Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Суббота, Кдошим, Месть, Рав Нахум Пурер, Отношения между людьми
Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» и сообщает заповеди, необходимые для достижения этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных по прошествии установленного срока; воровать и грабить; отрицать факт воровства; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым человеком, в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего. Нельзя также скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак траура и делать татуировки.
Повелительные заповеди: Б-г призывает евреев «бояться» своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить ближних – евреев и «пришельцев» (неевреев, искренне принявших иудаизм); съедать плоды четвертого года (после посадки дерева) в Иерусалиме; почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за сексуальные преступления. Тора требует от евреев вести себя «свято» в семейной жизни; запрещает подражать другим народам – иначе Б-г изгонит их из Эрец Исраэль; требует соблюдать кашрут, в первую очередь, как знак отделенности еврейского народа.
В начале раздела Кдошим Тора в очередной раз призывает нас соблюдать шабат: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и шабаты Мои храните» (19:3).
Мы встречаем шабат гимном Леха доди, в котором называем ее (шабат на иврите женского рода) «невестой». В это время еврейский народ уподобляется жениху. Если жених почитает невесту, относится к ней трепетно, с любовью, он вправе ожидать щедрых подарков от ее отца.
Б-г и есть Отец шабата, и каждый еврей, почитающий шабат, становится ее женихом.
Вот почему в книге Берешит сказано: «И благословил Б-г день седьмой». Благословил в том смысле, что осыпал всевозможными благами тех, кто чтит этот день.
«Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего» (19:18).
Вы проснулись с улыбкой на лице. Светит ласковое солнце, щебечут птицы. Вы принимаете новый день, как подарок. В подъезде вы встречаете соседа. «Доброе утро, Моше-дружище!» – приветливо говорите вы. «Лично я ничего доброго не вижу», – отвечает он, и вас как будто окатили ледяной водой. Улыбка еще держится на ваших губах, но скорее по инерции, и медленно-медленно угасает…
Тора запрещает нам мстить ближнему. Допустим, вы попросили у соседа электродрель, а тот отказал. Через неделю он пришел к вам за фонариком – у него погас свет. Вы не можете отказать ему за то, что он отказал вам. Ведь это и будет месть. Нельзя даже снисходительно ответить: «Ладно уж, дам тебе фонарик. Знай мою доброту». Этот вариант запрещен как «злопамятство».
Тут можно возразить: если мне нельзя мстить, то почему ближнему можно отказывать мне в помощи? Будь он отзывчивым человеком, и проблемы не возникло бы. Он же первый пожадничал, не дал мне дрель.
Не опускайтесь до его уровня. Того, кто «принципиально» не дает взаймы деньги и вещи, еврейская традиция считает безнадежным скупцом, асоциальным элементом. Тора обращается не к нему. Она боится, что его черствость и бездушие передадутся другим, распространятся, как зараза, что его плохой характер повлияет на соседа, погубит его душевную щедрость.
Даже если сосед обжег вас с утра злым, холодным взглядом, даже если он вечно хмур и неприветлив, не идите за ним вслед, не мстите, даже подсознательно. Гните свою линию. Улыбайтесь. Ведь улыбка тоже заразительна.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»