Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Материя, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Связь с Творцом, Самосовершенствование
«Праведник верой своей будет жить»[36]
Главное, чего от нас требует Царь мира — воспринять основы веры в совершенном знании. Первая заповедь, которую мы получили на горе Синай, гласит: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[37]. В каждом поколении человек должен помнить: «Тебе дано было видеть, дабы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет другого кроме Него»[38].
Нам необходимо прочно укоренить веру в наших сердцах: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, и нет другого»[39]. Мы видим своими глазами, что постижение каждого принципа знания вместе со всеми его основами приносит покой душе. Это имеет в виду стих Теилим: «Тора Б-га — совершенная, успокаивает душу»[40]. Писание подчеркивает, что речь идет именно о совершенной Торе и о человеке, цельном в своей вере, основанной на принятом по традиции знании, которое служит ему ясными знаками и свидетельствами.
Наши учителя рассказывают, что материя — это завеса, отделяющая человека от Творца, ведь чистая родниковая вода, попав в русло реки, загрязненной нечистотами, и смешиваясь с ними, становится такой же мутной, утрачивая свои прежние свойства. И мы убеждаемся, что даже разрешенные действия, далекие от своей истинной утонченной формы, наносят огромный ущерб, и тем более непоправимый вред причиняет нарушение повелений Торы. Теперь же следует осознать, что вера большинства людей, не опирающаяся на ясное мышление, остается «упрощенной верой глупцов», лишенной какой бы то ни было основы. Мы должны строить свою веру на ясном мышлении, дабы она укоренилась в сердце непреложным убеждением.
Прежние впечатления могут быть очень сильны, и чтобы они не довлели над нами, мы должны приложить все свои силы для исправления своего мышления и просить о помощи благословенного Б-га. Необходимо остерегаться неверных поступков — иначе они соединятся с уже укоренившимся в нас влиянием подобных им действий, совершенных ранее, пробудят его и усилят.
[36] Хавакук 2:4.
[37] Шмот 20:2.
[38] Дварим 4:35.
[39] Дварим 4:39.
[40] Теилим 19:8.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»