котором жило намного меньше людей. Когда в этот городок приезжал гость и спрашивал, кто этот человек, ему отвечали: «Это раввин нашего города». И хотя это говорилось с уважением и желанием почтить его, все же это уменьшало достоинство этого рава, ведь по его мудрости, знаниям и другим качествам, он достоин был быть раввином большого города, в котором много мудрецов. Поэтому на вопрос о том, кто он такой, следовало бы отвечать, что это раввин большого города, который сейчас живет у нас. Смысл этой притчи в том, что хиттийцы, желали восславить Авраама не только за то, что по сравнению с ними он обладает более достойными качествами характера и поступками. Они хотели подчеркнуть, что он стоит вообще превыше всех, а потому назвали его «предводителем в делах Б-га» — то есть, он настолько выше других, что даже среди ангелов у него будет почетное место. Но теперь он находится среди них (но живет среди них не потому, что только там он достоин почета). И это то, о чем сказали мудрецы: «Прекрасней ты всех других людей» — он прекрасен по меркам, которыми оценивают людей, и нет никого прекраснее него. А сказанное: «Ты прекрасен среди обитающих на Небесах», означает, что Авраам прекрасен и по тем меркам, которыми оценивают обитателей Небес, как сказано: «И ангелы кричали… и плакали». «И ты прекрасен среди обитающих внизу», как сказано: «Предводитель (в делах) Б-га ты среди нас».
[1] Берешит 23:6
[2] Мидраш Берешит Раба 59:5
[3] Йешаяу 33:7
[4] Йешаяу 33:8
[5] Мишлей 12
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»