Темы: Суббота, Отдых, Связь с Творцом, Гармония, Рав Арье Каплан
Суббота названа священной и благословенной. Это тесно связано с субботой — как временем прекращения творения, так и с понятием отдыха. Четвертая из Десяти Заповедей гласит (Шмот 20, 11): «Ибо за шесть дней сделал Всевышний небо и землю, моря и все, что в них, и почил на седьмой день. А потому Б-г благословил день субботний и освятил его».
Почему Б-г почил? Почему Он выделил один из дней тем, что в этот день перестал действовать?
С каждым днем творения мы видим возникновение все более высоких уровней в природе. Сначала это — неживая материя, затем — растения, животные и, наконец, — человек. Хотелось бы ожидать на седьмой день сотворения чего-нибудь еще более совершенного. Вместо этого — ничего…
В Торе сказано (Берешит 2, 2): «И кончил Б-г на седьмой день».
В Мидраше задается простой вопрос. Если Б-г отдыхал на седьмой день, то как Он мог в тог же день завершить творение? Если Он ничего не создавал в седьмой день, то творение было закончено за день до того.
И Мидраш отвечает: в этот день Б-г сотворил отдых.
Чем больше в человеке подобия Б-гу, тем более соучастия с Ним.
Б-г пребывает в вечности, в Его реальности нет ни изменений, ни времени. Он Сам сказал пророку (Малахи 3, 6): «Я, Б-г, не изменяюсь». Спокойствие духа и невозмутимость — качества, подобные Б-жественным.
На седьмой день Б-г сообщил миру измерение спокойствия и гармонии. Мир более не находился в процессе становления, он мог участвовать в Б-жественном Покое. И это было благословение и освящение мира.
Суббота стала днем вечности. Мир получил возможность участвовать в Б-жественной безвременности.
В некотором смысле Б-г спустился к миру в Субботу этих первых дней творения. Интересно, что слово суббота, «Шаббат», имеет общий корень со словом «шевет» — пребывать, жить. В субботу Б-г сделал мир местом Своего пребывания.
Суббота принесла с собой гармоническое соотнесение мира с Б-гом. Вместо того, чтобы продолжать изменения в мире, Б-г сообщил миру способность находиться с Ним в состоянии гармонии.
Книга Зогар говорит, что тайна субботы в Единстве В субботу Б-г сотворил гармонию между Собой и вселенной.
Человек, соблюдающий субботу, участвует в вечности Б-га. Он — в гармонии как с Б-гом, так и с миром, он в согласии со всем существующим.
Этим объясняется также, почему состояние гармонии, покоя так важно в субботу. Одно из самых распространенных субботних приветствий — «Шаббат шалом», «мир субботний», ибо основное содержание субботы — согласие, гармония не только между людьми, но и между человеком и всем сущим.
Что дает также возможность глубже понять, каким образом суббота напоминает об Исходе, так как оба эти понятия говорят о свободе.
В будни человек во многом лишен свободы. Он связан с миром вещественного и зависит от него. Добывая хлеб, человек осуществляет свою власть над природой, но есть в этом и доля проклятия (Берешит 3, 19): «В поте лица своего ты будешь есть хлеб». Сам акт овладения природой одновременно повергает человека в рабство.
В субботу человек освобождается. Он может жить в гармонии с миром, он более не должен с ним бороться. Людей различают, в частности, по роду их занятий. Есть пахари, медсестры, строители, писатели, домохозяйки. Профессия определяет, каким образом человек подчиняет себе природу. И все же так происходит, что в этой деятельности большая часть человеческого в человеке оказывается подавленной.
В субботу все иначе. Каждый — король, каждый сам направляет собственную судьбу.
Человека больше не определяет лишь род занятий. Он — человек в самом полном смысле этого слова.
Более, чем в любое другое время, в субботу еврей живет именно как еврей. Он отвлекается ог всего в мире и целиком обращается к Б-гу.
Основной ритуал субботы — отказ от действия. Суббота соблюдается неделанием. Тот, кто не совершает ничего запрещенного в субботу, фактически исполняет этим заповедь соблюдения субботы.
Заповедь соблюдения субботы можно, таким образом, исполнять ежесекундно, даже во время сна Для этого нужно только не делать ничего, определяемого как работа.
Рассказывают, что один из хасидских руководителей, Ленцорский Ребе, однажды сказал: «Сука — единственная заповедь, в которую можно войти прямо в сапогах». Услышав это, Рабби Яаков Ицхак из Пшисхи сказал: «Из суки можно выйти, зато в субботе человек все время находится».
Нужно только воздерживаться от работы, остальное делает Б-г.
Отчасти поэтому в Торе сказано (Шмот 31, 13): «Соблюдайте Мои субботы… чтобы вы знали, что Я Б-г, освящающий вас».
В Мидраше рассказывается, что всем дням недели была найдена пара — кроме субботы. Воскресенье соединилось с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей. И когда суббота стала на это жаловаться, Всевышний ей сказал, что ее супругом будет еврейский народ.
В субботу можно быть евреем в самом глубоком смысле этого слова. Каждая секунда этого дня может дать человеку теснейшую близость с Б-гом, в чем и заключается вся сущность иудаизма.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Несмотря на то, что Ноах был праведным в своем поколении, он не достиг духовной цельности. При этом Ноах верил во Всевышнего и не обращал внимания на скепсис современников.