Темы: Социальные сети, Семья, Развод, Муж и Жена, Законы семейной чистоты, Статистика, Общение супругов, Самосовершенствование, Отношения между людьми, Батшева Эскин
Оглавление
Мировая статистика последних лет показывает, что в западном мире всё больше и больше браков оканчиваются разводами. С большим отрывом здесь лидируют Португалия и Люксембург, где на каждые 100 свадеб приходится соответственно 70 и 65 разводов. В России — 52, в Белоруссии — 44, в Украине и Литве — по 41, в США — 42, в Израиле — 27.
Религиозное общество также обеспокоено ситуацией с разводами в своей среде. Ведь мы не живем в вакууме, и если мир охватывает какая-то зараза — будь то компьютерные игры, зависимость от смартфонов или неуемное потребительство — эта зараза подбирается и к нам. В религиозном обществе число разводов тоже растет, и среди американских ортодоксальных евреев уже достигло 10 процентов. Но даже эта огромная для религиозного общества цифра на фоне мировой статистики очень мала.
В светской среде бытует мнение, что религиозные просто склонны не выносить сор из избы и создают видимость брака при его фактическом отсутствии. На самом деле, как светские, так и религиозные порой стыдятся признаваться в нелицеприятных вещах, которые могут твориться за стенами их квартир.
Да и вообще, нет такой расы, касты или подвида, который называется «религиозный человек». У каждого человека есть свои плюсы и минусы, минуты взлетов и падений, слабости и сильные стороны, стремление к эгоизму и к альтруизму.
Жизнь всех людей — религиозных и нерелигиозных — наполнена проблемами и испытаниями. При этом в религиозной среде число по-настоящему счастливых пар в разы выше, а разводов в разы меньше — потому что законы Торы дают тем, кто выбирает по ним жить, ключи к счастью. Ключами этими еще нужно уметь пользоваться — и не соблазниться променять их на ключи к богатству, мнимой свободе или легкой жизни. Вот они, эти ключи.
В современном обществе мужчины и женщины принимают решение вступить в брак по самым разным причинам: чтобы получить гарантию надежности, чтобы иметь постоянного партнера для интимных отношений, ради материальной поддержки, чтобы отделиться от родителей, чтобы «отомстить» тому или той, кто его (её) не оценил, чтобы завести детей и даже просто потому, что «пришло время»… Каждая из этих причин по-своему легитимна, и все же ни одна из них не является достаточной для создания по-настоящему крепкой семьи.
Тора говорит нам, что смысл соединения мужчины и женщины под хупой в том, чтобы со временем стать одной плотью, одним нераздельным целым. И отсюда проистекают три необходимых ингредиента, которые понятны всем религиозным молодым людям на пороге самостоятельной жизни. Поэтому не найдется религиозной пары, которая укажет в причинах развода: «Мы уже не смеемся вместе, как было когда-то…» или «Оказалось, что он не хочет детей!» или «Она меня не привлекает, как раньше».
Объединение двух половин в одну полную сущность, описанную в Торе как «одна плоть», — это не метафора, а инструкция: построить такие отношения, когда муж (жена) будет восприниматься как часть себя. Насколько человек предан своей собственной руке? Рука — это и есть он сам, и он расстанется с нею только по одной причине — если рука поражена гангреной. Но если рука сломана, уродлива или если человек встречает кого-то с более красивой рукой — это не будет причиной «отменить» свою преданность.
Еврейское понимание семьи таково, что развод является выходом в том случае, когда брак физически или морально убивает человека, разрушает его — а не когда ему становится скучно в этих отношениях. Преданность — это основа брака. Без нее два человека — просто соседи по комнате.
Брак сам по себе не является целью жизни. И если партнеры ожидают, что муж (жена) нужны им для удовлетворения всех их потребностей, это создает невыносимую нагрузку на отношения. Прежде чем жениться, каждый человек должен понимать, какие у него цели в жизни — и эти темы досконально обсуждаются молодыми людьми на шидухах — встречах, ориентированных на выбор пары для создания семьи.
Как растить своих детей, где жить, какую роль религия будет играть в их жизни, что важнее — карьера или семья, чья карьера будет на первом месте… Это и многое другое выясняется заранее. Ведь если человек перед свадьбой подавлен, бесцелен и одинок, то после свадьбы он будет подавлен, бесцелен и женат.
Конечно, у всех нас есть приблизительная идея того, чего мы хотим в жизни: быть хорошим, растить семью, сделать мир лучше. Но всё это слишком смутно. И мир устроен так, что если мы четко не определяем наши жизненные цели, то они нам навязываются обществом, а сегодня главная ценность общества — это богатство и успех.
У любви нет конца, она не может разбиться («о быт»), не может иссякнуть, не может перейти с одного объекта на другой, а вот увлечение, которое молодые люди принимают за любовь, рано или поздно угасает. Тора учит нас, что истинная любовь приходит только в процессе совместной жизни: «И привел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее» (Берешит 24:67). В еврейской семье люди годами узнают друг друга, видят красоту души, силу характера — и это взращивает их любовь, которая со временем становится только сильнее.
Семейные консультанты среди множества факторов, которые влияют на увеличение количества разводов в религиозной среде, особенно указывают на то, что люди из «дающих» становятся «берущими». Это происходит под влиянием современного общества, навязывающего нам совершенно чуждые нам лозунги: «Ты это заслужил!», «Просто сделай это!», «Бери от жизни всё!»…
Тора учит нас давать, а не брать. Когда два человека только берут, то они не пара, а два отдельных индивидуума, хотя и живут под одной крышей.
Конечно, бывает, что в паре соединились два прекрасных человека и у них самые лучшие намерения — но брак не работает, и развод для этих людей — просто благословение: шанс попробовать еще раз, найти свое счастье. Но чаще развод означает, что в паре соединились два потребителя и не могут договориться, кто кому больше должен.
Каждый акт дарения — ниточка, связывающая одного человека с другим. Много ниточек сплетутся в прочный канат, который соединяет двух людей лучше влечения, лучше финансовых обязательств, лучше общих детей.
Один из важнейших факторов, который необходим для построения крепкой семьи, в каббалистической традиции называется цимцум, сокращение, ограничение. Мудрецы кабалы учат, что, когда Вс-вышний захотел сотворить мир, он ограничивал Себя, чтобы дать этому миру место.
Такое же самоограничение и давание места другому необходимо и в человеческих отношениях, где совершенно необходимо умение ограничить себя, уменьшить, сжать, перестать «якать», смирить своё эго. В успешном браке никто из супругов не решает важные вопросы в одностороннем порядке. Решения принимаются совместно, причем каждый старается уступить другому, в результате чего выгода, получаемая от хороших отношений между мужем и женой, намного перевешивает любое личное разочарование, вызванное необходимостью компромисса.
Религиозные девушки и молодые люди, вступающие в брак, возможно, знают меньше о некоторых сторонах жизни, чем их сверстники из светских семей. Но кое о чем они осведомлены гораздо лучше: семейная жизнь — это постоянная работа над собой и изменение; и наша задача в браке — стать лучше самим и сделать лучше нашу семью.
Такой настрой изначально ставит религиозную пару в более выгодную позицию. Ведь если молодые муж и жена женятся по причинам: «не могу без него жить», «без него (без нее) моя жизнь пуста», «с ума схожу от любви», то есть видят в партнере того, кто должен их сделать счастливыми, — одно это ожидание счастья, которое кто-то должен дать, неизбежно приведет к разочарованию.
Наша традиция нас учит, что рок не властен над еврейским народом. Среди прочего, это означает, что, приложив усилия, последний ученик в классе может стать мудрецом, бездетная — матерью семейства, гневливый и раздражительный человек — самым спокойным, жадный — самым щедрым. Потому что жизнь — это движение и изменение, такова природа жизни.
Мы влияем на свой «рок», на свою судьбу, тем, что мы выбираем, какие принимаем решения, что говорим, что делаем, что думаем. И если мы сегодня поняли, что до сих пор жили неправильно, мы меняем свою судьбу, признавшись, например, жене: «Извини, я раньше невнимательно тебя слушал. С этого момента я буду вникать во все, что ты говоришь».
Мы все делаем много ошибок. Вс-вышний дал нам большой подарок — способность делать тшуву — то есть покаяться и измениться. И происходит это не раз в год в Судный день. Каждый день может стать днем прощения и начала новой жизни. Раскаяние и прощение не просто спасает семью от развода. Искренняя тшува вдыхает в отношения свежую струю и поднимает их на новый уровень.
Законы чистоты семейной жизни предписывают мужу и жене на время менструальной нечистоты отдаляться друг от друга. В эти дни отдаления они, с одной стороны, учатся общаться на новом уровне — без прикосновений, а с другой стороны — с нетерпением ждут той ночи любви, которая обновляет их отношения каждый месяц. Как и все заповеди в иудаизме, заповедь миквы, кроме высочайшего духовного уровня, имеет и самый простой практический смысл: исключает из семейной жизни скуку. Ту скуку, которая приводит многие пары к желанию искать что-то новенькое на стороне — а в результате, и к разводу.
Субботы и праздники также играют огромную укрепляющую и созидающую роль в каждой семье, которая их соблюдает. Ведь это дни, когда даже самые занятые мужья полностью отключаются от работы и сосредоточиваются на семье. Каждая семья, которая хотя бы раз в неделю собирается за совместной трапезой, отложив телефоны и компьютеры, — начинает видеть, как этот простой приём работает: родители получают шанс увидеть и услышать своих детей, а дети — родителей.
Если же в семье по-настоящему соблюдаются законы Торы, то один такой день в неделю дает духовный заряд мужу и жене на следующие шесть дней, и всё в нем значимо: и купленные накануне и преподнесенные жене цветы, и запах свежего хлеба и особенных субботних блюд, и гимн «Эшет Хайль», который муж поёт ей, только ей, и то, как папа учит с детьми Тору — а вместе с тем и говорит с ними, и расспрашивает, и смотрит в их глаза. А мама видит в своем муже ответственного и заботливого отца — и ее сердце радуется…
В каждом празднике — особый смысл и особый акцент на семью, на связь, на проявление любви. Множество еврейских заповедей повелевают мужу и жене именно проявлять свою любовь друг к другу, а не только ощущать ее в душе. Мужья преподносят подарки женам к каждому празднику. Жены готовят особенные мясные блюда — потому что именно этим они радуют своих мужей. Перед праздником Суккот жены могут восхититься тем, что мужья не только книжки умеют читать, но и «гвоздь в стенку забить». Перед Песахом — оценить помощь в уборке дома… Сам еврейский календарь стоит на страже семьи, подпитывая ее каждый раз новыми эмоциями.
Ну, а от чего надо семью защищать — так это от социальных сетей. Еще в 2011-м году в 33% заявлений о разводе в Великобритании фигурировали ссылки на Фейсбук. Понятно, что в наши дни, когда социальные сети оккупировали умы, чувства, время миллиардов людей, они ведут непрерывную борьбу с нормальным семейным укладом — и побеждают часто, слишком часто…
Вместо того, чтобы обсуждать волнующие нас проблемы с самыми близкими людьми, мы обсуждаем их с «френдами». Всячески причесываем и приглаживаем свою жизнь ради красивых фото, призванных вызвать зависть. Сами с завистью взираем на фотографии чужих домов, мужей, жен, детей, отпусков, покупок — внезапно замечая недостатки в своих. Легко и непринужденно заводим беседы с представителями противоположного пола.
Социальные сети не только разрушают те семьи, которые держались на волоске, — но расшатывают даже очень крепкие семьи, недооценившие их опасность.
* * *
Нет, выбор жизни по Торе не гарантирует счастливой семейной жизни и не страхует от разводов. Но такой выбор дает нам неоспоримое преимущество перед теми, кто пока еще не пришел к пониманию того, почему «нехорошо человеку быть одному». И мы видим, что чем крепче мы держимся Традиции иудаизма и чем дальше стараемся быть от соблазнов современного мира, тем крепче наши семьи, тем больше в них любви и понимания, благополучия и радости.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»