Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Интеллектуальный подход «завлекает» ученых, и глубокие, фундаментальные труды Рамхаля становятся их первыми шагами в Идишкайт

Институт Вайцмана: от науки – к религии!

 

 

 

 

В израильском научно-исследовательском институте Махон Вайцман проводятся исследования высочайшего уровня, и вот недавно группа из 15-ти профессоров и учёных в возрасте от 30 до 50 лет (все – выходцы из бывшего СССР) сделала сенсационное открытие: они открыли Тору, тшуву и мицвот!

 

 

 

 

 

Известно, что с «русской» алиёй в Израиль из СССР (а потом из бывшего СССР) приехало много высокообразованных профессионалов – врачей, инженеров, ученых, музыкантов и других людей с университетскими дипломами и научными степенями. Общий уровень образования евреев из России намного выше, чем, скажем, образовательный уровень среднего израильтянина. Такие люди смотрят с презрением на "религиозников", одетых по моде позапрошлого века, пейсатых, многодетных, – ведь сами они преподают в Университете, находятся на переднем крае науки, прогресса, цивилизации. Более того, они сами – воплощённая наука и прогресс! Их дедушки и бабушки не так давно сумели пробиться из тьмы средневековья к свету разума. И что же – добровольно уйти обратно, во тьму?

 

 

 

 

 

Как найти путь к сердцам этих людей?

 

 

 

 

 

Рав Александр-Лейб Саврасов, выдающийся русскоязычный аврех, знает, как. Он перевел несколько книг великого Рамхаля, Рабби Моше Хаима Луццато, на русский язык и преподает их по всему миру. Он обладает уникальным талантом преподносить очень глубокий материал доступно, не жертвуя при этом глубиной.

 

 

 

 

 

Интеллектуальный подход «завлекает» ученых, и глубокие, фундаментальные труды Рамхаля становятся их первыми шагами в Идишкайт, помогая им сформировать новый, более адекватный взгляд на Тору и мицвот.

 

 

 

 

 

Открывая урок, рав Саврасов сказал: "Я не знаю, сколько продлятся наши занятия, как далеко мы уйдем и закончим ли когда-нибудь учить эту книгу. Но в одном я уверен: уже очень скоро вы станете другими людьми. Начав изучать эту книгу, вы почувствуете, насколько изменилось ваше восприятие мира".

 

 

 

 

 

Так оно и было. Урок начался три года назад, и тогда рав Саврасов говорил, что хочет видеть на уроке хотя бы пять человек. Сейчас стулья ставить негде, приходится брать из других аудиторий, на каждое занятие приходит как минимум 30 человек. Многие приезжают из других городов.

 

 

 

 

 

Шифра, доктор биологии, рассказывает:

 

 

 

 

 

"Моя история проста и в то же время типична. В духовном вакууме застойных
лет интеллигенция искала правду, общечеловеческие духовные ценности. Я
относилась к тем немногим, кто еще ощущал себя евреем. Когда всё изменилось, мы бросились читать все, что было. А была
Каббала. Мало сказать, что это было непонятно. Это искажало само восприятие иудаизма, его строгой логики и традиции, особенно у людей, которые никогда не открывали Тору, и уж, во всяком случае, никогда ее систематически не изучали.
Но это я поняла только после репатриации в Израиль. Здесь мы, наконец,
поняли, что значит быть евреем, и начали соблюдать традиции. Однако
продвигаться в учёбе оказалось непросто. В Хайфе, где моя семья жила первые 10 лет после репатриации, проводились различные занятия по иудаизму. В том числе – занятия на высоком уровне, который был для меня еще недоступен, и преимущественно на высоком иврите, которого я тоже не понимала. Занятия на русском языке представляли собой чаще всего одноразовые лекции для нерелигиозных, которых хотели хоть как-то приблизить к иудаизму. Для меня это был уже пройденный этап.

 

 

 

 

 

В Технионе, где я работала, практически никаких занятий по иудаизму не проводилось и, уж тем более, на русском языке. Я переходила из группы в группу, но нигде не было лекций, рассчитанных на столь специфического слушателя: человека, который никогда не учился в ешиве, но обладает некоторыми познаниями в иудаизме и, главное, «научным складом ума», характерным для бывшей советской интеллигенции.

 

 


Так сложилось, что два с половиной года назад я переехала в Реховот и
стала работать в Институте Вайцмана. Тут для меня началась новая жизнь.
Здесь было много сотрудников, в том числе ученых с мировым именем,
которые соблюдали еврейские законы. Мы стали ходить друг к другу в гости на
шабат, а это очень приятно – делить субботний стол с друзьями. Но самое
главное – я, наконец, нашла своего Рава. Примерно в это же время – два с
половиной года назад – Рав Лейб Саврасов начал регулярно проводить
занятия по еврейской философии в Институте Вайцмана. Мы изучали
книгу РАМХАЛя "Даат твунот". Его глубокие знания, личное обаяние и
внимание к каждому слушателю сделали уроки настоящим откровением для меня и многих других. Группа все время растет, и мы очень скучаем, когда наш Рав покидает нас из-за своих довольно частых поездок в Россию и Украину.

 

 


Еще пару лет назад я не могла рассказать своим взрослым детям ничего
нового про иудаизм, я знала меньше всех в семье. А сейчас после
субботней трапезы мы часто садимся с дочкой на диван, берем книгу
РАМХАЛя, и я рассказываю ей о том, что мы выучили на этой неделе
."

 

 

 

 

 

Многие, как Шифра, приходят на урок, и жизнь их меняется.

 

 

 

 

 

Например, Михаил К., ученый-геофизик, который пришел на урок 3 года назад. Теперь у него настоящий еврейский дом, отдал учиться в хорошую религиозную школу своих сыновей, начал учиться еще и с хеврутой.

 

 

 

 

 

Например, Леонид. Приехал из Сан-Франциско, чтобы делать докторат в Институт Вейцмана, математик. Здесь увлекся еврейской философией, начал читать труды Рамбама, пришел на наши занятия. Теперь помимо философии он изучает и Гемару в хевруте, причем на иврите!

 

 

 

 

 

Аркадий Л., физик, совсем новичок, но вопросы Вечности и связи ограниченного с Бесконечным, нашего мира с Творцом так покорили и мучают его, что не проходит дня, чтобы он не позвонил мне с новыми вопросами. Он забрал архив всех предыдущих лекций, слушает и разбирается, каждая прослушанная лекция для него – открытие.

 

 

 

 

 

На урок ходит много женщин. Есть совсем молоденькие девушки – студентки.

 

 

 

 

 

Нина Г. после первого года занятий пришла к выводу о необходимости создать настоящий еврейский дом, пошла к рабанит, училась, но натолкнулась на исключительное сопротивление домашних и, в первую очередь, мужа. Все попытки спасти положение, семинары для семейных пар, проводившиеся Толдот Йешурун, не помогли. Вскоре она узнала, что муж изменяет ей. Она развелась, и уже назначен день её свадьбы с евреем, соблюдающим мицвот. С Б-жьей помощью, она, наконец, сможет построить еврейский дом.

 

 

 

 

 

И, наконец, Ирис, распорядитель-организатор урока, в прошлом – хорошая советская девочка: пионерка - комсомолка - студентка, а теперь – еврейская мама и жена, а в свободное время – программист и системный администратор крупнейшего в Израиле научного центра – Института Вейцмана.

 

 

 

 

 

Остается вопрос: как попал рав Саврасов из Бейтара в Реховот, где большой русскоязычного населения, но очень мало еврейской жизни? процент

 

 

 

 

 

Все началось с урока рава Саврасова в Модиине, город, где процент русскоязычного населения невысок. На этот урок пришла Ирис, исследователь из Махон Вайцман, со своей подругой, которая работала там же и специально приезжала из Реховота на занятия. Женщинам очень понравился урок, и они начали прилагать усилия, чтобы расширить его. Тут рав Йосеф-Овадья Зарудинский, координатор деятельности Толдот Йешурун в Модиине, сделал им «предложение, от которого не отказываются»: если у них получится собрать группу на урок в Реховоте, Толдот Йешурун постарается организовать такой урок и там. Получилось. Словами рава Зарудинского: "Человек делает немного иштадлут, и беСията диШмайя ему помогают, и из этого вырастает серьёзная вещь".

 

 

 

 

 

 

 

 

Рав Йосеф-Овадья Зарудинский родился в Донецке в 1975 году, его родители были инженерами. Он приблизился к Идишкайт в ешиве Торат Хаим в Москве после окончании школы, и в 1994-м году приехал в Израиль. Здесь он учился в ешиве Хеврон в Геуле, а после женитьбы продолжил учебу в колеле аРан и преподавал в вечерних коллелях Толдот Йешурун. Рав Йосеф-Овадья в 2003 году по инициативе Толдот Йешурун организовал вечерние коллели в Модиине и Брахфельде, сейчас даже полностью финансирует последний самостоятельно.

 

 

В 2006 году он при поддержке Толдот Йешурун основал собственную керувную организацию "Умацата".

 

 

 

 

 

В заключение мы просим рава Авраама Коэна, директора Толдот Йешурун, в нескольких словах сформулировать общую стратегию Толдот Йешурун:

 

 

 

 

 

– Наша стратегия очень проста. Цель – это молодые, высокообразованные евреи – выходцы из бывшего СССР, которые ищут духовное, ищут свои корни, ищут ответы на глобальные вопросы. С ними мы учим Тору. Мы не занимаемся керувом в общепринятом смысле. Мы занимаемся изучением Торы нетто. Это – о цели. А средство – это блестящие молодые русскоязычные аврехим, которые являются «мотором» этого процесса. Например, как рав Зарудинский. И, естественно, мы поддерживаем и даже провоцируем их на создание собственных организаций, на открытие собственных ешив и т.д. Ведь эффективность работы человека, который сам хозяин, сам решает, что ему делать, намного выше, чем у наёмного работника. Это то, что привело к победе капитализма над социализмом, и эти амбиции или, точнее, расширение потенциала молодых русскоязычных раввинов – залог расцвета и возрождения русскоязычного еврейства.

 

 


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше