Из цикла «Сотворение мира и наука», темы: Человек, Берешит, Сотворение мира, Технический прогресс, Тора и наука, Теория Дарвина, История, Натан Авиэзер
24. И сказал Б-г: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25. И создал Б-г зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Б-г, что это хорошо. 26. И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Б-г: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам cue будет в пищу. 30. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31. И увидел Б-г все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Шестой день творения, описанный в Книге Бытия 1:26—31, посвящен человеку. При чтении библейского текста возникает ряд вопросов.
1. Мы читаем фразу: «Б-г сотворил человека… по образу Б-жию» (1:27), из чего явно следует, что человек — существо уникальное среди прочих живых существ. Представление о том, что человек якобы уникален, не имеет под собой никакой научной основы. Как хорошо известно, результаты многочисленных раскопок создают картину эволюционного развития рода человеческого, уходящую на миллионы лет в прошлое, к примитивным обезьяноподобным существам. Утверждение, якобы человек был «сотворен» всего лишь несколько тысяч лет назад — не более, чем легенда.
2. Мы читаем: «И благословил их [Адама и Еву] Б-г» говоря им: «наполняйте землю и обладайте ею» (1:28). Не приходится и говорить: никаких археологических свидетельств тому, что человек будто бы внезапно «наполнил землю и стал обладать ею», нет в природе. Как же тогда следует понимать это благословение?
А теперь обратимся к научным данным, которые дают библейскому тексту объяснение, вполне отвечающее требованиям современной науки.
Семейство гуманоидов, человекоподобных, состоит сейчас из одного единственного вида живых существ. Это Современный Человек, или, говоря научным языком, Homo sapiens sapiens. Антропологи придерживались некогда так называемой «гипотезы единственного вида». По этой гипотезе, первые примитивные виды гуманоидов эволюционировали постепенно в более развитые виды, которые, в свою очередь, эволюционировали в еще более развитые, и так далее. Процесс повторялся несколько раз, пока не привел к появлению самого развитого вида гуманоидов — Современного Человека. Каждый вновь найденный вид человекоподобных рассматривался как очередной этап на пути прямолинейного эволюционного развития от древнейших обезьяноподобных видов к Современному Человеку.
На основе новейших палеонтологических находок гипотеза единственного вида была отвергнута. Профессор Найлс Элдридж, куратор Американского Музея Естественной Истории, называет эту гипотезу «великим эволюционным мифом о медленных, постепенных, прогрессивных изменениях. Сторонники “единственного вида” были так зачарованы прямолинейным изяществом этого мифа, что неохотно принимали любое открытие, могущее его испортить».1 Подчеркивая, что новейшие палеонтологические данные полностью противоречат дарвиновской концепции постепенности, профессор Элдридж замечает: «Наше стандартное представление об эволюции, как о постоянном, постепенном усовершенствовании, а отсюда, со временем, изменении, поистине есть миф».2
Палеонтологическая история вымершего гуманоидного вида Homo erectus весьма наглядно иллюстрирует правоту этого замечания. Судя по данным многочисленных раскопок, вид этот, один из важнейших среди гуманоидов, просуществовал более миллиона лет. И какие же существенные эволюционные изменения отражены в палеонтологической летописи за столь долгое время? Ответ: ровно никаких.
Профессор С.М. Стенли пишет о Homo erectus: «Этот вид существовал более миллиона лет, почти не меняясь».3 Профессор Гарвардского университета Дэвид Пилбим пишет: «В течение более миллиона лет, Homo erectus отличался морфологической стабильностью».4 Иными словами, Homo erectus за все время своего существования не подвергся никаким эволюционным изменениям.
Рассмотрим теперь «эволюционную историю» самого позднего вида гуманоидов — Современного Человека. Данные раскопок показывают, что «Современный Человек появился внезапно, имея такой же облик, как сейчас».5 С момента своего внезапного появления Современный Человек дожил, не меняясь, до наших дней. Предшествовал Современному Человеку, и более всего походил на него. Неандертальский Человек. Неандертальский Человек просуществовал без изменений более 100 000 лет.6 Затем, по непонятным причинам, все неандертальцы внезапно исчезли. «Исчезновение его не назовешь иначе, как мгновенным».7 Все вышесказанное несовместимо с идеей постепенной эволюции.
Наконец, рассмотрим вопрос о взаимосвязи между Современным Человеком и неандертальцем. Произошли ли Современные люди от предшествовавших им неандертальцев?
Опираясь на данные раскопок, профессор Элдридж убежден, что «неандертальцы никак не могли быть нашими предками».8 А профессор Стенли пишет о Современном Человеке так: «Внезапно, ниоткуда, в палеонтологической летописи появляются наши острые подбородки, наши слабые надбровные дуги и высокие выпуклые лбы. В предшествующей истории нет абсолютно ничего, что предвещало бы появление этих характерных черт».9 По заключению Кембриджской Археологической Энциклопедии, «ничто не свидетельствует о локальной эволюции неандертальцев в людей современного анатомического склада».10
С появлением каменных орудий, около двух миллионов лет назад, началась эпоха, которую археологи называют «Палеолитом» («Древний Каменный Век»). Важно помнить, что даже самое совершенное каменное орудие Палеолита выглядит невероятно примитивным по сравнению с любым современным орудием. Типичное палеолитическое орудие — это, по сути дела, слегка заостренный осколок кремня. Процесс изготовления палеолитического орудия настолько прост, что «за час-другой любой новичок может освоить технику раскалывания кремня».11 В результате получается предмет, найдя который, непосвященный вряд ли даже догадается, что перед ним орудие, сделанное руками человека. Достаточно взглянуть на любое изображение палеолитического орудия, чтобы в этом убедиться.12
Следует также подчеркнуть, что пользование простыми орудиями свойственно отнюдь не только людям. «Сегодня мы знаем, что производство и использование орудий не является, строго говоря, нашей исключительной прерогативой… Шимпанзе очищают от коры ветки, подготавливая их для “ловли” термитов в больших термитниках. Обезьянки-капуцины раскалывают камнями твердью орехи. Бабуины убивают камнями скорпионов, прежде чем вынуть жало и употребить их в пищу».13 Было замечено, что «некоторые шимпанзе заготавливают орудия впрок… Более того, такое поведение передается обучением: молодые шимпанзе набираются опыта, подражая старшим»14.
Вышеприведенные цитаты вовсе не имеют своей целью доказать, будто бы первые человекообразные в технологическом отношении стояли не выше обезьян. С другой стороны, следует помнить, что изготовление и использование простейших орудий еще не делает гуманоида «почти человеком». Как подчеркивает профессор Давид Пилбим, «Что ни говори, первые человекообразные сильно отличались от любого человеческого существа, живущего сегодня. Очень часто, однако, на эти отличия не обращалось внимания, и первых гуманоидов делали слишком похожими на современных людей.»15
Было бы просто несправедливо сравнивать грандиозные технологические достижения Современного Человека с простейшими орудиями, производимыми гуманоидами Палеолита. Преимущества, которые дает нам наш объемистый мозг, очевидны. Однако не все ранние виды гуманоидов обладали мозгом меньших размеров, чем наш. Исключением был Неандертальский Человек. «Мозг, заключенный в неандертальской черепной коробке, был в среднем чуть больше мозга Современного Человека.»16
Каких же успехов достиг Неандертальский Человек в деле изготовления орудий? «По большей части неандертальские орудия представляли собой слегка обтесанные осколки кремня, используемые в качестве наконечников для стрел, ножей и скребков.»17
Для сравнения, взглянем на некоторые из орудий, произведенных Современным Человеком, который пока что пробыл на земле меньше, чем неандерталец. «Орудия» Современного Человека включают в себя компьютер, лазер, транзистор и космический спутник, не говоря уже о реактивных самолетах и атомных подводных лодках. Этого краткого перечня вполне достаточно, чтобы понять, что сравнивать технологические достижения неандертальца с достижениями Современного Человека просто смешно.
А как насчет искусства? Вот единственное, что может быть сказано в пользу Неандертальского Человека по этой части: «во многих местах были найдены фрагменты минеральных красящих веществ, размолотых в порошок либо слепленных в форме карандашей, однако неизвестно, какие именно поверхности предполагалось ими раскрашивать».18 Иными словами, хотя краски и были найдены, никаких произведений искусства, приписываемых Неандертальскому Человеку, не существует.
Для сравнения, посмотрите на богатейшие традиции Современного Человека в области живописи, скульптуры, музыки, архитектуры и многих других видов искусства. Здесь также налицо разительный контраст между огромными артистическими достижениями Современного Человека и отсутствием искусства вообще, характерным для неандертальца.
Подчеркнем, что великолепные пещерные рисунки, найденные на юго-западе Франции и в других местах, все без исключения были сделаны Современным Человеком.19 Росписей, сделанных неандертальцем, нет ни в одной пещере.20
Бьыо ли у неандертальцев хоть что-нибудь, не связанное непосредственно с выживанием? Да, они хоронили своих покойников.21 Однако этот единственный признак неандертальской «культуры» ничтожен по сравнению с грандиозными культурными достижениями Современного Человека во всех областях знаний — в науке, философии, медицине, литературе, искусстве, математике, музыке и т.п.
Чем же объяснить огромное неравенство в достижениях Современного Человека и неандертальца? Ученые объяснить этого не могут. Ясно одно: эти огромные интеллектуальные и культурные различия не суть следствие физических различий между двумя видами. В физическом отношении Неандертальский Человек стоял ничуть не ниже Современного Человека. Сравнение анатомии и размеров неандертальского и современного мозга «не указывает на какие бы то ни было различия в интеллектуальных способностях».22 С анатомической точки зрения, «неандертальцы были не менее человекоподобны, чем современные люди… Мы знаем теперь, что неандертальцы обладали такой же сноровкой, таким же многообразием и характером движений, что и современные люди… правда, у них была гораздо крепче хватка, чем у современных людей, однако это ничуть не походило на движения гориллы; судя по всему, они владели своими движениями точно так же, как и мы.»23
Сразу после своего появления Современный Человек проявил свое ярко выраженное культурное превосходство над неандертальцем. Археологические данные столь поразительны, что все научные работы на эту тему подчеркивают драматические, далеко идущие культурные успехи, быстро достигнутые Современным Человеком. Для иллюстрации приведем несколько цитат:
Методы изготовления орудий у Современного Человека совершенно иные, нежели у неандертальца… его новый набор инструментов отражает качественный скачок в охотничьих приемах — и, в более широком смысле, в умственных способностях… Современный Человек, пришедший на смену неандертальцу, был не только несравненно лучшим охотником, но и интеллектуально превосходил его во всех отношениях.24
Затем, примерно 40 000 лет назад, началось невероятное ускорение… Плодами его явились совершенно новые, сложные орудия труда и виды оружия, строительство жилищ, изобретение лодки, добавление рыбы к человеческому меню, далекие морские путешествия (например, в Австралию), заселение Арктики, миграция в Северную и Южную Америки и разнообразие поделок и украшений.25
В Европе, лучше всего изученной археологами, мы видим произошедший 35 000 лет назад внезапный переход… культурное достояние (каменные орудия труда) меняется внезапно и коренным образом. Никакого постепенного перехода. Появляется пещерная живопись — ее тоже ничто не предвещало.26
Археологические исследования указывают на серьезные бихевиористические перемены. Они выражаются в распространении усовершенствованных каменных и костяных орудий, в новых охотничьих приемах и методах пользования и управления огнем, в употреблении одежды, в изменении характера поселений, размеров популяции и экологической сферы, в развитии искусства и в ритуальной деятельности. Все это указывает на появление вида, обладающего современными бихевиористическими способностями и потенциалом.27
Интересно, что примерно сорок — тридцать пять тысяч лет назад социокультурная система гуманоидов значительно усложнилась. Вскоре после этого археологи начинают регулярно находить в своих раскопках предметы искусства, [причем] степень сложности их быстро возрастает… [Современный Человек] Позднего Палеолита приходит к искусству: пещерная живопись, вырезание по кости, костяные и каменные статуэтки и такие личные украшения, как бусы. [Неандертальский Человек] Среднего Палеолита не знал таких средств самовыражения.28
Следует еще раз подчеркнуть, что между Современным Человеком и неандертальцем нет физических различий, которые позволили бы предвидеть столь внезапные и драматические культурные изменения. Средние размеры мозга у обоих видов одинаковы,29 и по всем своим физическим данным и навыкам неандерталец был ничуть не ниже Современного Человека.30 Тем не менее, археологическая летопись отражает огромное культурное и интеллектуальное превосходство Современного Человека над неандертальцем.
После культурного взрыва, которым сопровождалось появление Современного Человека, технологическое и культурное развитие человека продолжалось, но в значительно более медленном темпе. Затем, примерно 10 000 лет назад, произошел еще один скачок, еще более грандиозный. Это была целая цепь всеохватывающих культурных достижений, коснувшихся всех областей человеческого поведения. Кумулятивное воздействие этих изменений буквально революционизировало человеческое общество. Совокупность этих многочисленных фундаментальных нововведений называют Сельскохозяйственной, или Неолитической Революцией. Это была революция столь широкого масштаба, что археологи считают ее основной вехой доисторической хронологии. После эпохи Палеолита [Древний Каменный Век] следует эпоха Неолита [Новый Каменный Век].
Фундаментальные нововведения, связываемые с Сельскохозяйственной Революцией, включают в себя:
Все эти и другие культурные достижения способствовали формированию сложной социальной организации, которая вскоре породила первые города и, тем самым, цивилизацию (что буквально означает «создание городов»), какой мы ее знаем сегодня. Грандиозный масштаб этого быстрого и фундаментального культурного развития подчеркивается во всех археологических исследованиях, посвященных этому периоду. Для иллюстрации приведем несколько цитат.
Таким образом, за 3—4 тысячи лет жизнь человека изменилась более коренным образом, чем за все предшествующие 250 000 лет. До Сельскохозяйственной Революции человек должен был проводить все свободное от сна время в поисках еды… Как только человек научился производить пищу и запасать ее впрок, он получил возможность селиться более многочисленными общинами… И вскоре появились такие новшества, как открытие основных принципов механики, ткацкое ремесло, плуг, колесо и обработка металлов.31
С поразительной быстротой произошел переход от палеолитического охотничьего общества к региональным общинам… окультуривание растений и приручение животных, возникновение оседлых землеобрабатывающих общин… развитие гончарного ремесла… очень скоро появились раскрашенные и расписные горшки… начали выделывать орудия труда и оружие из бронзы. Из пиктографических изображений развилась письменность; ремесленники производили множество разнообразных товаров… торговые центры превратились в города… Началась урбанистическая революция, мир человека преображался, зарождались первые цивилизации.32
Появление культурных растений и домашних животных нередко называют Неолитической Революцией… С началом производства пищевых продуктов жизнь человеческого общества подверглась глубоким изменениям… возник новый образ жизни, деревенский; население увеличивалось… формы социальной организации все более усложнялись.33
Приручение [животных] дало поистине революционные результаты — вместе с окультуриванием растений это был первый важнейший шаг к цивилизации.34
Сельскохозяйственная Революция была важнейшим достижением нашего вида… С окультуриванием растений и приручением животных перед культурной эволюцией внезапно открылись широчайшие новые возможности.35
Начали вырисовываться основные очертания сельскохозяйственной экономики… скотоводство и такие прогрессивные методы земледелия, как ирригация, вошли в систему сельского хозяйства… Этот процесс привел к поистине революционным результатам… столь стремителен был темп перемен в ключевых областях и столь далеко идущими были их последствия.36
Примерно 10 000 лет назад были изобретено и распространилось земледелие… плотность населения невероятно возросла.37
Земледелие и скотоводство появились по всему миру примерно в одно время. Технологический прогресс, овладение новыми материалами (такими, как металлы) и новыми источниками энергии (такими, как энергия ветра и воды)… Сравнивая изменения, произошедшие за последние 10 000 лет с теми, что произошли за предыдущие четыре миллиона лет, особенно ясно видишь ускорение человеческой истории.38
Какова была причина Сельскохозяйственной Революции? Что дало толчок всем этим «бурным», «коренным», поистине революционным изменениям, которые так преобразили человеческое общество? Ответ гласит: никто этого, в сущности, не знает.39
Почему человек, просуществовав сотни тысяч лет за счет охоты и сбора плодов, лишь сравнительно недавно усвоил иной образ действий — выращивание съедобных растений и разведение скота? Причины этого драматического шага вперед остаются спорными.40
Весьма соблазнительно предположить, что произошло нечто, нарушившее привычный устой жизни, появился некий стимул, побудивший людей к работе на земле и к употреблению новых орудий труда. Что именно произошло, что это был за стимул — мы не знаем.41
Теперь, когда мы познакомились с данными, собранными о человеке археологией, мы можем сопоставить библейский текст с тем, что говорит современная наука. Рассмотрим вопросы, поднятые в начале данной главы.
1. Археологическая летопись показывает, что появление Современного Человека сопровождалось серией беспрецедентных культурных изменений. Перемены наступили внезапно — археологи говорят о «резком подъеме»42 культурного уровня, о «коренных изменениях». И не только внезапными («без всяких предварительньсс признаков»43) были все эти события — все археологи, часто с изумлением, отмечают чрезвычайное многообразие нововведений, осуществленных Современным Человеком. Они охватывают все области человеческого поведения, начиная с «более совершенных орудий», 44 «поделок и украшений» 45 и кончая длинным и внушительным перечнем «совершенно новых» 46 технологий и изобретений.
Современный Человек, как отмечает научная литература, «интеллектуально во всех отношениях превосходит» 47 всех предшествующих ему человекоподобных, демонстрируя «качественный скачок в умственных способностях»,48 который указывает «на появление вида, обладающего современными бихевиористическими способностями».49
В свете вышеприведенной информации библейское утверждение, что человек был сотворен «по образу Б-жию» (1:27), может быть понято как ссылка на уникальные умственные способности, которыми одарен Современный Человек. Эти способности помогли ему осуществить всю ту грандиозную совокупность культурных достижений, которая появляется столь внезапно и драматично в археологической летописи. Данные археологии безусловно доказывают уникальность Современного Человека.
Современный Человек продолжает свое шествие по пути культурного прогресса и по сей день. Единственный среди всех человекообразных, он исследует космические галактики и внутреннее строение атома. Он изобрел средства для мгновенной связи со всем миром и электронные компьютеры, способные производить миллионы операций в секунду. Нога человека ступает по лунной поверхности; человек делает пересадки сердца, с помощью генетической техники он создает новые живые организмы. Человек добивается успехов в искусствах, в науках и во всех иных областях знаний Все эти достижения — а список легко продолжить — характеризуют Современного Человека
Особое значение имеет тот факт, что Современный Человек несравненно превосходит своего ближайшего родича, вымершего Неандертальского Человека, в интеллектуальном и культурном отношении, хотя в физическом отношении оба вида очень похожи Они обладают одинаковыми средними размерами мозга,50 обоим присущи «та же осанка тела, та же сноровка, те же разнообразие и характер движений» 51 Ученые не находят объяснения колоссальному различию в интеллектуальных достижениях Современного Человека и неандертальца. Недоумение вызывает у них тот факт, что сравнение физических особенностей этих двух видов «не указывает на какие бы то ни было различия в способностях интеллектуального или бихевиористического порядка».52 В отличие от светского ученого, тот, кто верует в Б-га, находит объяснение уникальности Современного Человека — оно записано в Книге Бытия 1—27: «И сотворил Б-г человека по образу Своему».
Как было отмечено ранее, в связи с появлением животных, выражение «Б-г сотворил человека» не подразумевает сотворение в физическом смысле («чего-то из ничего»).53 Почти все традиционные еврейские комментаторы Библии поясняют, что, по отношению к человеку, глагол «творить» подразумевает сотворение уникальных интеллектуальных и духовных способностей, присущих людям. Комментируя Бытие 2:7, все они — Раши, Саадия Гаон, Сфорно, Радак, Рамбан — подчеркивают, что превосходство человека над другими видами заключается в его знаниях, речи и интеллекте. Физически Современный Человек — вполне заурядное существо, весьма похожее на многие другие виды
Отметим, что слово «человек» (на иврите «Адам») в библейской фразе «И сотворил Б-г человека» следует понимать как общее определение, относящееся ко всему современному роду человеческому, а не к одному конкретному человеку (Адаму). Рассуждая на тему Бытия 1.26, Сфорно указывает, что на протяжении всего Шестого дня творения слово «человек» всегда «означает вид живых существ, называемых людьми» В этом же смысле, продолжает Сфорно, слово «человек» употребляется и в Бытии 27.
2. Появление Современного Человека сопровождалось подъемом культурных достижений Затем последовал долгий период постепенного технологического и культурного развития, и затем еще один внезапный, еще более драматический взрыв культурных нововведений, коснувшихся всех областей человеческой деятельности. Этот второй культурный подъем, совершившийся всего несколько тысяч лет назад, археологи называют Сельскохозяйственной, или Неолитической, Революцией.
Эту сравнительно недавнюю «революцию» можно связать с библейскими словами о том, что Б-г благословил человека, повелевая ему «наполнять землю и обладать ею» (1:28). Все научные работы на тему Сельскохозяйственной Революции описывают обширные и внезапные перемены, коснувшиеся всех сторон человеческого общества («жизнь человека менялась коренным образом»54 по мере того, как человек учился обладать землей, и «население грандиозно возрастало»55 по мере того, как человек наполнял землю). Эта поразительная революция связана с началом выращивания съедобных растений и разведения домашнего скота, что «имело радикальные последствия».56 Всеобъемлющая природа божественного благословения, данного человеку, отчетливо просматривается в описании событий, как их видят археологи.
Научные данные показывают, что «три или четыре тысячи лет назад жизнь человека изменилась более радикально, чем за все 250 000 лет, предшествовавшие Сельскохозяйственной Революции».57 Таким образом, в данных археологии отражено исполнение божественной воли.
1. N. Eldredge and I. Tattersall, The Myths of Human Evolution (Columbia University Press, 1982), стр. 120.
2. Там же, стр. 2.
3. S.M. Stanley, The New Evolutionary Timetable (New York: Basic Books, 1981), стр. 147.
4. D. Pilbeam, Scientific American, т. 250, март 1984, стр. 68.
5. Eldredge and Tattersall, стр. 155.
6. E. Trinkhaus and W.W. Howells, Scientific American, т. 241, декабрь 1979, стр. 94—105. Эта статья, под названием The Neanderthals, содержит прекрасный обзор современных научных сведений о Неандертальском Человеке.
7. Там же, стр. 101.
8. Eldredge and Tattersall, стр. 155.
9. Stanley, стр. 151.
10. A. Sherratt, ed.. The Cambridge Encyclopedia of Archaeology (Cambridge University Press, 1980), стр. 88.
11. N. Toth, Scientific American, т. 256, апрель 1987, стр. 109.
12. Там же помещено изображение ряда палеолитических орудий труда, стр. 108.
13. Eldredge and Tattersall, стр. 8—9.
14. Toth, стр. 104, 111.
15. Pilbeam, стр. 60.
16. Trinkhaus and Howells, стр. 97.
17. Там же, стр. 94.
18. Sherratt, стр. 85.
19. A. Leroi-Gourhan, Scientific American, т. 246, июнь 1982, стр. 80-88.
20. Trinkhaus and Howells, стр. 94.
21. Sherratt, стр. 85.
22. Trinkhaus and Howells, стр. 97.
23. Там же, стр. 99.
24. Eldredge and Tattersall, стр. 154, 159.
25. S. L. Washburn, Scientific American, т. 239,сентябрьт 1978,стр. 154.
26. N. Eldredge, Time Frames (New York: Simon & Schuster, 1985),стр. 87.
27. Pilbeam, стр. 69.
28. Trinkhaus and Howells, стр. 94, 105.
29. Там же, стр. 97.
30. Там же, стр. 99.
31. R.J. Braidwood, Scientific American, т. 203, сентябрь 1960,тр.148.
32. E.A. Hoebel and T. Weaver, Anthropology and the Human Experience (New York: McGraw-Hill, 1979), стр. 183, 195, 201.
33. G.H. Pelto and P.J. Pelto, The Cultural Dimensions of the Human Adventure (New York: Macmillan, 1979), стр. 93.
34. M.L. Ryder, Sheep and Man (London: Gerald Duckworth, 1981),стр.17.
35. Braidwood, стр. 131.
36. A. Sherratt, стр. 407.
37. E.0. Wilson, Sociobiology. The New Synthesis (Harvard University Press, 1975), стр. 569.
38. Washbum, стр. 154.
39. Иногда выдвигается предположение, что роль побудительного механизма сыграли климатические изменения, так как примерно 10 000 лет назад закончился ледниковый период. Другие исследователи, однако, указывают, что это предположение больше соответствовало бы центральной и северной Европе, чем Ближнему Востоку с его теплым климатом, где и началась Сельскохозяйственная Революция.
40. L.G. Straus et al., Scientific American, т. 242, июнь 1980, стр. 128.
41. H.H. Lamb, Climate, History and the Modem World (London: Methuen, 1982), стр. 122.
42. Eldredge, стр. 87.
43. Там же.
44. Pilbeam, стр. 69.
45. Washbum, стр. 154.
46. Там же.
47. Eldredge and Tattersall, стр. 159.
48. Там же, стр. 154.
49. Pilbeam, стр. 69.
50. Trinkhaus and Howells, стр. 97.
51. Там же, стр. 99.
52. Там же, стр. 97.
53. Этот вопрос рассматривается в главе, относящейся к пятому дню творения (часть II).
54. Braidwood, стр. 148.
55. Wilson, стр. 569.
56. Sherratt, стр. 407.
57. Braidwood, стр. 148.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.