Из цикла «Книга Основ», темы: Заповеди, Вера и упование, Эмуна, Союз с Б-гом, Любовь к Б-гу
Если человек хранит союз со Всевышним, исполняет Тору и служит Всевышнему, когда вокруг все спокойно, когда в доме его покой, когда успех сопутствует ему во всех делах, это еще не свидетельствует о том, что человек этот верит в Б-га. Но если он станет жертвой превратностей времени, если он обеднеет и испытает бедствия и гонения и все-таки останется верным Всевышнему — вот тогда выявится, что он действительно праведник и служит Всевышнему из любви. Во времена благоденствия и успеха он верит, что все это ему посылает Всевышний и молится о том, чтобы Тот продлил для него это счастливое время. Во время горя и бедствий он крепится, сердце его не слабеет, и он еще ободряет других, надеясь на Б-га, молясь Ему о том, чтобы Тот вывел его на простор и послал ему мир. Об этом сказал поэт: «Надейся на него во всякое время, народ» — то есть и во времена успеха, и во время беды, «Изливайте ему свое сердце и говорите: Б-г — наше убежище вечно» (Теилим, 62:9). /…/
И сказано (Теилим, 42): «Б-же! Своими ушами мы слышали то, что отцы нам рассказывали о деяниях, что Ты совершил в их дни, в дни былые…» Эта поэма прославляет народ Израиля, который в дни благоденствия, мира и процветания уповал на Всевышнего и признавал, что все это пришло от Него, а в дни горя и бедствий не отступает назад и не отрекается от союза со Всевышним, несмотря на то, что не видит чудес и знамений, известных ему от отцов. /…/ «Ведь за Тебя мы гибнем изо дня в день, мы считаемся словно овцами для заклания! Пробудись, почему спишь Ты, Г-сподь?!» То есть: можем ли мы не удержаться и не взывать к Тебе: «Почему скрываешь лицо Ты Твое?» Даже если Ты «забыл бедность нашу и притеснения наши, /…/ встань нам на помощь и выручи нас!» Если не ради нас, то «ради милости Твоей», потому что такова природа ее — она простирается на всех, кто уповает на Тебя. Писание свидетельствует (Теилим, 32:10): «А того, кто уповает на Г-спода, окружает милость Его» — то есть даже если он как таковой не достоин, его упование на Всевышнего притягивает к нему милость (там же, гл.46).
Вера не может жить без надежды. Надежда притягивает милость Всевышнего на того, кто тверд в своем уповании; сказано: «Добр Г-сподь к тем, кто надеется на Него» (Эйха, 3:25). И так Давид гордился своим упованием на Всевышнего: «На Тебя я надеюсь весь день» (Теилим, 25:3).
Есть три вида упования. Первый — надежда на милость, смысл которого состоит в том, что человек надеется на помощь Всевышнего не потому, что считает себя достойным, но только потому, что Всевышний добр. Второй — это надежда на славу Всевышнего: то есть, надежда на то, что Всевышний окажет ему помощь потому, что в противном случае слава Всевышнего пострадает в глазах Его созданий (подобно тому, как если господин не поможет своему работнику в трудную минуту, люди скажут, что это свидетельствует о слабости господина). И третий аспект — это надежда на исполнение обещанного: то есть, надежда на то, что Всевышний исполнит все, что обещал. И это-то есть настоящее, истинное упование.
Надежда на милость наиболее заслуживает похвалы, однако при этом человек совсем не уверен в том, что получит желаемое. Потому что, считая себя недостойным, он полагает, что Г-сподь не захочет исполнить его просьбу, и потому его упование имеет некоторый недостаток.
Надежда на то, что Всевышний поможет ради славы Своей, — более надежная, поскольку есть больше оснований надеяться на то, что Всевышний вступится за честь Имени Своего. /…/
А надежда на исполнение обещанного — это надежда, имеющая самое надежное основание. И так сказал царь Давид (Теилим, 119:49): «Вспомни слово Твое рабу Твоему, которым Ты пробудил во мне надежду». Надежда на исполнение того, что Всевышний обещал через слуг Своих, пророков, без сомнения, оправдается — поскольку обещание Всевышнего равняется обязательству. Поэтому пристало, чтобы сердце человека было совершенно уверенно в этом уповании (там же, гл.47).
Во всех этих видах упования возможно, чтобы надежда имела общий или же частный характер. Общая надежда — надежда на избавление всего нашего народа; о ней сказали наши мудрецы, что в самом начале суда над человеком после его смерти его спрашивают: «Надеялся ты на Избавление?» (Шабат, 31а). А частная надежда — это надежда на то, что Всевышний поможет человеку в его частных делах: спасет его от беды, даст ему то, что для него хорошо, что вдохновит его на добрый выбор и внушит ему отвращение ко злу. Потому что даже в своих частных делах человек не в состоянии различить хорошее от плохого без помощи свыше, как сказал царь Шломо: «Есть путь, который кажется человеку прямым, но в конце которого — смерть» (Мишлей, 14:12).
Так пусть человек никогда не отчаивается, боясь наказания за свои грехи! Взгляд Всевышнего всегда устремлен на тех, кто надеется на Него; как сказано (Теилим, 33:18-19): «Вот, око Г-сподне устремлено на тех, кто боится Его, на тех, кто полагается на Его милость, чтобы спасти от смерти их душу, чтобы поддержать их жизнь во время голода».
И если вас постигают многие беды, мужайтесь и продолжайте полагаться на Б-га, и знайте, что ничто не может остановить руку Всевышнего и помешать дать вам то, что вы просите у Него. Его возможности неограниченны, и Он может спасти вас от любой беды, проявив Свою великую милость и Свою жалость, которым нет конца. Вдумывайтесь в это и продолжайте надеяться на Всевышнего! (Там же, гл.48).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»