Терах — сын Нахора, отец праотца Авраама, а также его братьев Нахора и Арана. Терах жил в Ур-Касдим, а умер в Харане в возрасте 205 лет. Долгие годы Терах был идолопоклонником, злодеем, убийцей, визирем неправедного царя Нимрода, но раскаялся благодаря заслугам праведного сына Авраама.
Оглавление
Терах — отец Авраама [↑]
Терах был одним из военачальников царя Нимрода, а также жрецом вавилонских культов: в его доме изготовляли и продавали идолов, «божков». Терах поклонялся двенадцати деревянным идолам, в каждом из месяцев в году принося жертвы и возлияния новому божеству из дерева.
Тераху было семьдесят лет, когда он взял себе жену по имени Амтелай, дочь Карнево, и родил от неё сына, которого назвал Аврамом. От другой жены было у него ещё два сына: Аран и Нахор.
Согласно мидрашу, в ночь рождения Аврама собрались все рабы Тераха к нему в дом, а также мудрецы и предсказатели Нимрода. Выйдя после застолья из жилища Тераха, гости подняли глаза к небу и увидели необычно большую звезду, явившуюся с Востока от солнца. Эта звезда стремительно неслась по небосводу и, одну за другой, поглотила четыре звезды на четырёх сторонах небосклона. Это событие изумило всех, и все пришли к выводу, что это знамение связано с младенцем Тераха, который вырастет и завладеет всей землёй. Наутро рассказали о происшествии правителю Вавилонии, Нимроду, и тот велел ребенка отобрать и убить, а Тераху выплатить значительный выкуп.
Когда пришли к Тераху от Нимрода, он заявил, что царь волен взять все, что есть у него: его самого, имущество и детей, включая двух братьев Аврама, — но добровольно продать сына на умерщвление он отказывается. Нимрод стоял на своём, и тогда Терах попросил три дня отсрочки, а на третий день взял младенца одной из своих рабынь, родившегося в один день с Аврамом, и принёс к Нимроду, взяв назначенный выкуп. Как только сделка совершилась, Нимрод тут же убил младенца, думая, что это Аврам.
Аврама же, вместе с матерью и кормилицей, Терах надёжно скрыл в одной из потаённых пещер, где они десять лет прожили в уединении, получая ежемесячно всё необходимое для жизни.
На пятидесятом году жизни Аврам вернулся домой и первое, что он увидел в доме отца, — это двенадцать идолов, которым поклонялась его семья. Известен мидраш про то, как однажды, в отсутствие отца, Аврам разбил фигурки идолов и вложил палку в руки самого высокого из них. Пришел Терах, увидел этот разгром и стал спрашивать, что произошло. Аврам «объяснил»: какая-то женщина принесла идолам мучное приношение, они подрались из-за него, и самый большой перебил остальных. «Но они же не могут двигаться!» — воскликнул отец. «Зачем же им тогда поклоняться?» — «удивился» Аврам.
Доводы сына не убедили Тераха, и более того: он увидел в Авраме признаки диссидентства, рассказал о случившемся царю и признался, что пятьдесят лет назад укрыл его. Терах стал говорить Нимроду, что теперь и сам видит, как прав был властитель: из «испорченного» зерна вырос этот «нечестивец» и идолоборец. Немедленно были посланы стражники, и Аврам предстал перед царём.
Нимрод стал требовать, чтобы Терах признался, кто дал ему совет скрыть младенца от царя, и Терах в страхе указал на своего старшего сына Арана, который был совершенно ни при чем. Нимрод приговорил Арана к сожжению в печи вместе с Аврамом.
Раши (Берешит 11:28) объясняет, что Аран, умерший из-за ложного обвинения своего отца, тем не менее заслуживал смерти, потому что он «выжидал и говорил себе: “Если Аврам выйдет победителем, я на его стороне. Если Нимрод победит, я на его стороне”. Когда Аврам спасся (вышел живым из горнила), у Арана спросили: “На чьей ты стороне?” Сказал им Аран: “На стороне Аврама!” Тогда его бросили в раскаленное горнило, и он сгорел».
Написано, что Терах жил в Ур-Касдим, который отождествляют с Мугейром, городом на берегу Евфрата, недалеко от места слияния его с Тигром. Ур, упоминающийся в различных археологических документах под названием Уру, был одним из самых древних городов Вавилонии и являлся центром поклонения божеству Луны.
Но пишут также, что это место первоначально не называлось Ур-Касдим, оно получило своё название только после того, как Нимрод бросил Аврама в огонь (Ур на иврите — огонь).
Новая жизнь Тераха [↑]
Хумаш коротко сообщает в конце главы Ноах: «И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли они с ними из Ур-Касдим, чтобы идти на землю Кенаана, и дошли они до Харана и поселились там».
Агада раскрывает нам, что за одним пасуком кроется целая жизнь.
Аврам убедил Тераха оставить свою высокую должность при царском дворе, чтобы не оставаться далее с недостойными людьми, и отправиться в землю Кнаана. Взяв Аврама, его жену Сарай, а также Лота — сына погибшего в печи Арана — и всех слуг, он поднялся и покинул Ур Касдим, оставив навсегда старую жизнь, раскаявшись во всех грехах и став новым человеком, поверившим в единого Б-га. До земли Кнаана они не дошли. Добравшись до Харана, плодородной и гостеприимной страны (сейчас это территория Сирии), они расположились там.
Сказано было Авраму (Берешит 15:15): «Ты же придешь к отцам твоим», и Раши объясняет в комментарии на этот пасук: Отец [Авраама] был идолопоклонником. Как же [Превечный] извещает [Авраама] о его приходе к нему [к отцу]? Это говорит о том, что Терах возвратился [с путей зла].
Однако, как объясняют наши мудрецы, раскаянье Тераха не было его собственной заслугой, а заслугой Авраама. Мидраш говорит (Ваикра Рабба 1:8), что праведный сын спасает своего отца от ада, как Авраам спас Тераха, и благодаря сыну тот удостоился раскаянья и грядущего мира.
В Хумаше слово «толдот» (порождения, история, происхождение) встречается только 12 раз, и каждый раз оно вводит самые глобальные понятия мировой истории (толдот Ноах, толдот Ицхак, толдот Яаков и т.д.). Решение Тераха взять своего сына Аврама и внука Лота и идти к земле Кнаан (то есть в Эрец Исраэль) — было настолько решающим, что обусловило необходимость Торы сказать о Терахе — «толдот Терах».
Через три года Аврам взял с собой всех своих сподвижников в землю Кнаана, но Терах и Нахор остались в Харане, где Терах и умер в почтенном возрасте 205 лет.
Духовный потенциал Тераха [↑]
В имени «Терах» заключены две стороны монеты, и можно об этих сторонах догадаться, переставляя буквы в слове תרח: негативный выбор, который разжег, вскипятил гнев Небес — «ратах» (רתח), и выбор позитивный, в результате которого Терах удостоился особой милости и возможности исправиться, в заслугу Авраама — «хатар» (חתר).
Оценка личности любого человека всецело зависит от реализации данного ему потенциала — будет ли он использовать и развивать полученные Свыше силы или нет, направит их к добру или к злу? Не только Авраам, но и два других сына Тераха, пусть не намеренно, но вложили свой вклад в становление еврейского народа. И это, конечно, свидетельствует о большом духовном потенциале, скрытом в душе их отца.
Праведный сын у грешного отца? [↑]
Точно так же, как сын наследует от отца (и матери) сложение своего тела (рост, цвет глаз, волос и т.п.), точно также, а может быть, и в большей степени, он наследует от него сложение своей души. Души есть самого разного порядка, от очень низких до неимоверно высоких. Согласно уровню души человек наделяется разумом и качествами характера, необходимыми ему для достижения отведенной цели.
Какие родители получают на воспитание высокую душу, а какие — низкую? Это во многом зависит от них самих. Святость притягивает святость, а тьма — подобное себе. Поэтому, как правило, у праведных родителей должны рождаться дети с высоким потенциалом, а у грешников — с низким.
Мидраш задается вопросом: как у такого грешника, как Терах, мог родиться такой особый сын, как Авраам? Вопрос не в самом факте праведности Авраама, а в невероятном уровне его души. Он удостоился самостоятельно открыть истину и потянуть за собой десятки и сотни тысяч людей. Самопожертвование во имя Вс-вышнего также свидетельствует о его колоссальной духовной чистоте, он прошел через десять тяжелейших испытаний и проявил редкое душевное мужество, незыблемую веру и упование на Всевышнего! Как Терах мог притянуть к себе такую высокую душу?
Рамхаль в своей фундаментальной книге Даат Твунот объясняет, что Вс-вышний управляет этим миром двумя разными формами управления: «наградой и наказанием» (анагат Схар веОнеш), и «управлением единства» (анагат аЙихуд). Первая форма — внешняя и в какой-то мере открытая человеческому пониманию, а вторая — внутренняя и совершенно скрытая от человека, а зачастую даже от высших ангелов.
«Управление единства» призвано обеспечить конечное исправление мира и раскрытие власти Вс-вышнего в любом случае, независимо от свободы выбора человека. Суть его заключается в том, что даже негативный выбор в конечном итоге ведет к позитивным результатам, к исправлению вместо разрушения.
Именно в силу второй, глубинной, формы «управления единства», свет Авраама должен был раскрыться именно на фоне тьмы Тераха и вопреки ей. Авраам вместе с остальными потомками своего отца стал основателем народа, получившего предназначение исправить мир под царством Вс-вышнего.