Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждое явление, за развитием которого наблюдает человек, принимается и прочно укореняется в его сердце

Мы несколько раз говорили о важном принципе воспитания: человеку следует заложить прочный и ровный фундамент и уже на нем возводить надежные строения своей веры. Я имею в виду, что в каждой науке есть основа, на которой она зиждется — первичные понятия, не подлежащие постоянному пересмотру. Всякий раз, когда некая идея становится настолько ясна, что разум перестает подвергать ее сомнениям и проверять ее истинность, и тем более, если она находит подтверждение в общеизвестном и неоспоримом — в соображениях разума и чувственном восприятии, так что принимается «полным сердцем и жаждущей душой», — она становится основанием для возведения на ней многочисленных строений, которые, вне сомнения, уже не пошатнутся. И это важнейший принцип для наделенного мудростью. Он легко постигается разумом, однако даже большим мудрецам тяжело осуществить его в мире Действия, но к этому непременно следует стремиться. И, безусловно, невозможно достичь цели без помощи и благословения Б-га.

Теперь становится ясно, что уже на первом этапе изучения Торы всегда следует заложить прочное основание и на нем возводить все надежные строения. Наши мудрецы сказали об этом: «Пусть человек вначале примет царство Небес, а затем возложит на себя соблюдение заповедей»[11]. Это означает, что в первую очередь необходимо ясно осознать, что «Его царская власть простирается над всем правлением»[12], и только после этого возникнет возможность ее принять. Кто же станет спорить с сильнейшим? И только подчинив себя Господину всего мироздания, мы обретем основу, на которой сможем исполнять Его заповеди. Ведь в Своем всемогуществе Он даст в награду исполняющим Его волю всевозможные блага: «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[13]. Это относится не только к изучению Торы в целом, но и к постижению каждого ее повеления в отдельности. Заключенное в Торе знание, которое человек в силах постичь разумом, позволяет нам понять сколько блага и безграничного милосердия несет в себе Тора для исполняющих ее согласно Закону! Ведь Господин, ничем не ограниченный в Своей мудрости и милосердии, обещал все это в награду за соблюдение Б-жественного Завета! Если мы постигнем великую мудрость и бесценную пользу Торы, как Письменной, так и Устной и научимся изучать ее, проникая в самые сокровенные глубины, — тогда «нет ничего нового под солнцем»[14], из чего мы не смогли бы извлечь совет и наставление для своего блага. Любое явление и событие нас непременно чему-то научит. Когда человек это поймет, то полюбит Тору и прилепится к ней, ибо ощутит ее духовное богатство и посчитает для себя наградой наслаждение ее мудростью[15].

И вот, в предыдущем рассуждении мы уже отмечали, что каждое явление, за развитием которого наблюдает человек, принимается и прочно укореняется в его сердце, ибо его разум всегда стремится постичь пути мудрости и различить между добром и злом, истиной или ложью, полной или частичной. Но если человек замечает лишь конечные результаты, но не понимает их причины и следствия, то его разум их не воспримет, и они, конечно же, не укоренятся в его сердце. Это знание остается в памяти размытым и бесформенным. Если же человек постиг то, как явление преобразовывалось в своем развитии, и это знание системно упорядочено, оно воспринимается сердцем. Однако важно иметь в виду, что наше непонимание путей развития какой-либо идеи вовсе не означает, что она несодержательна. «Ибо это (Б-жественное Учение) не нечто пустое от вас; ибо это ваша жизнь и, благодаря ему вы продлите свои дни на земле, в которую вы приходите через Ярден, дабы унаследовать ее»[16]. Наши мудрецы поднимают вопрос: «Почему сказано “не пустое от вас” — ведь на первый взгляд должно быть сказано “для вас” — и отвечают, что если ваше понимание Торы, не дай Б-г, становится пустым, то это исключительно “от вас” — таков результат вашего постижения Б-жественной мудрости». И сейчас будет правильно разъяснить очень важную идею в терминах материального мира. И хотя то, о чем мы намереваемся говорить, напрямую связано с нашей темой, мы все же выделим его в отдельное рассуждение, которое назовем: «Ведение материальных дел».


[11] Брахот 13а.

[12] Молитва в Рош Ашана и Йом Кипур.

[13] Йешаягу 64:3.

[14] Коэлет 1:9.

[15] О важности служения человека и его стремления к духовному возвышению в Доме Учения Мусара в Кельме говорили так: «И еще одну тайну я открою нашим драгоценным братьям, пребывающим в Доме Б-га. Нам следует знать, что не только мир, но и истинная радость, признак живой души в человеке, обретается в “Земле Жизни” только в Торе и служении благословенному Б-гу. Только изучение Торы, молитва и исполнение заповедей приносят сердцу человека истинную радость. А все, даже такие великие блага мира, как богатство, знание светских наук, почет и власть не в силах принести радость сердцу человека. Он только внешне кажется довольным и удовлетворенным, но его сердце остается опустошенным, лишенным всякого наслаждения и настоящей радости». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 1, гл. 14).

[16] Дварим 32:47.

 

 

 

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»