Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Растения, Запреты в Субботу
Ветви деревьев и кустов, равно как и все прочие растения, являются «мукце махмат гуфо». Поэтому если они мешают пройти, следует отодвигать их телом, но не устранять рукой. Растения, которые имеют приятный запах разрешено приблизить даже руками, чтобы насладиться их ароматом, если нет вероятности того, что их вырвут из земли.
При перемещении горшков и кадок с растущими в них растениями должны быть учтены законы о «мукце»[1]. Горшки и вазы, которые иногда передвигают с места на место, как, например, ваза с цветами, разрешено перемещать и в Субботу. Если этим предметам определяют постоянное место и стараются их не передвигать, а тем более если это массивные горшки и кадки, которые не двигают вообще, то перемещать их в Субботу запрещено.
Если в Субботу упал горшок с растением, то поднимать его нужно с учетом законов о «мукце»[2]. Высыпавшаяся из горшка земля является «мукце», но все же ее разрешено смести, подобно тому как разрешено подметать мусор, который также является «мукце махмат гуфо»[3].
Цветы, которые не успели поставить в воду до Субботы, не являются «мукце», т.к. их специально подготовили для того, чтобы украсить ими интерьер дома. Их разрешено поставить в вазу, в которой нет воды[4].
Кости, кожура, остатки еды, упавшие на пол и находящиеся в мусорном ведре продукты, не пригодные в пищу косточки плодов считаются «мукце махмат гуфо» если их не используют в качестве корма для животных. Когда такие отходы оказываются в руках во время принятия пищи, их разрешено отнести в любое другое место — например, чтобы выбросить в мусор. Если пребывание в месте, где находятся отходы, неприятно, а уйти в другое место невозможно, то отходы разрешено выбросить в мусор, даже если их уже успели положить на стол[5].
Пищевые отходы, пригодные для кормежки домашних животных, находящихся в данном месте, не считаются «мукце» даже для тех людей, у которых таких животных нет. Поэтому, в местах, где принято держать собак и кошек, остатки мяса, рыбы и молочных продуктов не считаются «мукце». В местах, где у людей есть аквариумы, клетки с птицами, морскими свинками или кроликами, остатки хлебобулочных изделий и овощей не считаются «мукце». Отходы, которые годятся в корм только тем видам домашних животных, которые редко встречаются в данной местности,
будут являться «мукце» для тех, у кого этих видов животных нет, но для тех, у кого такие животные есть, эти отходы «мукце» не являются. В случае, когда отходы уже выбросили в мусор, а также в местах, где нет животных, они считаются «мукце махмат гуфо», даже если они пригодны в корм животным.
Абрикосовые косточки, которые дети используют для игры, не считаются «мукце» в случае если их вынули из плода до Субботы, но если это сделали в Субботу, то мнению одих они считаются «мукце махмат гуфо», а другие считают что это «нолад» (родившееся в Шабат).
Отходы продуктов питания, имеющие статус «мукце», запрещено перемещать даже во время еды, однако вынимать их изо рта разрешено обычным способом.
Если в еду попали соринки, то, несмотря на то, что они являются «мукце махмат гуфо», их разрешено устранить обычным способом. Аналогично этому, разрешено вынуть насекомое, попавшее в стакан с напитком или в тарелку с супом[6].
В Субботу разрешено устранить грязь с тела и это не расценивается как перемещение «мукце». Пылинки, песчинки, ниточки, пушинки, которые находятся на одежде или мебели, разрешено устранять в Субботу[7]. В Субботу разрешено мыть посуду, несмотря на то что остатки еды являются «мукце мах — мат гуфо».
Старые газеты, письма, приглашения на торжества, календари, которые решили выбросить и которые точно не понадобятся, являются «мукце махмат гуфо», даже до того, как их успели выбросить. Ключи, которым нет никакого применения (например, после того как заменили замок и выбросили старый) являются «мукце махмат гуфо».
Использованная для утреннего омовения рук или для омовения рук перед трапезой вода не является «мукце», т.к. по букве закона пользование ею не запрещено[8].
[1] Помимо исполнения законов о посеве («зореа») и о сборе урожая («коцер») в Субботу.
[2] Помимо исполнения законов о посеве («зореа») и о пахоте («хореш») в Субботу.
[3] Исходя из законов о «граф шель рэи», которые будут рассматриваться ниже.
[4] Ставить цветы в воду запрещено в соответствии с законами о посеве («зореа») в Субботу.
[5] Согласно законам о «граф шель рэи», которые будут рассматриваться ниже.
[6] При этом следует учитывать законы о выбирании («борер») в Субботу.
[7] При этом следует учитывать законы о стирке («мелабен») в Субботу.
[8] Хотя по Каббале этой водой желательно не пользоваться.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»