Темы: Тора и психология, Оптимизм, Батшева Эскин
У каждого из нас найдется пара таких знакомых, как Петя и Саша. Представим, что эти двое решили провести деловую встречу в кафе. Саше нравится уютная атмосфера — Петя жалуется на плохое обслуживание. Сашин салат оказался вкусным и свежим — а Петя возмущается, что его суп остыл. Саша рад, что кафе в двух шагах от офиса — Петя досадует, что здесь очень дорого.
Петины претензии обоснованы. Суп на самом деле был недостаточно горячим, и цены могли бы быть более щадящими. И то, что официантами часто работают неопытные подростки, — всем известный факт. А вот другой факт, который пока известен не всем, и уж точно не всегда недовольному Пете: негативность стоит так дорого, что он не по карману ни одному здоровому человеку.
Договоримся о терминах. Негативность — это тенденция критиковать, обвинять, нелестно и неодобрительно отзываться о чем-то или о ком-то. Мы привыкли думать о негативности как о некоторой психологической расположенности: «Некоторые люди просто оптимистичны. А я нет». Это звучит так же нейтрально, как сказать: «Есть люди с карими глазами, и есть — с серыми или зелеными».
Но что если посмотреть на негативность как на духовную болезнь? Мы никогда бы не стали говорить с той же легкостью: «У некоторых людей нет рака. А у меня есть». Если человек знает, что болен, он не будет мириться со своим состоянием, а займется поиском лучшего способа излечиться! Но ведь негативное состояние души не менее опасно для нашего духовного и физического здоровья.
Неверное понимание причины инфекционных заболеваний привело к тому, что эпидемии холеры веками косили сотни тысяч людей в Азии и Европе, пока ученые не обнаружили микроорганизмы и не выяснили, как они работают. Еврейское понимание того, что такое негативность и как она работает — имеет решающее значение для борьбы с этой эпидемией.
Мудрец XX века рав Шломо Вольбе объясняет, что существует два параллельных мира — Мир Единения (олам hа-едидут) и Мир Отчуждения (олам hа-зарут), — и в каждый момент своей жизни мы находимся в одном из этих миров. Мир Единения характеризуется любовью, радостью, спокойствием, оптимизмом, гармонией, щедростью, верой в Б-га и т.д., а Мир Отчуждения — это наоборот, враждебность, гнев, негодование, тревога, грусть, критика, беспокойство, страх и т.д.
Поскольку эти миры параллельны, человек не может находиться сразу в обоих. В то время как жалобщик Петя ищет недостатки в обслуживании кафе, он не может испытывать счастья и радости ни по одному из поводов, которые у него есть: лучший друг только что обручился, бизнес с Сашей идет на лад, дома его ждет любимая жена. Всего этого для Пети не существует. Только после того, как он выйдет из «Мира Отчуждения» — он сможет почувствовать себя счастливым, любящим и оптимистичным. Но в те минуты, когда он критикует (пусть даже справедливо!), он прочно сидит в Мире Отчуждения, как заключенный в своей камере.
Это происходит потому, что негативность — это не чувство или эмоция, которые находятся внутри нас. Скорее — это мир или духовное измерение, и мы находимся в нем. Точно так же, как в Антарктиде нет пальм, в мире отчуждения нет ни любви, ни радости. Поиск недостатков, обвинения, враждебность и гнев — независимо от того, насколько они оправданы, — это билеты на самолет в Мир Отчуждения. Некоторые из нас посещают этот мир лишь периодически, в качестве туристов. Другие получили там вид на жительство, а то и гражданство.
Иудаизм — религия целостная, и один из его принципов заключается в том, что все, что верно, — верно на всех уровнях. То есть утверждение, верное на духовном уровне, верно и на психологическом, и на эмоциональном, и на физическом уровнях. И действительно, мы находим параллели учению о Мире Единения и Мире Отчуждения в последних научных открытиях.
Ученые давно знают, что в организме есть две различные нервные системы: симпатическая и парасимпатическая. Симпатическая нервная система обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям среды путём изменения уровня обмена веществ в органах и тканях. Она активизируется при стрессовых ситуациях, поэтому иногда её называют системой "бей или беги".
Под влиянием этого отдела увеличивается скорость обменных процессов в органах и тканях, усиливаются сердечные сокращения, увеличивается количество поступающего к мышцам кислорода и затормаживаются процессы пищеварения.
А парасимпатическая нервная система, наоборот, работает тогда, когда человек доволен и расслаблен. Парасимпатическая нервная система иннервирует радужную оболочку, слезную железу, подчелюстную и подъязычную железу, околоушную железу, легкие и бронхи, сердце (уменьшение частоты и силы сердечных сокращений), пищевод, желудок, толстую и тонкую кишку (усиление секреции железистых клеток). Сужает зрачок, усиливает секрецию сальных и других желез, сужает коронарные сосуды, улучшает перистальтику.
Состояние «бей или беги», конечно, относится к Миру Отчуждения. Расслабленность и довольство своим состоянием (самеах бе-хелко) — к Миру Единения. Когда человек находится в стрессе, весь его организм нацелен на борьбу и выживание, и такие «мелочи», как пищеварение, зрение, работа легких и челюстей «откладываются на потом». А если человек целыми днями варится в критике всего и вся, поиске недостатков, негодовании и беспокойстве — когда же его парасимпатическая система будет работать?
Недавние исследования показывают корреляцию между гармоничными отношениями и хорошим здоровьем. Многолетние наблюдения показали, что женатые люди живут дольше. Они менее склонны к пневмонии, им реже оказываются показаны хирургические вмешательства. Даже рак, инфаркт и деменция обходят их стороной чаще, чем их неженатых сверстников.
Однако более поздние исследования показывают, что здоровье женатых людей коррелирует не со «штампом в паспорте», а с уровнем любви и гармонии в браке. А неудачный брак может быть так же вреден для здоровья, как регулярное курение! Крупное исследование, опубликованное несколько лет назад, дает новую пищу для размышлений: одинокие люди, которые никогда не были женаты, обладают лучшим здоровьем, чем те, кто женился, а затем развелся.
Профессора Рональд Глейзер и Ян Киколт-Глейзер, исследователи медицинского колледжа Университета штата Огайо, занимаются темой взаимосвязи между гармоничными отношениями и хорошим здоровьем. Они наняли 76 женщин, половина из которых была замужем, а другая половина — в разводе. Затем ученые провели серию тестов, определивших, какие из замужних женщин несчастливы в браке, а также какие из разведенных особенно злы и обижены на своих бывших мужей.
Далее, используя анализы крови, профессор Глейзер измерил реакцию иммунной системы женщин. Результаты показали, что иммунная реакция тех женщин, которые находились в несчастливых отношениях, и тех женщин, которые продолжали эмоционально зависеть от своих бывших мужей, была гораздо слабее иммунной реакции женщин, которые были в счастливых отношениях (или были в гармонии с собой после развода).
Затем Глейзеры приступили к следующему этапу исследований. Работая с 90 парами счастливых, на первый взгляд, молодоженов, они ввели каждому участнику эксперимента подкожный порт для забора крови. Муж и жена сидели лицом к лицу, а исследователи, скрытые занавесом, наблюдали за парами на видеомониторах. Медсестры приходили через регулярные промежутки времени, чтобы взять образцы крови. В течение эксперимента парам предлагалось обсудить наиболее взрывоопасные темы их семейных отношений. Пары, которые проявили самое негативное и враждебное поведение во время обсуждения конфликта, показали наибольшее снижение функции иммунной системы.
Проживание в Мире Отчуждения, в Округе Негативности, подобно жизни над местом захоронения ядерных отходов. Почему же некоторые умные люди остаются там? Почему бы им просто не переехать в другое место?
После начала иранской революции персидские евреи могли свободно покинуть опасную страну, но только в том случае, если они отказывались от всей собственности, включая ценные вещи. Покинуть СССР евреи могли, оставив почти все свое имущество и сдав партбилет.
Точно так же люди не могут покинуть Мир Отчуждения, держась за свои ценности: свои давние, заветные обиды, свою драгоценную веру в то, что они — лишь невинные жертвы чужих проступков. Такие люди полагают, что являются полноправными владельцами этих «законных оков», но на самом деле, они сами находятся в их власти.
Эта история произошла на самом деле, и имена — подлинные. В течение двух десятилетий семья Вайс жила в Мире Отчуждения. Все началось со спора о наследстве, что привело к вражде между пятью братьями и сестрами, вылившейся в отчуждение среди следующего поколения двоюродных братьев и сестер. Воюющие фракции не приглашали друг друга на семейные праздники, и каждое упоминание о «другой стороне» вызывало не ослабевающие с годами потоки яда.
Мир Отчуждения взимает с его жителей непомерно высокую арендную плату. Трое из братьев и сестер умерли от различных болезней всего лишь на шестом десятке. Другие члены семьи страдали от самых разных проблем: некоторые дети никак не могли жениться, другие развелись, кто-то годами лечился от бесплодия, кто-то связался с наркотиками, а кто-то даже умер в раннем возрасте… Барри, сын одного из «Капулетти» заразился менингитом и впал в кому. Врачи не давали ему никаких шансов.
В этот момент на одного из двоюродных братьев — Йоси — снизошло озарение, он вдруг понял суть духовной реальности: враждебность убивает — и взял на себя обязательство положить конец семейной вражде. Он составил официальный документ о прощении и пошел ко всем 32 двоюродным братьям и сестрам, умоляя: "Барри умрет, если ты не подпишешь". После нескольких дней уламываний и уговоров у Йоси в руках наконец был документ, подписанный 32-мя двоюродными братьями и сестрами, в котором они прощали все обиды всем родственникам.
Дочь Барри, Этти, принесла документ с подписями в палату реанимации, где ее отец лежал в коме, опутанный трубочками и проводами, и зачитала его вслух. Пока она читала его, в комнату вбежал врач с возгласом:
— Что здесь происходит? Наши мониторы показывают, что мозговая активность вашего отца только что начала нормализоваться!
Барри полностью выздоровел. В течение следующего года несколько немолодых одиноких женщин в семье обручились, и у пары, которая 13 лет была бездетной, родился ребенок.
Конечно, жалобы на плохое обслуживание в ресторане не сравнить по токсичности с враждой Монтекки и Капулетти. Но если мы решаем, где жить, мы не выберем даже отдаленные окраины места захоронения ядерных отходов. И если мы действительно заботимся о своем собственном благополучии, не разумнее ли было бы уехать подальше от Округа Негативности и постараться пореже приближаться к его границам?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»