5 мая 2019 года, темы: Кирув, Америка, Траур, Бааль Тшува, Советский Союз
Редакция Толдот.ру с прискорбием сообщает, что 25 нисана 5779 года (30 апреля 2019) в Нью-Йорке в возрасте 90 лет скончался удивительный человек — рав Мордехай Нойштадт, который стоял у истоков движения за помощь советским евреям, возвращающимся к Торе.
Еще в молодые годы, которые рав Мордехай провел в Земле Израиля, он был активным участником в «Зерей Агудат Исраэль» и других организациях, которые помогали сиротам и людям, выжившим в Катастрофе — ведь и он сам чудом уцелел от уничтожения фашистами евреев Европы.
Вначале он работал директором первой школы для девочек из сефардских ортодоксальных семей. А в 1965 году рав и его жена переехали в Америку и открыли там туристический бизнес.
В США Рав Нойштадт возглавил легендарную организацию «Ваад Ацала», которая еще во время Катастрофы спасала евреев, и вскоре инициировал проект «Шлихим», который в конечном итоге был преобразован в организацию «Ваад Ле-ацалат Нидхей Исраэль» («Комитет по спасению»).
Как это начиналось? В конце 70-х годов рав Нойштадт посетил Россию. Зайдя в синагогу, он увидел молодых людей, которые так жаждали учить Тору, но не имели для этого никаких возможностей. Этот визит изменил его жизнь и жизни многих евреев Москвы, Ленинграда, Тбилиси и Вильнюса и других городов Советского Союза.
Движение за выезд советских евреев существовало в США и в других странах Запада начиная с 60-х годов, но оно было чисто политическим, а не религиозным. Его целью было заставить советское правительство выпустить евреев из страны, а не рассказать евреям о том, что такое еврейская жизнь. Большинство еврейских интеллектуалов и ученых, ставших активистами движениями за выезд в 60-е и в начале 70-х, не приблизились к Торе и заповедям.
И только в 1980-х годах, под бдительным оком КГБ, «Ваад Ле-ацалат Нидхей Исраэль» во главе с равом Нойштадтом стала предпринимать шаги по возвращению к Торе евреев России, отправляя в СССР сотни раввинов и учителей Торы, всеми правдами и неправдами передавая тфилин, талиты и книги тем, кто в них так нуждался.
Рав Мордехай Нойштадт в течение многих лет помогал советским евреям вновь открывать их наследие. Он планировал тайные уроки Торы «на квартирах», инструктировал посланников (эмиссаров), как добираться до нужных мест незамеченными, где прятать книги и тфилин и что отвечать на вопросы таможенников и милиционеров. Некоторых учителей арестовывали агенты КГБ, изгоняли из страны, но все равно новые учителя приезжали, поддерживая связь с отказниками, учителями Торы и иврита в разных городах СССР.
Рассказывают, что однажды сам рав Мордехай Нойштадт вез в Советский Союз четыре комплекта тфилин. На вопрос таможенника во время досмотра в московском аэропорту, он, не моргнув, ответил:
— Один комплект для меня, один — для моей жены. Один на будни, а другой на субботы и праздники.
К счастью, таможенник не знал, что женщины тфилин не накладывают вообще, а мужчины — в субботу и праздники…
Р. Бенцион Зильбер и р. Мордехай Нойштадт (справа) на диннере Толдот Йешурун в Нью-Йорке
Усилиями Рава Нойштадта русское еврейство спаслось от полного духовного уничтожения. И после падения «железного занавеса» рав Нойштадт и его жена продолжали помогать своим подопечным, переехавшим в США и в Израиль, вживаться в новую для них среду. Рав Нойштадт выступал инициатором открытия ешив, колелей, образовательных центров — специально для евреев из России, и продолжал им помогать.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»