Темы: Еврейская семья, Яаков, Любовь, Авраам, Ицхак, Счастье, Муж и Жена, Праотцы, Ответственность, Рав Цви Каплан
Я расскажу три истории о каждом из наших праотцев. Речь пойдет не об их подвигах или приключениях, а о том, как они строили жизнь вместе с женами: создавали счастливые семьи и воспитывали детей.
Начнем с Авраама. Он появляется на страницах Торы уже женатым человеком. Рядом с ним его жена Сара. Тора не описывает их романа, не рассказывает историю любви. В отношениях Авраама и Сары, на первый взгляд, нет никакой романтики. Вся жизнь в пути по приказу свыше. Только нашли свою Землю Обетованную и почти сразу отправились в Египет…
До границы добрались без приключений, и тут Аврам предлагает своей жене Сарай (Всевышний изменил их имена позднее) при встрече с местными жителями представиться братом и сестрой. Зачем? Ради спасения от опасности, которую те представляют. Народ тут горячий, увидят красивую женщину, не посмотрят, что замужем. Мужа убьют, чтобы не мешал, а женщину заберут.
Если вспомнить историю этой пары, то в словах о том, что они брат и сестра есть частица правды. Нельзя обвинить Аврама во лжи. После смерти отца Сарай попала в семью к Тераху, отцу Аврама, и они росли как брат и сестра. Так что в этих словах была не попытка обмануть местных жителей, а лишь желание затянуть время, выйти из ситуации, когда выполнение воли Творца угрожает жизни.
Но у этой истории есть еще один смысл. Для нас это выглядит странным, но у египтян настоящим браком считался союз между братом и сестрой. Конечно, если мужчина и женщина, которые не являются друг другу родственниками, расписались в нужном учреждении или прошли религиозный обряд в ближайшем храме, то они считались законными супругами. Но брачный союз самого высокого уровня святости, по их мнению, могли создать только брат и сестра. Даже сам фараон считался достойным своего высокого титула лишь в том случае, если он соответствовал этому условию. Теперь понятно, что имеет в виду Аврам, предлагая своей законной жене представиться жителям страны братом и сестрой:
— То, что мы муж и жена видно со стороны любому: разве кто-то отправляется с чужой женой в такое дальнее путешествие? Но чтобы они не подумали, что в нашем союзе не хватает святости, как они ее понимают, чтобы наш брак был в их глазах очень важным, и чтобы тем самым уберечь нас от опасности, давай скажем, что мы брат и сестра. Их фараон женат на своей сестре. Вот и мы также. Ты и вправду моя двоюродная сестра, мы выросли в одном доме, нас воспитывали мои родители.
Хитрость не помогла, Сарай все равно забрали в дом фараона. Египтяне не устояли перед ее красотой, а также перед собственными страстными желаниями.
Наши мудрецы сделали интересный вывод из этой истории. Для египтянина лучший способ создать семью — это взять свою сестру и превратить ее в жену. Такой путь проще. Оба хорошо знакомы друг с другом, у них схожие привычки, общие традиции.
Еврей берет в жены незнакомую женщину из чужого дома и делает ее своей сестрой.
Это возможно?
Авраму и Сарай удалось. Рав Шимшон Рафаэль Гирш называет их самой любящей парой в ТаНаХе. В Торе нет описания их романа, ничего не сказано о свадьбе, и все равно именно они названы самой любящей парой.
Если один раз это удалось, значит у каждого из нас должно получиться.
Второй герой моей статьи — Ицхак Авину.
Я часто спрашиваю у моих слушателей:
— А где в Торе говорится о любви?
Обычно они отвечают правильно:
— В молитве «Шма, Исраэль», где первое слово «Полюби». Но если говорить о любви между людьми, о которых рассказывает Тора, то, конечно, речь об Ицхаке, о котором прямо написано, что он полюбил Ривку. Из истории Ицхака и Ривки делается вывод, что о любви можно говорить только после свадьбы. Сейчас не будем обсуждать, согласен ли я с этим утверждением. Давайте вместе, не спеша, прочитаем этот текст.
Как-то много лет назад я оказался в Одессе. Это был мой второй визит в город, который до этого мне очень понравился: Одесса была наполнена историей, воспоминаниями о прошедшей эпохе.
Когда я снова приехал в Одессу, мы отправились гулять по городу вместе с моим знакомым Давидом — коренным одесситом. Я спешил, стремился побывать во всех самых красивых уголках Одессы, сфотографировать эти места. Давид еле поспевал за мной, наконец, он остановился и спросил:
— Ты куда спешишь, Цви? По Одессе надо гулять не спеша.
Могу повторить сказанные Давидом слова. Тору надо читать не спеша. Давайте внимательно прочтем историю женитьбы Ицхака.
«И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей; и взял Ривку, и стала она ему женою, и полюбил ее; и утешился Ицхак после матери своей».
Мы видим, что Ицхак сделал три вещи.
Первое. «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей».
Второе. «…и взял Ривку».
Третье. «…и она стала ему женой».
И только после этого «…и он возлюбил ее».
Тора не боится говорить об этом высоком и всепоглощающем чувстве. Но обратите внимание, что перед этим словом есть еще несколько глаголов: «ввел» в шатер, «взял» и «стала ему женою». Перед чувством любви есть действия, поступки. Не любовь с первого взгляда, которая свалилась на Ицхака, не несчастный случай, о котором говорят: «Любовь слепа…». Это поступок взрослого серьезного мужчины, который знает, что нужно женщине, и понимает, что любовь приходит в результате наших поступков.
Итак, в Торе есть план действия для любого мужчины, который решил сделать свою жену счастливой и полюбить ее.
Для начала нужен дом. Ицхак получил его в наследство от матери. С одной стороны, можно сказать, что ему повезло — есть место, куда можно привести жену.
Но, с другой стороны, это дом его матери Сары — великой праведницы. Ицхаку, наверное, трудно было устоять перед соблазном сказать Ривке:
— В этом доме все должно остаться таким, как было при маме. Ничего нельзя менять, ведь сама Сара прикасалась к этим подсвечникам, к этим коврам. Тут все освящено ею и наполнено памятью о ней. Пусть так и останется.
Ицхака можно понять, ему дорога любая память о матери. Вместе с тем, он сумел найти единственные правильные слова:
— Это твой дом, моя дорогая жена. Ты в нем хозяйка. Можешь делать все, что тебе кажется правильным, чтобы этот дом стал удобным и приятным для нас с тобой и для наших детей. Ты хозяйка в этом доме. Он твой.
Ривка с радостью услышала обращенные к ней слова, ведь любая девушка представляет себя хозяйкой дома, в мечтах расставляет там воображаемую мебель, смотрит на выставленные в витринах вещи с мыслью: «Куплю, когда у меня будет свой дом!»
Талмуд приводит рассказ одного из мудрецов эпохи разрушения Храма, в котором он называет жену «мой дом», признавая тем самым, что женился, чтобы построить дом для семьи. Без участия жены это невозможно сделать — ничего не получится. Если муж не дает жене чувство уверенности в том, что они строят общий дом, каждый остается в крохотной хижине своего гордого одиночества.
Тора нам сообщает, что Ицхак «взял» Ривку. Как это понимать, о чем нам сообщается? Об интимной близости? Нет, слово слишком грубое. Для обозначения этого есть другое слово, лучше отражающее суть события — «познал».
А что можно «взять?» Ответственность, заботу.
Мои бабушка и дедушка прожили всю жизнь в небольшом городке на берегу Западной Двины. Городок был польским, потом вошел в состав Российской империи. После революции снова оказался в Польше, перед войной граница передвинулась — империя вернула себе городок.
В пожилом возрасте бабушка и дедушка оставили местечко и переехали к нам, купили кооперативную квартиру с теплым туалетом и ванной. Но каждое лето уезжали в родной городок, будто на дачу, снимали у соседки комнату и проводили лето в привычном месте.
В тот год я окончил 9-й класс, начались мои последние школьные каникулы. Из Полоцка, где гостил у тети, решил съездить в местечко, проведать дедушку и бабушку. Автобус ранним утром остановился на пустой главной площади. Уже несколько лет я не был здесь. Пошел к своим на Перевозную улицу. Бабушка спросонья не узнала внука, а дедушка очень обрадовался. Его чувства сразу приняли очень конкретную форму:
— Хорошо, что ты приехал. Поможешь нам собраться и вернуться в город. Нам тут надоело. Хотим домой!
Мы весь день укладывали вещи, убирали комнату, сходили на почту и позвонили в Ригу сообщить, чтобы нас встречали утром на вокзале. Вечером мы пришли с чемоданами на площадь, откуда автобус отправлялся в районный центр, где была железнодорожная станция.
Возле автобуса собрались последние евреи этого местечка. Из многих тысяч их осталось чуть больше десятка. Больше двух тысяч нашли свое место в общей могиле на опушке около леса. Другие разъехались по всему свету. Вот и бабушка с дедушкой покинули родину. Мы сели в автобус. Нам махали вслед.
В Полоцке автобус остановился недалеко от вокзала, я быстро выволок чемоданы и сумки. Дедушка вышел вслед за мной, и мы стали ждать бабушку. Но ей труднее всех было покинуть автобус. Узкая дверь, высокая ступенька — она не могла преодолеть это препятствие. Водитель стал нервничать, ругаться.
Бабушка беспомощно смотрела на нас, на дедушку. Водитель пригрозил закрыть дверь и уехать. Я растерялся и не знал, что предпринять. Дедушка подошел к автобусу, подставил бабушке спину и сказал:
— Залезай, Малка. Давай, залезай!
Бабушка взгромоздилась на обтянутую тканью пиджака спину, обняла дедушку за голову. Дедушка вдохнул воздуха, приготовился, напрягся и вытащил бабушку наружу. Потом он медленно присел, чтобы бабушка могла встать на ноги.
Прошло очень много лет. Эта картина стоит у меня перед глазами. Ночь. Пустота автобусной станции, нервный водитель, дедушка пытается отдышаться, бабушка вытирает глаза краем своего платка и не отходит от него.
Я поднял чемоданы, и мы пошли к поезду.
Брак на иврите — «нисуин», от корня «маса» («груз»). Слово «масаит» («грузовик») происходит от того же корня. В жизни нужно уметь брать на себя груз ответственности. Это самая главная сложность отношений.
Ицхак умел это делать, он «взял» Ривку.
Мой дедушка Авром умел.
А мы? Есть чему учиться!
Когда дедушка умер, бабушка сказала:
— Хозяина нет, мне больше нечего тут делать.
Она ушла вслед за ним через 3 месяца.
«… и стала она ему женою». О чем тут идет речь? Ведь они муж и жена, зачем повторять еще раз, что он сделал ее своей женой. Супругами женщину и мужчину делает раввин под хупой, или чиновник, который поставил печать в паспорт. Видимо, этого мало. Иногда бывает, что поженились, расписались, отстояли под хупой, но живут каждый своей жизнью.
Видел карикатуру в журнале. Чиновник поздравляет пару, только что заключившую брак:
— А теперь вы должны поменять свой статус в Фейсбуке и написать: женат и замужем.
Муж должен сделать женщину своей женой, не только открыто объявляя всем знакомым: «Знакомьтесь, моя жена!», но и предоставляя ей место в своей жизни.
На лекциях я часто задаю провокационный вопрос, на который обычно отвечают неправильно.
— Двое поженились. У кого жизнь изменилась больше? У мужа или у жены?
Люди просчитывают варианты и чаще отвечают, что у жены. Заботы по дому, хозяйство, а там еще и ребенок. У жены, конечно! Но правильный ответ — у мужчины. До этого он был свободным человеком и мог делать, что захочет. А теперь должен строить свою новую жизнь, давая в ней место жене, учитывая ее мнение, интересы. Ведь написано: «… и стала она ему женою».
Ицхак много сделал для того, чтобы любовь не свалилась ему на голову, как несчастный случай, а пришла желанной гостьей.
А что сделали Вы сегодня для своего брака? Еще не поздно, сделайте что-нибудь, и Вы не пожалеете.
Последняя история, которую я вам обещал рассказать, из жизни нашего праотца Яакова. Жизнь у него была сложная: много жен, много детей, тяжелая работа, а работодатель — обманщик. Однажды ночью он увидел во сне Творца, Который сказал ему:
— Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и я буду с тобою!
Пришел конец тяжким трудам. Можно возвращаться, взяв с собой жен, детей, тучные стада.
Но вместо того, чтобы отдать своим послушным женам приказ собираться в путь, он вывел их в поле, чтобы там без свидетелей обратиться к ним. Он рассказал женам о словах, услышанных от Творца, пересказал историю своих сложных взаимоотношений с их отцом, с Лаваном.
Услышав рассказ Яакова, его жены выносят свой вердикт:
— Все, что сказал тебе Б-г, делай.
Без этого Яаков не стал бы выполнять приказ Б-га? Зачем ему нужно было услышать этот приказ повторно из уст жен?
Яаков сделал жен участниками истории, дал им возможность самим принять решение и встать рядом с мужем: мы так вместе решили, это — наше общее решение, и мы вместе отвечаем за него.
Авраам учит нас, что с женой можно достичь близости и понимания, как с родной сестрой.
Ицхак — это пример умения взять на себя ответственность за создание счастливой семьи. Семейное счастье не приходит само, его нужно строить.
Яаков учит нас, как сделать жену надежным партнером и помощником.
Вот видите, как мало нужно, чтобы построить хорошую семью и стать счастливым человеком.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.