Темы: Песах, Религия, Тора и психология, Вера и упование, Упование на Всевышнего, Исход из Египта, Рабейну Бахие, Ховот аЛевавот, Батшева Эскин, Стресс
Дэвид Росмарин в 1999 году учился на втором курсе университета, в который так мечтал поступить. Университетские годы представлялись ему веселой чередой интересных дней, полных приятного общения с сокурсниками, новых открытий, книг, погружения в науку — но что-то ему все время мешало почувствовать удовольствие от учебы.
Он переживал то по поводу экзаменов и сроков сдачи письменных работ, то из-за отношений с однокурсниками, то из-за антисемитских высказываний преподавателей, то из-за родителей, которых не мог часто навещать. В какой-то момент Дэвид понял, что тревожность просто стала его постоянным спутником, который даже по ночам не оставляет его. Дэвид уже собирался пойти к врачу и попросить «каких-нибудь таблеток от нервов и бессонницы».
Но прежде чем назначить очередь в поликлинику, Дэвид решил посоветоваться с равом, у которого он учил Тору раз в неделю. «Рабби, я вот думаю, не пойти ли мне к психологу или к психотерапевту — может, мне какие-то лекарства попринимать?»
Рав повел себя странно. Он встал со своего места и выбежал в коридор. Когда через пару минут он не появился, Дэвид выглянул из комнаты и увидел рава возле копировальной машины: «Я с удивлением смотрел, — вспоминает Давид, — как рав методично поднимает крышку копировальной машины, переворачивает страницу, закрывает крышку, нажимает на кнопку… Я и понятия не имел, как эти страницы изменят мою жизнь!»
Наконец рав отвернулся от аппарата и протянул Дэвиду стопку еще теплых листов. На первой странице было написано: «Врата доверия к Б-гу». Страницы оказались выдержкой из книги «Обязанности Сердец», чей автор, рабейну Бахие ибн Пакуда жил… в XI-м веке! «Я не знаю, стоит ли тебе поговорить с психологом о своем беспокойстве, — сказал рав Дэвиду, — но я знаю, что чтение этих страниц поможет тебе. Учи их по 10-15 минут каждую ночь перед сном и глубоко вникай в то, что здесь написано».
Давид последовал «рецепту» рава: «К моему удивлению, через два месяца почти полностью исчезла тревожность, мучившая меня весь последний год, а о бессоннице я вообще забыл. Самое странное было то, что в моей жизни ничего не поменялось, все тревожащие меня факторы остались на своих местах, а что-то даже ухудшилось, например, график экзаменов и предвзятое отношение ко мне одного из преподавателей! Изменилось мое отношение к трудностям и к жизни в целом. Я стал больше доверять Богу и получил духовное чутье, необходимое для того, чтобы пробираться через этот мир тревожности».
Сдав экзамены на бакалавра, Дэвид поступил в магистратуру по специальности «психология». Когда пришло время подумать над темой диплома, Дэвид вспомнил свой собственный опыт борьбы с тревожностью и начал перечитывать «Врата доверия к Богу», на этот раз анализируя текст с психологической точки зрения.
«Я понял, что текст этой книги можно понимать как полную психологическую теорию этиологии человеческого беспокойства. В этом труде 1000-летней давности содержался секретный метод устранения человеческой тревоги, основанный на духовной мудрости. Я представил материал своим научным руководителям, которые, как и я, были впечатлены проницательностью рабейну Бахие».
Та сфера, которую стал изучать Дэвид, существует довольно давно и называется «психологией религии». В последние три десятилетия на эту тему было опубликовано несколько тысяч работ, в которых исследуются такие вопросы, как:
В одном исследовании, проведенном в университете Торонто, ученые измеряли активность в передней поясной коре головного мозга, которая регистрирует стресс. Испытуемым было предложено выполнить стрессовое упражнение, так называемый «тест Струпа», где нужно читать названия цветов, которые напечатаны цветом, отличным от значения слова.
Изначально исследователи просто пытались понять, какие факторы будут активировать эти мозговые волны, а не исследовать религиозные убеждения. Когда испытуемых делили на группы «либералы» и «консерваторы» или «с высокой самооценкой» и «низкой самооценкой» — результаты в группах были одинаковые.
Когда же людей поделили на «верующих» и «атеистов», ученые наблюдали следующий эффект. Совершив ошибку, религиозные люди реагировали на нее в ключе «ошибся, с кем не бывает», а атеисты начинали испытывать стресс и тревогу. Ни один атеист в том исследовании не показал низкий уровень тревожности и ни один религиозный человек не показал высокий уровень.
Фрейд настаивал на том, что религия обратно пропорциональна хорошему психологическому здоровью. Известный психолог Альберт Эллис, которого коллеги считают вторым по влиятельности психотерапевтом в истории, в 1980-х годах утверждал, что люди, которые имеют сильные религиозные убеждения, менее терпимы к неопределенности, менее устойчивы, больше страдают от беспокойства и более склонны к неврозам.
В 1990-х годах психолог Кеннет Паргамент предложил проверить утверждения этих столпов психологии научными методами, проводя фактические психологические эксперименты без религиозной или анти-религиозной проблематики. Исследования д-ра Паргамента, автора многочисленных книг и научных работ, показали, что духовность является важным ресурсом для людей во время стресса, и что связь с Б-гом может уменьшать симптомы стресса, беспокойства и депрессии. После рассмотрения исследований д-ра Паргамента, д-р Альберт Эллис публично отказался от своих заявлений и вынужден был признать, что, с психологической точки зрения, религия «не обязательно плохая штука».
На самом деле, по мере роста секуляризации общества, уровень тревоги и депрессии растет. Роберт Лихи, клинический профессор психиатрии в Корнельском университете, написал об этом так: «Сегодня средний ребенок в возрасте от 11 до 13 лет испытывает тот же уровень тревоги, как в 1950-х — средний пациент психиатра!»
Дэвид Росмарин продолжал свои исследования, публикуя статьи в научных журналах и участвуя в конференциях. Если о влиянии христианства на уровень тревожности исследования проводились и раньше, то Росмарин является пионером исследований в еврейской общине. Его исследование показало, что люди, испытывающие доверие к Б-гу, а также практикующие молитву, учебу Торы, посещение синагоги — испытывают более низкий уровень психологического стресса, чем атеисты и формально религиозные люди.
Современным пациентам доступны разного рода лекарства против плохого настроения и тревожных расстройств, и для людей, страдающих от химического дисбаланса в организме, они необходимы. То, чем занимается Дэвид Росмарин — это помощь людям, тревожность которых не связана с химией, а проистекает от других причин: перфекционизма, большого количества дел, плотного графика, непомерного чувства ответственности за свою семью — и общего ощущения, что «жизнь выходит из-под контроля».
Вместе с равом Лейбом Келеменом, равом Ноахом Орловеком и доктором Паргаментом Дэвид Росмарин разработал программу лечения стресса и беспокойства в еврейской общине, которая основана на тех же самых «Вратах доверия к Б-гу» рабейну Бахие, которые помогли ему самому, когда он был нервным студентом, а также на других классических еврейских текстах.
Почему это помогает? Труд Рабейну Бахие издавна считается «книгой для всех», которую можно изучать без предварительной подготовки. Душевность, ясный язык, отсутствие сухих нравоучений, а главное — искренность автора всегда привлекали к ней читателей. Раби Бахие не корит, не указывает, но поддерживает и подбадривает человека, постоянно напоминая, что цель Вс-вышнего — процветание и счастье человеческого рода. Нужно только крепко верить Ему.
Понятие «доверие к Б-гу» состоит из трех ключевых компонентов:
Когда человек достигает понимания этих трех концепций и начинает жить ими, его беспокойство, тревожность, нервозность отступают естественным образом.
Представим такую ситуацию. Профессиональный водитель со стажем едет в такси на переднем сиденье. Он мог бы использовать это время на то, чтобы любоваться видами из окна, слушать музыку или лекцию, говорить по мобильному телефону, узнать мнение таксиста о предстоящих выборах или продумать план завтрашнего дня. То есть существуют настоящие дела, которыми он может заняться.
Вместо этого наш водитель-пассажир вдавливает то одну, то другую ногу в пол, нажимая на воображаемые педали, смотрит поочередно во все зеркала, краем глаза следит за автомобилями справа и слева — и если бы под рукой оказался тонометр, то он бы наверняка зафиксировал у него повышенное давление и учащенный пульс. Из машины в конце поездки он просто выпадает наружу, обессиленный пережитым стрессом.
Все мы, нервничающие из-за экзаменов, дедлайнов, не пришедших автобусов, прививок — немного похожи на этого водителя. Но когда мы пересаживаемся на заднее сиденье, предоставив возможность рулить тому, у кого в руках руль… Когда мы искренне отдаем руль в руки Того, Кто рулит на самом деле, — мы можем без стрессов и волнений заниматься тем, чем должны.
Если это так просто — почему же мы нервничаем? Обычно потому, что мы готовы поверить во Всеведущего, Всемогущего и любящего Б-га, Который создал мир — но при этом нам сложно поверить, что Ему есть дело то того, что одно из его мельчайших созданий потеряло работу, жильё или здоровье…
Вот здесь необходимо сказать про Исход. Как заметит любой наблюдатель, иудаизм просто одержим Исходом! Спасение от геноцида Амана упоминается только один раз в год в Пурим, спасение от греков — только один раз в год в Хануку. А про выход из Египта мы вспоминаем не только в Песах, но и каждый шабат во время кидуша, и даже каждый день в утренних молитвах. Вспоминать каждый день об Исходе — это особая заповедь.
Еврейская вера в Б-га состоит из двух основных частей:
Так же, как первый принцип означает, что Б-г создал не только Гималаи, но и ваши ногти, так и второй принцип означает, что Б-г вмешивается не только в эпические глобальные события, но и в повседневные обстоятельства вашей жизни. Упоминание об Исходе — это как некое кодовое слово, которое должно вызывать у каждого еврея в сознании целую концепцию: Б-г управляет миром не только на макроуровне, но и на микроуровне, и Ему есть дело до всего, что происходит с каждым Его творением.
Ничто не говорит о доверии человека к Б-гу красноречивее, чем Исход. Чтобы решиться на это долгое путешествие по пустыне, наши предки должны были поверить, что Бог не только совершит для них открытые и потрясшие мир чудеса во время Исхода, но и в дальнейшем будет каждый день заботиться об их благополучии.
Песах — это не только праздник свободы, но и праздник веры в Б-га. Маца — это и «хлеб скорби», и «хлеб свободы». Пасхальный седер полон символов как страданий, так и искупления. Страдания и искупление неразрывно связаны: Б-г дает нам страдания, чтобы сделать нас духовно пригодными для получения искупления. В ночь седера мы поднимаемся до такого уровня веры, где каждый из нас утверждает: «Ты знаешь наши страдания, Ты можешь спасти нас, и я верю, что, поскольку Ты любишь нас, Ты будешь делать то, что необходимо для нашего конечного блага».
Сможем ли мы сохранить приобретенный в пасхальную ночь уровень доверия к Творцу, когда нас начнут одолевать ежедневные проблемы, — или мы снова предпочтем дать место тревоге и нервозности в своей жизни?
Читайте: тема Религия. Взгляд Иудаизма
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»