Темы: Рахель, Самопожертвование, Недельная глава, Ваишлах, Праотцы, Рав Бенцион Зильбер, Заслуги, Вавилонское изгнание
«И умерла Рахель. И погребена была она на пути в Эфрат, он же Бет-Лехем» (Ваишлах 35:19). Почему же наша праматерь была похоронена в дороге, ее даже не привезли в город, в Бет-Лехем? В комментариях к главе «Ваехи» Раши пишет, что выбор места для погребения был неслучаен, была на то особая причина. Когда был разрушен Первый Храм и евреев увели в изгнание, они прошли как раз возле могилы Рахели и молились там, поэтому было важно, чтобы Рахель была похоронена именно там.
Ее молитва обладала особой силой, как мы увидим ниже. Чтобы в полной мере ощутить драматичность происшедшего, обратимся к тому, что пишет об этом мидраш. В мидраше на свиток Эйха (Введение, 24) рассказывается: после разрушения Первого Храма ко Всевышнему обратились праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. Кроме того, к Б-гу обратился и Моше рабейну.
Сказал Авраам перед Б-гом: Владыка мира, в сто лет Ты подарил мне сына. Когда он вырос и возмужал, Ты велел мне принести его в жертву. Я стал над ним, как жестокий, и не пожалел его. Я сам связал его. Ты мне это не вспомнишь и не пожалеешь моих детей? Сказал Ицхак перед Б-гом: Владыка мира, когда мне отец сказал: «Б-г выбрал Себе барашком сына моего», я не сопротивлялся Твоей Воле, дал связать себя на жертвеннике и подставил шею под нож. Ты это мне не вспомнишь и не пожалеешь моих сыновей? Сказал Яаков: Владыка мира, я двадцать лет трудился в доме Лавана, а когда вышел оттуда, меня встретил негодяй Эсав и хотел убить моих детей. И я отдал себя на смерть ради них. А сейчас они отданы в руки врагов, как овцы на заклание, после того, как я растил их как цыплят, столько страдал за них. Большинство своих дней я переживал из-за них. И Ты не вспомнишь мне это и не пожалеешь моих детей? Сказал Моше: Владыка мира! Я не был верным пастухом для евреев в пустыне сорок лет? Я бежал перед ними, как конь.
Но молитвы не повлияли в достаточной мере, пока не встала праматерь Рахель перед Б-гом и не сказала: Владыка мира! Ты же знаешь, что Яаков меня очень любил и работал ради меня у отца моего семь лет. И когда закончились эти семь лет и пришло время свадьбы, замыслил отец отдать моему жениху сестру вместо меня. И мне было очень тяжело, когда я услышала об этом замысле. Я рассказала об этом жениху и сообщила ему признаки, чтобы отец не мог устроить подмену. А потом передумала, преодолела свою страсть и пожалела сестру, не захотела, чтобы она была опозорена. И рассказала сестре о признаках, которые я сообщила жениху, чтобы он принял ее за Рахель. Я сделала ей добро, не завидовала и не выдала её на позор. Если я, человек, не позавидовала сопернице и не выдала её на позор, почему же Ты, Владыка мира, так ревнуешь к идолам, в которых нет ничего, и изгнал моих сыновей, и предал их врагам, которые убивают их мечом и делают с ними, что хотят? Когда услышал Б-г эти слова, пробудилась милость Его и Он сказал: Ради тебя, Рахель, Я верну евреев в их страну.
Как сказано у пророка Ирмиягу: «Так сказал Г-сподь: слышится голос в Раме, вопль и горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их. Так сказал Г-сподь: удержи голос твой от рыданья и глаза твои от слез, ибо есть воздаянье за труд твой, — сказал Г-сподь, — возвратятся они из вражьей страны. И есть надежда будущности твоей, — сказал Г-сподь, — возвратятся сыны в пределы свои» (31:14-16).
Уступая другому, человек проявляет величие. Нельзя допустить, чтобы другой человек был опозорен, унижен, оскорблен. Рахель отдала самое дорогое — брак с любимым человеком, чтобы ее сестра не была унижена. И мы видим, как высоко был оценен Всевышним ее поступок. В комментариях приводится также, что Всевышний вспомнил этот поступок Рахель и послал ей детей. Уступая другому, чтобы не опозорить его, человек не проиграет, а только выиграет.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»