Маймонид писал, что если хочешь найти Б-га, смотри на природу.
Врач-философ, Б-гослов 12-го века, Моисей Маймонид, писал, что если вы хотите найти Б-га, первое, на что стоит обратить внимание — это природа. Он пишет в «Руководстве для заблудших», опубликованном в 1190 году: «Изучите естествознание (на иврите: madahteva ), если вы хотите постичь науку о Б-ге (madahElokoot)». Наука действительно открыла Б-га, и сделала она это открывая секреты природы.
До конца 1960-х годов большинство ученых считало, что вселенная вечна; нет ей начала и, возможно, нет конца. Это мнение было настолько сильно встроено в научное мышление, что даже Альберт Эйнштейн изменил свое знаменитое космологическое уравнение с динамической модели (расширяющейся или сжимающейся вселенной) на статическую неизменную модель. Работа Эдвина Хаббла и Генриетты Левитт исправила это заблуждение.
Основываясь на растяжении световых волн, излучаемых удаленными галактиками, они обнаружили, что Вселенная расширяется, так что пространство фактически растягивается. Однако идея вечной вселенной осталась. То, что вечная вселенная полностью противоречила вступительным предложениям Торы, похоже, не беспокоило научное сообщество. Тора содержит важные этические учения, но, конечно, она не является источником для открытия нашей космической истории.
А затем, в конце 1960-х годов, Арно Пензиас и Роберт Уилсон открыли «эхо» творения большого взрыва, остаточную энергию первоначальной энергии творения, которая сегодня наполняет все пространство. Теория состояла в том, что, если бы у вселенной было начало, то это был бы взрыв сверхмощного излучения (по существу сверхмощных «световых лучей»).
В одно мгновение, картина вечной вселенной испарилась. Было начало: феноменально важное изменение парадигмы.
В течение огромного количества времени, по мере того, как вселенная все расширялась и расширялась, первоначальная энергия становилась бы все более и более разбавленной в увеличивающемся объеме вселенной. Исходя из текущего распределения вещества во Вселенной, расчетная плотность энергии, оставшаяся от первоначального Большого взрыва и последующего заполнения всего пространства, будет выше в диапазоне от 2 до 5 градусов, того, что известно как абсолютный ноль (около минус 273 градуса по Цельсию или минус 460 градусов по Фаренгейту). Обнаруженная Пензиасом и Уилсоном универсально распределенная фоновая энергия микроволн с 3 градусами цельсия точно соответствовала предсказанию того, какой была бы эта энергия, если бы действительно было начало, создание нашей великолепной вселенной (ср. Бытие 1: 1), Действительно, это излучение составляет около 1% снегоподобной статики, которую вы видите на экране телевизора, если вам случится настроиться на канал, по которому нет текущей передачи.
Пара была награждена Нобелевской премией за их открытие. В одно мгновение, картина вечной вселенной испарилась. Было начало: феноменально важное изменение парадигмы. Тора (Бытие 1:1) все-таки попадает в точку. Было творение. Теперь остался только один вопрос: было ли это творение организовано Б-гом или это какая-то странная случайность?
Роберт Джастроу, один из основателей НАСА, описал свои отношения с религией следующим образом: когда ученый пишет о Б-ге, его коллеги предполагают, что он либо сам религиозный, либо сходит с ума. В моем случае с самого начала следует понимать, что я агностик в религиозных вопросах. Мои взгляды на этот вопрос близки взглядам Дарвина, который писал: «Моя теология — просто путаница. Я не могу смотреть на Вселенную как на произведение слепого случая, но я не вижу никаких доказательств разумного замысла в деталях» (Б-г и астрономы).
С «агностическим» подходом Джастроу к теологии, его оценка открытий, сделанных в астрономии, немного удивляет:
«Астрономы теперь обнаруживают, что загнали себя в угол, потому что своими собственными методами доказали, что мир начался внезапно с акта творения, от которого можно отследить зарождение каждой звезды, каждой планеты, каждого живого существа в этом Космосе и на Земле. И они обнаружили, что все это появилось, как продукт действия сил, которые они даже не смеют надеяться обнаружить. То, что я или любой другой назовет работой сверхъестественных сил, сейчас, я думаю, уже научно доказанный факт ».
«Для ученого, который жил своей верой в силу разума, история заканчивается как плохой сон. Он взобрался на горы невежества, он собирается покорить самую высокую вершину; когда он подтягивается на последний камень, на нем его встречает группа Б-гословов, которые сидят там веками ».
То, что у нашей вселенной было начало, создание, кажется, «научно доказанным фактом» (Б-г и астрономы, Роберт Джастроу)
Блестящее осознание того, что это создание нашей физической, богатой жизнью вселенной могло быть создано из физического ничего, посредством квантовых колебаний, то есть по законам природы, было впервые задумано профессором Эдом Трионом.
Профессор Трион недавно подвел итоги своего понимания. «В 1973 году мне пришло в голову, что теория относительности и квантовая теория могут подразумевать самопроизвольное создание вселенных из ничего. Если это так, то материя и энергия должны быть не фундаментальными, а лишь проявлением основных законов. Конечной реальностью будут сами законы — разум Б-га Эйнштейна ».
Впервые он опубликовал эту работу в престижном рецензируемом журнале Nature , одном из двух ведущих мировых рецензируемых научных журналов, озаглавив ее «Является ли Вселенная флуктуацией вакуума?» (Nature, декабрь 1973 г.). В настоящее время текущая информация на веб-сайте НАСА приписывает создание нашей вселенной «квантовым колебаниям». Все, что вам нужно для создания вселенной путем большого взрыва, — это законы природы — это «все, что вам нужно» — есть огромная «нужда». Откуда берутся такие творческие законы природы? По словам профессора Джастроу, мы можем спросить Б-гословов.
То, что Б-г, возможно, использовал квантовое колебание, то есть законы природы, для создания вселенной, не представляет никакой теологической проблемы. Всюду в Торы Б-г последовательно использует природу, когда природа может выполнить работу. Если вы создаете законы, вы можете использовать их! Б-г использовал ветер, чтобы расступилось море при Исходе (Исход 14:21), и ветер, чтобы навести библейскую казнь саранчи. Как и в случае с природными ветрами, квантовое колебание может быть инструментом, используемым библейским Б-гом.
Профессор астрономии Фред Хойл придумал термин «большой взрыв» как термин насмешки, даже издевательства. Изначально Хойл был в той группе, которая одобряла вечную вселенную. В начале 1950-х, во время радиоинтервью на BBC, человек, берущий интервью у профессора Хойла, спросил, что Хойл думает о тех ученых, которые сказали, что существует творение. Он ответил: «О, они думают, что произошел большой взрыв». Пресса подхватила термин «большой взрыв», и это выражение стало светским способом сказать «творение» без необходимости использовать термин «творение», который для светского человека содержит нежелательные намеки на Творца. (Более поздние исследования Хойла по генерации элементов между водородом {# 1} и ураном {# 92} в ядрах взрывающихся звезд убедили Хойла не только в том, что было творение, но, тем более, в том, что за всем этим предприятием стоял разум.) Термин «большой взрыв» не говорит о том, что заставило «большой взрыв» взорваться.
Четыре научных утверждения описывают природу творения:
а также,
Тора, 3500 лет назад, описала начало нашей вселенной. Прошло несколько тысяч лет, и наука догнала Библию. Не менее важно то, что и наука, и Тора согласны с тем, что существовало только одно физическое творение. Все во вселенной, от звезд галактик до молекул вашего тела, создано из этого первоначального всплеска энергии.
Это не поэзия и не новая эра. Это реальность. Когда вы смотрите в зеркало утром, вы буквально смотрите на энергию творения в совершенно особой форме, на вас самих. Это так же буквально верно, как и такой неоспоримый факт, что когда вы пьете воду, вы пьете водород и кислород в особой форме, называемой водой.
Но как этот потрясающий поток неодушевленной материи превратился в сложно сбалансированное хитросплетение жизни? Что привело к этому? Лучи света создания большого взрыва буквально ожили, осознавая, что они живы. Лучи света научились любить, чувствовать радость, удивляться своему бытию. Чудо жизни не в том, сколько времени прошло, 6 дней или 14 миллиардов лет. Удивительно, что это произошло, и по существу, вся наука согласна с этим сценарием.
Законы природы не являются физическими. Они создали физическое.
Рассмотрим феноменальные последствия этого научного утверждения. Если законы природы создали вселенную, они должны предшествовать вселенной. Они предшествуют физическому миру. Они предшествуют нашей концепции времени. Законы природы не являются физическими. Они создали физическое.
Соберите все это воедино.
Сила, не физическая, но способная взаимодействовать с физическим, вне и предшествующая нашему пониманию времени, а также вне и предшествующая нашей вселенной, создала нашу вселенную из физического абсолютно ничего.
Это звучит знакомо?
Вы можете заметить, что это соответствует описанию Торы о творении, созданном Б-гом Торы.
В ответ атеисты сказали мне: «Если ты хочешь называть это Б-гом, называй его Б-гом». Но эти скептики будут настаивать на том, что Б-г, которого открыла наука, не будет Б-гом, который мог бы взаимодействовать с созданным. Б-г науки — это деистический Б-г, Б-г, который сотворил вселенную, ввел законы природы и позволил ей действовать по собственному почину. Тора, однако, утверждает, что Б-г созидающий интересуется и принимает активное участие в сотворенном мире, который Он создал.
Итак, как мы можем определить, является ли Б-г творения Б-гом Торы, Б-гом, который активно участвует в сотворенном мире?
Во Второзаконии 32: 7 Моисей учит, что есть два источника информации, раскрывающих Б-га, действующего в этом мире. Там Моисей утверждает, что если вы ищете свидетельства активного Б-га, «Помните старые времена» — изучайте поток событий в течение шести дней творения или «рассматривайте поток событий из поколения в поколение» — ищите намеки на божественное вмешательство в течение истории.
Примером намека на божественное вмешательство является случай, когда статистические данные показывают, что ряд событий настолько маловероятен, что лучшим ответом будет «удача». В первой войне в Персидском заливе Ирак выпустил 39 ракет «Скад» в густонаселенные районы Израиля и вокруг Тель-Авива. В этих 39 попаданиях был только один смертельный исход непосредственно от взрывов бомб или разрушающихся зданий. Научный журнал Nature , один из двух самых уважаемых научных журналов в мире, опубликовал статистический анализ ожидаемого числа погибших в соответствии с плотностью населения и типами зданий на обстрелянных объектах. Статистически ожидаемое количество погибших было значительно выше, чем на самом деле. В журнале было написано, что низкий процент жертв, слава Б-гу, был «удачей». Одно место за другим получались «везучими». Это, конечно, может быть удачей, но потом возникает вопрос, почему удача выпадала раз за разом?
Происхождение жизни из неживых, казалось бы, инертных камней и воды и различных элементов, а затем развитие сложной жизни из первых форм жизни — это две загадки, для поиска ответа на которые даже известный общепризнанный атеист Ричард Докинз призывает удачу, или если не удачу, то тогда мечту о никогда не наблюдаемой, никогда не доказанной, вечной сфере существования, населенной почти бесконечным числом вселенных, каждая со своим уникальным набором законов природы. Вот слова Докинса из «Божественной иллюзии» о происхождении жизни и ее развитии:
«Мы можем иметь дело с уникальным происхождением жизни, постулируя [никогда не доказанное и никогда не наблюдаемое и никогда даже не намекаемое наукой] очень большое количество планетарных возможностей. Как только эта первоначальная удача была предоставлена … может случиться так, что происхождение жизни — не единственный серьезный пробел в эволюционной истории, который объясняется явной удачей … Происхождение эукариотической клетки (наша разновидность клетки с ядром и различными другими сложными особенностями, такими как митохондрии, которых нет у бактерий), были еще более трудным и статистически невероятным шагом, чем происхождение жизни. Происхождение сознания может быть еще одним серьезным пробелом, того же порядка невероятности» (выделение добавлено по поиску термина «удач» в архивной полнотекстовой версии — номера страниц в архивированной версии отсутствуют).
Фрэнсис Крик, один из ученых, которые получили Нобелевскую премию за открытие структуры и роли нашего генетического кода ДНК и который описал свою теологическую позицию, как агностика с предубеждением к атеизму, изо всех сил пытался объяснить появление жизни на Земле: « Честный человек, вооруженный всеми имеющимися у нас сейчас знаниями, может лишь утверждать, что в некотором смысле происхождение жизни, в настоящий момент, кажется почти чудом, поэтому существует много условий, которые должны были бы быть выполнены, чтобы это произошло».
И все же, несмотря на всю сложность, жизнь на Земле началась удивительно быстро. Самые старые камни, которые могут содержать окаменелости, уже содержат окаменелости микробов, некоторые из которых подвергаются клеточному делению. Тот факт, что генетический код ДНК и система считывания информации, хранящейся в коде ДНК, идентичны для всех форм жизни, указывает на то, что как только образовалась ДНК, система с самого начала правильно оценила ее огромное значение!
Столь же интригующим является то, что нет никаких свидетельств эволюционных изменений или модификаций в ДНК, однако можно было бы ожидать эволюционных изменений или изменений в развитии для улучшения или новизны за миллиарды лет, в течение которых система работала. Другие базовые системы хранения и передачи информации, такие как язык и письменность, претерпели огромные и фундаментальные изменения во времени и в разных местах. Возникает вопрос: могла ли неуправляемая природа создать такое генетическое совершенство за один раз?
Так как же светское научное сообщество объясняет жизненно важный успех нашей вселенной? Призывая к размышлению о существовании почти бесконечного числа других вселенных, каждая из которых имеет свои уникальные законы природы, образованные случайным броском космических костей. Бесконечное количество вселенных означает бесконечное количество шансов получить случайным образом именно те законы природы, которые необходимы для формирования сложной жизни. Мы, конечно, живем в такой счастливой вселенной. Нет прямых данных, которые раскрывают бесконечное количество вселенных или любое другое количество вселенных, кроме нашей.
На этих воображаемых, но никогда не наблюдаемых уникальных местах в космосе атомы случайным образом соединяются и разъединяются, проводя испытание за испытанием почти бесконечное число раз, до тех пор, пока жизнь не возникает случайно, или, аналогично, случайное соединение молекул, а затем и клеток для появления эукариотические клетки, а затем и сознания в кластере клеток. Если этого предполагаемого огромного количества вселенных или планет не существует, то единственное объяснение — это «удача», такая же, как удача «Скадов».
Бернард Карр, профессор математики и астрономии в Университете королевы Марии в Лондоне, писал: «Если вы не хотите Б-га, вам лучше иметь мульти — вселенную» (цитата из журнала «DiscoverMagazine», декабрь 2008 года). Логическое заключение Карра вытекает из реальности того, что существует много физических констант, которые должны беспрепятственно работать вместе. Изменение любого из них или всех их вместе может исключить возможность образования сложной жизни.
Но можем ли мы действительно иметь все эти физические константы по счастливой случайности на одном броске космической кости?
Согласно наиболее читаемому научному журналу ScientificAmerican, за один бросок космических костей это было бы статистически практически невозможно, поскольку свойства атомных и субатомных частиц, способствующих формированию жизни, настолько специфичны.
Вот лишь некоторые из многих примеров нашей жизнетворной «удачи»:
Процесс образования необходимого атома углерода настолько комплексный и, тем не менее, настолько распространенный, что обладатель рыцарского титула астроном сэр Фред Хойл, который начал свою научную карьеру в качестве теологического скептика, был вынужден написать в научном журнале престижного Калифорнийского Технологического Института (CalTech):
«Разве вы не сказали бы себе: “Какой-то сверхточный интеллект, должно быть, спроектировал свойства атома углерода, иначе шанс возникновения такого атома [углерода] посредством действия слепых сил природы был бы ничтожно мал?” Конечно, вы бы сказали так… Объективная интерпретация фактов предполагает, что сверхинтеллект связался с физикой, а также с химией и биологией, и что в природе не существует слепых сил, о которых стоит говорить. Числа, которые каждый может вычислить на основе фактов, кажутся мне настолько ошеломляющими, что практически ставят этот вывод вне пределов всякого сомнения». (Инженерно-научный журнал Калифорнийского Технологического Института, ноябрь 1981, стр. 8-112)
Почти невероятно, что углерод, который является наиболее распространенным элементом в нашей вселенной, находится в твердом состоянии в диапазоне температур, в котором вода является жидкой. Жидкая вода и углерод — две необходимые составляющие жизни.
Так что теперь у нас есть вселенная с физическими свойствами, настроенными на появление жизни. Но это не гариантирует, что жизнь возникнет. Нам нужна дружественная для жизни платформа. Мы называем ее Землей. Он имеет очень правильную массу, чтобы иметь правильную гравитацию, чтобы удерживать нужную атмосферу с достаточным количеством кислорода, чтобы обеспечить сгорание (для производства энергии), но с избытком «инертного» азота в атмосфере, чтобы не происходило спонтанного возгорания органического вещества.
Далее, у нас есть наклонная ось, позволяющая солнечному свету распределяться по большей части поверхности планеты, чем если бы эта ось была либо вертикальной, либо горизонтальной относительно плоскости вращения вокруг солнца. Все это находится на таком расстоянии от солнца, чтобы позволить воде быть жидкой, а не только льдом, как на Марсе, следующей планете от Солнца или только паром, как на Венере, следующей к Солнцу планете (температура на поверхности Венеры составляет приблизительно 460 С; при этой температуре расплавляется свинец).
Многие люди отмечают, что по мере нашего продвижения от Солнца, каждая из 7 внутренних планет и пояса астероидов (то, что было бы планетой, если бы массивная гравитация Юпитера не нарушила ее формирование), находится приблизительно [+/ — 10% ] вдвое дальше от Солнца, чем предыдущая планета — за одним исключением — Земля. В этом распределении не было бы земли там, где она есть. И это «непоследовательное» земное местоположение ставит Землю в единственную обитаемую зону в нашей солнечной системе (достаточная солнечная энергия, достигающая земли, чтобы сохранять воду жидкой, но не настолько горячей, чтобы ее испарить).
Даже при всей этой тонкой настройке человеческие существа и все другие земные формы жизни не существовали бы, если бы не еще одна «случайная» причуда природы: на самых ранних этапах своего формирования планета Земля была расплавлена. Гравитация превратила расплавленную землю в сферу [поэтому Луна, планеты, солнце — это все сферы, а не, например, кубы], которая имела более или менее «гладкую» поверхность — не как гладкость бильярдного шара, но и не с высокими горами и глубокими грядами. Когда поверхность остыла, на ней образовалась твердая кора. Кора раскололась на блоки размером с континент, которые разошлись друг от друга, явление, известное как дрейф континентов.
Например, глядя на глобус, мы видим, что выпуклость Бразилии в Южной Америке вписывается в нишу Западной Африки. Когда блоки двигались [около 30 мм в год], кора перед ними накапливалась, увеличивая возвышение поверхностей блоков, формируя континенты. Если бы этого сдвига (называемого тектоникой плит) и последующего подъема высоты не произошло, сухая земля континентов не образовалась бы. Это звучит невинно, пока мы не обнаружим, что если бы не было континентального дрейфа, земля оставалась бы относительно гладкой, и количество воды в океанах покрыло бы всю Землю на глубину 2,5 км (1,5 мили). Даже на самих континентах, земная поверхность примерно на 70% покрыта водой. Есть водные виды жизни обладающие разумом, но нет ни одного с достижениями наших наземных технологий.
Это лишь некоторые из многих примеров того, что известно как «антропный принцип». Как заявил известный физик Фриман Дайсон, «вселенная знала, что мы придем».
В поисках ответа на вопрос о начале жизни нобелевский лауреат-биохимик Кристиан де Дюв был вынужден написать:
«Если вы приравняете вероятность рождения бактериальной клетки к случайной сборке ее атомов, вечности не хватит, чтобы произвести хотя бы один … Скорость, с которой эволюция начала двигаться, как только она обнаружила, так сказать, правильный путь, и по-видимому, автокаталитическая манера, с которой она ускорялась, поистине удивительна … [все же] шанс и один только шанс сделали все это. Но это не так, как некоторые считают, что в этом утверждении и содержится весь ответ, — шанс, не работал в вакууме, предоставленный сам себе. Он действовал во вселенной, управляемой законами и делался из материи, наделенной особыми свойствами. Эти законы и свойства являются ограничениями, которые формируют эволюционную рулетку и ограничивают числа, которые могут выпасть. … Столкнувшись с огромной суммой удачных розыгрышей, стоящими за успехом эволюционной игры, можно законно задаться вопросом, в какой степени этот успех фактически записан в ткани вселенной» (Экскурсия по живой клетке, Кристиан де Дюв).
Другими словами, учитывая, что вселенная выглядит такой удивительно подходящей для жизни, было бы неразумно делать вывод, что сложная, гостеприимная, дружественная жизни вселенная является результатом просто счастливого случая.
Покойный нобелевский лауреат биохимик Джордж Вальд, в начале своей карьеры, решительно заявил, что единственные необходимые составляющие для начала развития жизни, были временем и счастливыми случайными реакциями. Тем не менее, основываясь на своих более поздних открытиях, Вальд писал:
«В последнее время мне пришло в голову — я должен сначала с некоторым шоком признаться в своих научных чувствах — что оба вопроса [происхождение жизни из неживой материи и происхождение сознания, возникшего из неживой материи] могут быть поставлены в некоторую степень соответствия. Это соответствует предположению, что разум не возник, как поздний результат эволюции жизни, а существовал всегда как матрица, источник и состояние физической реальности — то, из чего состоит физическая реальность, является веществом разума. Именно разум создал физическую вселенную, которая порождает жизнь и, в конечном итоге, порождает существа, которые осознают и создают: животных, создающих науку, искусство и технологии. В них вселенная начинает познавать себя ». (Жизнь и разум во Вселенной; Международный журнал по квантовой химии; симпозиум по квантовой биологии; 11 [1984])
«Разум», как фундаментальное качество всего существования, и «материя», как выражение идеи, записанной в ткани вселенной, — эта картина ни в чем не соответствует портрету неуправляемой природы доктора Хокинга.
В течение двух веков Исаак Ньютон был наукой. Сила равна массе, умноженной на ускорение; три закона движения. Это был полностью материалистический, классически описываемый, логичный мир. Затем появился Альберт Эйнштейн и законы относительности. Мы обнаружили, что скорость течения времени варьируется от места к месту во вселенной. Как ни странно, время в некоторых местах течет быстрее, чем в других. Пространство может изгибаться. Энергия может изменить форму и стать материей. Вселенная гораздо менее логична, чем та, которую описал Ньютон.
И теперь квантовая физика, квантовая механика, и твердыня, которую мы воспринимали как материю, превратились в то, что можно назвать мыслью, идеей, даже разумом.
Каждый прогресс науки продвигал наше понимание дальше от материалистического мира к миру, который все ближе к метафизическому. Наука отказалась от мифа материализма.
Первая часть Второзакония 32: 7, «помни дни древние», находится в отрывке о сотворение Б-гом вселенной. Вторая часть этого стиха, «рассмотрите течение жизни из поколения в поколение», утверждает, что мы можем понять, что Б-г активен в потоке событий, изучая социальный поток истории. Проявляет ли социальная история свет библейского Б-га, Силу, глубоко интересующуюся Своими творениями, в отличие от индифферентной версии Творца?
Тора утверждает, что в течении жизни есть маркер, который указывает на активное участие Б-га в истории. Этот маркер согласно явному утверждению в Торы — еврейский народ. Тора утверждает, что еврейская нация всегда будет выделяться, к лучшему или к худшему, но всегда будет необыкновенно очевидно присутствующей в ходе истории. Слово «святой» на иврите кадош не означает лучше или чудеснее. Это означает отдельно, отделенный. Это точная параллель слову «иврит», что означает «с другой стороны», «отдельный».
Б-г использовал еврейский народ как маркер Б-жьего присутствия, чтобы сделать это Присутствие явным среди народов. Об этом свидетельствует тот факт, что еврейский народ выжил — даже процветал — перед лицом изгнания, рассеивания и стойкого антисемитизма.
Как писал Лев Толстой:
Что такое еврей? … Что это за уникальное существо, которого все правители всех народов мира опозорили, раздавили, изгнали и уничтожили; преследуемые, сожженные и утопленные, которые, несмотря на свой гнев и ярость, продолжают жить и процветать. Что это за еврей, которого им никогда не удавалось соблазнить всеми искушениями в мире, чьи угнетатели и преследователи тщетно предлагали ему отрицать (и отринуть) свою религию и отвергать верность своих предков ?!
Еврей — это символ вечности. … Он тот, кто так долго охранял пророческое послание и передавал его всему человечеству. Такие люди, как этот, никогда не исчезнут. Еврей вечен. Он воплощение вечности. «Кто такой еврей?», напечатано в журнале «Еврейский мир», 1908.
(В журнале «Harper’s New Monthly Magazine» (сентябрь, 1899) Марк Твен опубликовал очерк «О еврейском вопросе». Этот очерк он завершает следующими словами: «Если статистика верна, евреи составляют не более процента человечества. Это наводит на мысль о почти невидимом комочке звездной пыли, затерявшемся в ярком свете Млечного Пути. О евреях, собственно, и слышно-то не должно быть, но они дают о себе знать, о них мы слышали и продолжаем слышать. Они выделяются в среде любого народа. Их доля в списке великих имен мирового масштаба в литературе, науке, искусстве, музыке, финансовой деятельности, медицине, новейших открытиях не пропорциональна доле евреев среди других народов, она намного обширней и богаче. Они, евреи, во все времена — в схватке, в сражении с целым миром, и в этой схватке они могут надеяться только на себя, так как никто их не поддержит. И они сражаются не на жизнь, а на смерть, и их можно простить, какие бы средства в этой борьбе они ни использовали. Египтяне, вавилоняне, персы создавали мировые державы, всей планете торжественно и шумно заявляли о своем могуществе, затем таяли, словно дым, и умирали; греки и римляне наследовали их громкую славу и тоже ушли в небытие; другие народы возникали, на время высоко поднимали пылающий свой факел, но он сгорал, оставляя лишь искорки, а подчас и они сгорали. Евреи видели их всех, и сейчас они такие же, какими были всегда: на протяжении веков не знающие упадка или немощи; никогда, так же, как и теперь, не ослаблялось их влияние, их роль в жизни народов, среди которых жили они, не убывала их энергия, мобильность и острота ума. Все в мире смертно, но не евреи». прим. пер.)
Обсудив некоторые нюансы ядерной физики с нобелевским лауреатом по физике Леоном Ледерманом, я поднял тему духовности. Он сказал, что испытывает «ужас», что после 2000 лет изгнания народ Израиля вернулся на землю Израиля. Ужас, то есть ненормальность такого поворота событий. И все же Тора более 3000 лет назад предсказывала, что еврейский народ всегда будет отличаться от других.
В процессе творения наука открыла Б-га, который активно участвует в истории творения, которое Он породил. Как писал Маймонид, изучай природу, если хочешь постичь природу Б-га.
Перевод: доктор Андрей Долгин
С сайта aish.com
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»