Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваигаш, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И не могли братья отвечать ему, так как испугались его»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказал Аба коэн Бардала: «Горе нам в день Суда, горе нам в день Порицания. (Когда человеку показывают, кто он в действительности, чтобы в соответствии с этим, он смог оценить заново свои поступки и понять, кем бы он мог стать — прим.) Билам был самым большим мудрецом среди народов, и когда его ослица открыла рот и стала упрекать его[3], ему нечего было возразить. Йосеф был из младших братьев, и старшие не могли ничего ответить на его слова… Когда Всевышний в будущем станет обвинять каждого на Суде, тем более, никто не сможет ничего возразить».
Мне кажется, что мудрецы хотели этим сказать, что: «Всякий путь человека прям в глазах его (но Г-сподь взвешивает сердца)»[4]. (Старшие не могли ответить ничего младшему в момент раскрытия истины, тем более, в будущем, когда Б-г откроет себя людям и все станет очевидно, — поступки, мысли, каждый признает свои ошибки — прим.).
Один человек считал деньги, которые должен был выплатить градоначальнику, и его семья при этом присутствовала. Он решил выплатить не весь долг, который был должен и заявил, что придумает такие-то отговорки, чтобы вынудить градоначальника принять именно ту сумму, которую он отдаст. И если бы в этот момент, когда он был доволен этим решением, кто-то из домашних возразил бы ему (сказав, что не нужно обманывать градоначальника), то он бы рассердился, и сказал: «Вы меня ненавидите, и хотите мне навредить!» Но когда он явится к градоначальнику, и увидит все почести, которые ему оказывают, и всех советников, которые его окружают, его охватит страх, и он не посмеет лгать, а скажет правду.
Смысл этой притчи в том, что дерзкие злодеи со спокойной совестью лгут и обманывают, называют добро злом, а зло добром. Но когда они предстанут после смерти перед Небесным судом, их охватит страх и ужас, и у них язык не повернется лгать. Там они увидят истину, и ясно поймут, что творили злодеяния. И с братьями Йосефа случилось нечто подобное. Не дай Б-г сказать, что они творили зло. У них был ряд причин, по которым продажа Йосефа показалась им правильным поступком.
(Конечно, у братьев были очень веские причины для их отношения к Йосефу, но, в тот момент, когда он открывается им, братья, именно благодаря их праведности, заново видят всю картину. Стыд и чувство правды не дает им возможности оправдываться. Притча подчеркивает, что сильное потрясение заставляет человека заново пересмотреть свои поступки. — прим.)
И все же, когда они стояли перед Йосефом, не были в состоянии ему отвечать. Это и имеется в виду в стихе: «И не могли братья отвечать ему, так как растерялись перед ним» — не смогли объяснить справедливость своего поступка, хотя у них и были для него причины.
Неожиданное открытие, что человек, стоящий перед ними — Йосеф, так их потрясло, что все их объяснения просто исчезли. И это имели в виду мудрецы, сказав: «Горе нам в день Суда…» Все это поможет нам понять сказанное: «Разве может человек оправдаться перед Б-гом?!»[5]
[1] Берешит 45:3
<
[2] Мидраш Берешит Раба 93:10
[3] Бемидбар 22
[4] Мишлей 21:2
[5] Иов 4,17-18
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»