Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний избрал нас — Своих детей, Свой народ и Свою Общину — для вознесенного служения Себе. И Он будет вечно нести нас на Своих руках: и когда мы пребываем в покое на своей Земле, и когда находимся в далеком изгнании.

Мусар — путь возвышенного служения

«Высшая цель мудрости — раскаяние и добрые дела»[41]

Тора предписывает нам прийти к возвышенному служению и следовать путями Б-га, как сказано: «и ходи Его путями»[42]. Основа всей Торы — это мудрость и совершенное стремление творить добро: «Уподобься Ему: как Он милосерден, так и ты будь милосерден…»[43]

Сказано в книге пророка Михи: «С чем встречу Г-спода, преклонюсь перед Б-гом Всевышним… Сказано тебе, человек, что такое добро и чего Г-сподь требует от тебя: только исполнять закон, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим»[44]. Это становится возможным, только если человек убедится в том, что у нас есть Небесный Отец, даровавший нам заповеди исключительно для нашего счастья и блага, в которых только лишенный утонченных чувств видит гнетущую ношу и обузу.

Учение Мусар предупреждает, что унылое служение Б-гу не приводит человека к внутренней гармонии и покою души: «Поскольку ты не служил Г-споду, Б-гу твоему в радости и с добрым сердцем в достатке всего (случились с тобой все эти несчастья)»[45]. Корень недостатков в служении раскрыл пророк Йешаягу: «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая бездушно»[46].

Одним из самых очевидных первичных понятий нашей веры является осознание бренности и быстротечности нижнего мира. Важно уяснить, что он — лишь «преддверие», ведущее к Грядущему миру. В нижнем мире следует достойно выстоять во всех испытаниях, обрести духовную утонченность и преисполниться мудрости, чтобы удостоиться войти в Царский дворец.

И теперь возникает вопрос: зачем Б-гу требуется служение человека? Несомненно, оно необходимо нам самим ради нашего же блага. Если мы это поймем, то почувствуем, что самым трепетным и возвышенным образом обязаны благодарить Всевышнего за Б-жественное Учение, которое Он даровал нам в вечное наследие.

Всевышний избрал нас — Своих детей, Свой народ и Свою Общину — для вознесенного служения Себе. И Он будет вечно нести нас на Своих руках: и когда мы пребываем в покое на своей Земле, и когда находимся в далеком изгнании. Он, благословенный, никогда не оставит нас, пока мы не вернемся в предназначенную для нас обитель Б-жественной славы. Это обещание прямо приводится в Торе: «И Я буду пребывать в вашей среде…»[47]

Мусар — Учение о Б-жественном Творении

«Вознесите глаза ваши и посмотрите, Кто сотворил это? Кто выводит по счету их воинство, всех по имени называет…»[48]

Учение Мусар отмечает, что Всевышний наделяет нас всем, в чем мы больше всего и постоянно нуждаемся, и дарует это самым доступным образом. Например, воздух, без которого невозможно существование, есть везде. Но еще больше нам необходима вера, являющаяся основой жизни, и Всевышний содеял так, что вся земля полна верой.

Праведники каждым своим возвышенным поступком провозглашают царскую власть Творца на земле и помогают другим обрести трепет перед Небесами, чтобы вместе с мудростью и знанием в их сердцах укоренилась истинная глубокая вера, как сказано: «Преимущество знания мудрости дает жизнь обладающим ею»[49].

«Простак верит каждому слову, а благоразумный обдумывает свой шаг»[50]. Мы убедились в том, что верования глупца безгранично далеки от веры наделенного мудростью. Однако в каждом человеке его «вера глупца» сильнее, даже если он обладает ясным мышлением. И мы знаем, как губительно влияет материя постижение погруженных в нее людей.

Необходимо четко определить какова вера истинного праведника. И вот, слава Б-гу, Всевышний, максимально приблизив к нашему восприятию привычные каждому законы природы, дарует нам понимание того, что исполнение любой, даже самой несложной заповеди согласно закону, установленному для нее в высшей природе нашей святой Торой, приводит к великим и вознесенным результатам. Ведь нет ничего проще, чем бросить зерно в землю, — но посмотрите к каким результатам приводит это незамысловатое деяние! Нам требуется лишь задумываться над тайнами мироздания: «При множестве размышлений в моей душе утешения Твои поддерживают душу мою»[51].

Падение человека происходит в первую очередь из-за того, что он помещает свою веру на «рога оленя», довольствуясь верой, которую воспринял в юности, когда был резвым, как олень, и постоянно куда-то мчался. Изучать Мусар и укреплять веру необходимо так, будто человек никогда ничего о ней не слышал и только сегодня родился и обнаружил Тору и мир, полный всеобъемлющего знания. На него возложена обязанность самому научиться отличать добро от зла, и тогда его вера, с Б-жьей помощью, приблизится к совершенству. Мы постоянно говорим о том, что даже известные и не нуждающиеся в доказательстве знания требуют глубокого размышления. Тот же, кто в них не вдумывается, не поймет их полностью, а всего лишь будет их невнятно повторять, принимая на веру.

И хотя истинность нашей веры была полностью доказана при Исходе из Египта и во время дарования Торы, она и в дальнейшем будет постоянно подтверждаться в каждом поколении для тех, кто глубоко изучит мудрость и Мусар. Они поймут, что в Б-жественном Завете для нас сокрыто возвышенное благословение, которое не оценить ни золотом, ни драгоценными камнями. Углубившись в мудрость и Мусар, мы увидим еще в этом мире, что Тора — благословение для человека, и это знание не потребуется принимать только на веру, в его истинности мы будем постоянно убеждаться, ведь сказано: «И вот законы, которые ты изложишь перед ними…»[52] Поэтому «Есть ли такой мудрец, который понял бы это и с кем говорил бы Г-сподь, пусть объяснит он за что погибла земля, выжжена, как пустыня, и никто не проходит по ней»[53]. Но если человек станет принимать предуготованное Всевышним лекарство и начнет задумываться над тем, что случится с ним в будущем, то «раскается и будет ему исцеление»[54].

[41] Брахот 17б.

[42] Дварим 28:9.

[43] Иерусалимский Талмуд, Пеа 3а.

[44] Миха 6:6-8.

[45] Дварим 28:47.

[46] Йешаягу 29:13.

[47] Шмот 25:8.

[48] Йешаягу 40:26.

[49] Коэлет 7:12.

[50] Мишлей 14:15.

[51] Теилим 94:19.

[52] Шмот 21:1.

[53] Ирмеягу 9:11.

[54] Йешаягу 6:10.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.