Темы: Археология, Еврейская история, Храмовая гора, Батшева Эскин
Управление Древностей Израиля недавно объявило о скором расширении комплекса «Туннели Западной Стены» и введении в него нового маршрута, пролегающего через высокие залы, чьи каменные плиты помнят поступь царя Ирода, Первосвященников Иерусалимского Храма, иерусалимских градоначальников и других важных людей, восходящих в Храм этой дорогой.
Открытие нового маршрута связано с завершением археологических раскопок здания, построенного две тысячи лет назад, в двадцатых годах первого века. Впервые оно было обнаружено Чарльзом Уорреном в XIX веке — к западу от Храмовой горы, возле знаменитой Арки Вильсона. В результате поэтапных раскопок, здание все больше и больше показывалось из-под земли, с тем чтобы наконец в веке XXI предстать во всем своем величии.
Изначально сооружение состояло из двух одинаковых залов с высокими сводчатыми потолками и соединяющего их лобби с тщательно продуманным фонтаном. Стены залов и лобби украшены карнизированными пилястрами (плоскими опорами), увенчанными коринфскими капителями. Такие капитали, состоящие из двух рядов листьев аканта (травянистое растение Средиземноморья) — это декоративный элемент, который особенно часто встречается в архитектуре периода Второго Храма.
Предполагается, что два роскошных зала предназначались для приемов. Это были салоны, где принимали высокопоставленных гостей перед подъемом на Храмовую гору. Интересно, что археологи ссылаются на Йосефа бен Матитьяу, то есть историка Иосифа Флавия, как на того, кто «немного проливает свет на происходившее в этих стенах». Действительно, в «Иудейских древностях» Флавий приводит немало подробностей архитектуры и быта того периода.
По словам доктора Шломит Векслер-Бдолах, руководящей раскопками, «это, без сомнения, одно из самых великолепных общественных зданий периода Второго Храма, когда-либо обнаруженных за пределами Храмовой горы в Иерусалиме».
Пол здания был сделан из массивных каменных плит. Археологи считают, что в приемных залах проводились пиры, где приглашенные возлежали на деревянных ложах, которые не сохранились.
Столовые, оснащенные ложами, в то время можно было встретить повсюду: как в частных богатых домах и дворцах, так и в синагогах. Обедали и пировали обычно, лежа на боку. Про это читаем в Книге Амоса, датированной первой половиной VIII века до н. э., где пророк укоряет народ Иудеи и Израиля: «(Горе тем), что отметают день бедствия и приближают власть насилия, тем, что лежат на ложах из слоновой кости и развалились на постелях своих, и тем, которые едят жирных баранов из стада и тучных тельцов из стойла… За это пойдут они ныне в изгнание во главе изгнанников, и прекратится попойка развалившихся на ложах».
И действительно, «попойка развалившихся на ложах» прекратилась, но в случае с этим строением — еще до разрушения Второго Храма. Незадолго до Иудейской войны оно было перестроено и разделено на три отдельные палаты. В одной из палат теперь была размещена миква с уходящими вниз каменными ступенями, а залы для приемов перестали использоваться.
Председатель фонда «Наследие Западной стены» Мордехай (Сули) Элиав, рассказывая о завершении работ, не может скрыть трепета: «Это потрясающе, что мы раскрываем это сооружение периода Второго Храма, в то время что мы скорбим о разрушении Иерусалима и молимся о его восстановлении. Эти помещения станут частью нового маршрута экскурсии “Туннели Западной Стены”, где посетители смогут впервые увидеть удивительные артефакты периода Второго храма, демонстрирующие сложность еврейской жизни в Иерусалиме разных периодов: при Хасмонеях, при Ироде Великом и при римлянах».
Шахар Пуни, архитектор Управления Древностей Израиля, объясняет: «Новый маршрут позволит посетителям гораздо лучше понять этот значимый комплекс тоннелей Западной Стены, а также подчеркнет всю мощь этого значительного здания, расположенного у подножия Арки Вильсона и являющегося опорой одного из мостов, ведущих к Храмовой горе».
Домем, цомеах, хай, медабер — четыре царства, на которые делится всё сотворенное на нашей планете. Камни относятся к царству молчащих, домем. Но если ученые нашли способ слышать песню растений (цомеах), то что же удивительного в том, что говорят и камни? Только надо уметь услышать историю, которую они готовы рассказать. Археологи в Иерусалиме читают, как книгу, каждый слой и каждый камень. «Чем больше мы погружаемся в прошлое — тем лучше видим будущее», — говорит Мордехай (Сули) Элиав. Что это — красивые слова, метафора, парадокс?
Скорее — понимание своей миссии. Камни Иерусалима говорят не только о «золотом веке», оставшемся в глубокой древности. Ведь каждый период еврейской истории имеет своё глубокое духовное значение, свою причину, свой исток и свой исход.
Пробиваясь из-под земли, колонны и пилястры, миквы и ступени, стены и ворота — многоголосым хором заявляют: мы, евреи, были здесь, в эту землю нас привел Творец, через эти залы мы поднимались в Храм, по этим переходам ступали наши ноги.
Хотя сегодня мы не имеем права подниматься на Храмовую гору, нам было обещано возведение Третьего Храма на этом самом месте, и значит, близится тот день, когда исполнится то, о чем мы молимся ежедневно: «И в Иерусалим, Твой город, возвратись милосердно, и обитай в нем, как Ты обещал. И навечно отстрой его вскоре в наши дни, и трон Давида без промедления в нем установи».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»