Темы: Археология, География ТаНаХа, Идолопоклонство, Еврейская история, Хизкияу, Иешаяу, Санхерив, Батшева Эскин
В июле 2020 года Израильское Управление древностей опубликовало сообщение о новых археологических находках в иерусалимском районе Арнона, в 3,5 километрах от Города Давида. Массивное здание из огромных отесанных камней, опоясанное двойными и тройными стенами, оказалось — ни много ни мало — царской кладовой конца VIII - середины VII веков до нашей эры!
Археологи говорят, что это одно из самых значительных открытий периода иудейских царей в Иерусалиме, сделанных в последние годы. Но нас поражает не столько само обнаружение места на окраине Иерусалима, в которое почти три тысячи лет назад стекалась сельскохозяйственная продукция, а тот факт, что археологи признают, что их находки полностью подтверждают описанное в Танахе, в частности, в книгах Диврей Аямим и пророка Йешаяу.
Вообще, библиокритики из всех книг Танаха больше всего терпеть не могут Йешаяу — это единственная книга, где есть однозначное пророчество о том, что будет, и пророчество это во многом однозначно сбылось — с именами и деталями. Некоторые сторонники библиокритики утверждали, что был первый Йешаяу, второй Йешаяу, и что второй был якобы намного позже, и что первый тоже был намного позже — они все сдвигали, доказывали, писали об этом научные статьи. А потом нашли свитки Мертвого Моря, где именно книга Йешаяу была представлена в целом виде, что полностью опровергало существование какого-то «первого» и «второго» Йешаяу!
Новая находка археологов продолжает подтверждать несостоятельность библиокритики. В пресс-релизе говорится, что обнаруженный административный комплекс датируется периодом правления иудейских царей Хизкияу и Менаше. Внутри помещений были найдены около 120 оттисков печатей, многие из которых находились на ручках керамических сосудов.
На печатях ясно видны надписи ламелех (то есть — «принадлежит царю»), названия городов Древней Иудеи, имена сановников или состоятельных царских подданных, которые отвечали за конкретные экономические области. Подобных оттисков на ручках уже было найдено около 2000 в разных местах Иудеи — и все они датируются археологами концом VIII - серединой VII веков до нашей эры, что означает, что эта маркировка была введена, скорее всего, по распоряжению правителя Иудеи в эти годы.
Кто же был тем рачительным царем, который так замечательно умел распоряжаться добром, планировать, думать о завтрашнем дне? Наверняка его любили и уважали подданные!
Много было царей в Иудее, но Хизкияу был особенным царем. В наследство ему достался народ, испорченный предыдущим правителем, — его отцом Ахазом, жестоким язычником, который даже собственного сына провел через жертвенный огонь перед идолом Молохом. Праведность же Хизкияу была такова, что он, по нашей Традиции, был первым человеком в еврейской истории, который обладал потенциалом Машиаха.
При этом в народе Хизкияу имел репутацию, которая отражалась в поговорке мей Шилоах олхим леат — «неспешные воды Шилоаха». Народ считал царствование праведного Хизкияу не бурной рекой —царствованием пышным, сильным и красивым, которого иудеи тогда так хотели, — а тихой речушкой, символизирующей «слишком праведного и слишком скромного» царя-вегетарианца.
Тем не менее, тихий и скромный царь развернул в Иудее серьезную деятельность: по его приказу все дети в обязательном порядке учили Тору, и также по его приказу уничтожались языческие капища, множество которых по всей стране понаставил прежний царь — Ахаз.
Во время раскопок в районе Арнона были обнаружены небольшие керамические фигурки, изображающие женщин, всадников, животных. Ученые говорят, что подобные артефакты связывают с языческими культами, которые сохранялись в Иудее периода царей.
Читавшим Танах это очень понятно: идолопоклонство было в ту эпоху страшной силой, к нему невероятно тянуло евреев, и несмотря на борьбу с идолопоклонством, которую вел царь Хизкияу, выкорчевать язычество из сердец и душ людей было непосильной ему задачей — и уже его собственный сын, царь Менаше, возобновил в Иудее служение идолам.
Раскопки ясно показали, что обнаруженные здания были неким административно-налоговым центром, куда стекалась сельскохозяйственная продукция (главным образом, вино и масло) со всей Иудеи и распределялась по необходимости, когда продовольствия не хватало.
Что же это за необходимость? Сами археологи указывают на осаду Иерусалима ассирийцами. Вспомним, при каких обстоятельствах построил царь Хизкияу эти кладовые на окраине столицы. Итак, Израиль поделен на два царства: Царство северное — Израиль, и царство южное — Йеуда. Мало того, что между этими двумя царствами происходили сложные трения, так и вообще вся политика на Ближнем Востоке представляла собой непростой клубок отношений.
На тот момент в мире была одна сильная держава — Египет, и как раз при жизни Хизкияу поднимается Ассирия, с тем чтобы стать второй державой. Чтобы укрепить свои позиции и доказать свою силу, Ассирия нападает на страны одну за другой, захватывает и царство Израиль, переселяет 10 еврейских колен, захватывает Иудею — и доходит до Иерусалима.
Ассирийская армия окружает Иерусалим в ночь Песаха, но ночью всё их войско погибает, охваченное необъяснимым мором, и государство Йеуда остается свободным.
Археологи комментируют свои находки так: «Очевидно, что царские кладовые связаны с этими событиями. Но их продолжили использовать и после отступления ассирийцев». Раскопки продолжаются, обнаруженные артефакты исследуются, и вскоре нам предстоит узнать о новых выводах ученых.
Археологи идентифицируют обнаруженные царские кладовые как ключевое место в истории последних дней Царства Йеуды и после возвращения в Сион из Вавилонского плена. Они также указывают, что этот административный центр как бы заполняет пустующее место в пазле, состоящем из других важных объектов, обнаруженных в районе Иерусалима и подключенных к централизованной административной системе Иудеи с периода расцвета до падения.
А мы добавим — до временного падения, потому что, видя, как сбываются слова пророков, как возвращаются евреи на свою землю после изгнания, мы не сомневаемся в том, что сбудутся и остальные пророчества. Например, вот это: «И отстроят они руины вечные, развалины древние восстановят они и обновят разрушенные города, пустовавшие испокон веков». (Йешаяу 64:1). И это: «Не отойдет скипетр [власти] от Иеуды и предписание закона от потомков его, пока не придет Шило», т.е. Машиах (Берешит, 49:10). И многие другие.
О чем нам говорят эти древние камни, эти толстые стены, эти маслодавильни и винодельни, которые Земля Израиля скрывала тысячи лет, — кроме того, что Танах несет нам истину не только духовную, но и историческую?
Видео Израильского Управления древностей с места раскопок
Обозревая эти массивные постройки с высоты птичьего полета, мы видим, как люди почти три тысячелетия назад готовились к чему-то, планировали будущее на много лет вперед — перед лицом угрозы. И не просто какие-то люди, которые надеялись только на плоды своих рук — а сам царь Иудеи Хизкияу, царь праведный и Б-гобоязненный, царь, постоянно общавшийся с самим Пророком Йешаяу, который передавал ему Слово Б-жье.
В последнее время все говорят о кризисе власти в мире. Власть везде и всюду выглядит малоубедительно. Мы видим, как современные политики в разных концах света реагируют только на внешние вызовы — а не смотрят вперед. И несмотря на то, что в конституциях некоторых стран появляется упоминание Вс-вышнего — политики по-прежнему «не допускают» Вс-вышнего в сферу управления государством, и не удивительно, что нынешняя система управления сейчас подвергается жесточайшей критике не только народом — но и самими событиями!
Потому нам так важно в эти дни напоминание о светлой стороне правления царя Хизкияу. Ведь мы знаем, что, согласно Маймониду, установление еврейского царства предшествует приходу Машиаха. Строить это еврейское царство предстоит нам, когда наступит срок, и строить, заимствуя духовные и нравственные основы, которые мы можем почерпнуть только в одном источнике: в нашей Святой Торе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.