Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу
Существует специальное постановление мудрецов, согласно которому запрещено совершать такие действия, в результате которых пользование предметом в Субботу становится более ограниченным («битуль кли ме-эйхано»). Существует два варианта действий такого рода. Первый — допустить попадание «мукце» в Субботу на разрешенный предмет или внутрь его, в результате чего этот предмет будет запрещено перемещать. Второй — пользоваться предметом так, что в результате этого он сам становится «мукце», как, например, в случае если одеждой вытерли грязь, в результате чего ею невозможно продолжать пользоваться и она становится «мукце махмат гуфо». Причина постановления о «битуль кли ме-эйхано» состоит в том, что совершение действий, в результате которых изначально разрешенный предмет будет запрещено перемещать, выглядит так, как будто этот предмет прочно прикрепили к определенному месту или вывели из строя, что строго запрещено делать в Субботу.
Запрет допускать попадание «мукце» на разрешенный предмет или внутрь него в Субботу распространяется не на все ситуации. Если сразу после попадания предмета-«мукце» на разрешенный предмет «мукце» можно стряхнуть, это не считается «битуль кли ме-эйхано». Если для того, чтобы устранить «мукце» с разрешенного предмета, необходимо выждать некоторое время, в обычной ситуации запрещено допускать попадание на него «мукце». В случае, когда вероятен значительный ущерб, это разрешено. Если человеку важно, чтобы предмет-«мукцэ» находился именно на данном разрешенном предмете, допускать попадание «мукце» на него запрещено в любом случае.
Разрешено допускать попадание «мукце» на предмет, на котором находятся разрешенные вещи, если предмет-«мукце» менее важен хозяевам, чем разрешенная вещь, ибо предмет, на котором находится «мукце» вместе с разрешенными вещами, не меняет своего статуса, если разрешенные вещи более важны, чем «мукце».
После того, как предмет, статус которого «мукце махмат гуфо», предназначили к использованию в Субботу, запрещено допускать попадание на него «мукце», т.к. из-за этого его будет запрещено перемещать.
С разрешенного предмета, на котором в начале Субботы лежали разрешенные вещи и «мукце», разрешено в Субботу брать разрешенные вещи, даже если на нем останется только «мукце» и его будет запрещено перемещать. Так, например, если до начала Субботы на столе лежали халы и горели свечи, разрешено в Субботу пользоваться халами, хотя после этого на столе останется только «мукце».
Постановление о «битуль кли ме-эйхано» не распространяется на ситуацию, когда на разрешенный предмет кладут «кли ше-млахто ле-исур», ведь как только захотят воспользоваться разрешенным предметом с него сразу смогут устранить «кли ше-млахто ле-исур», который разрешено перемещать «ле-цорех мекомо».
Запрещено допускать попадание «мукце махмат гуфо» на «кли ше-млахто ле-исур», т.к. в этом случае происходит ограничение возможностей перемещения «кли ше-млахто ле-исур». Если до попадания на него «мукце махмат гуфо» его разрешено было перемещать «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо», то после попадания на него «мукце махмат гуфо» его запрещено будет перемещать вообще.
В мусорное ведро или пакет для мусора, которые и без этого являются «мукце махмат гуфо», разрешено класть мусор в Субботу, т.к. при этом не происходит ограничения возможностей их использования и перемещения. В одноразовую посуду и обычные пакеты, согласно многим законоучителям, разрешено класть мусор, хотя после этого их будет запрещено перемещать, поскольку они изначально созданы для одноразового использования. В том случае, когда мусор будет разрешено перемещать согласно законам о «граф шель рэи», его разрешено класть на любые предметы, т.к. при этом предмет, на который положили «мукце», разрешено перемещать.
Как уже упоминалось, постановление о «битуль кли ме-эйхано» распространяется и на ситуации, когда разрешенный предмет становится «мукце» в результате такого использования, для которого этот предмет не предназначен. Поэтому запрещено сознательно способствовать тому, чтобы тот или иной разрешенный предмет испачкался или промок в Субботу до такой степени, что им будет невозможно пользоваться. Разрешено воспользоваться тряпкой для того, чтобы вытереть грязь или устранить лужу с пола т.к. она специально предназначена для такого использования [1] .
[1] При этом следует учитывать законы о выжимании («схита») в Субботу, что является частным случаем запрета отбеливания («мелабэн»).
Из журнала Мир Торы
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»