Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава Ваикра посвящена законам жертвоприношений. Она начинается с законов о жертвах, которые приносят добровольно — жертва ола (всесожжение) — добровольная, по желанию человека.

Человек приносит «подарок» Б-гу. Тора говорит о различных возможностях. Можно принести быка, барана или козла, а можно — голубя. Понятно, что бык дороже барана или козла, а они оба намного дороже голубя. Кому-то может показаться, что «богатая» жертва состоятельного человека приятнее Б-гу, чем голубь бедняка. На это отвечает Мишна (Мнахот 110): сказано о всесожжении быка, что это «благоухание, приятное Б-гу» (Ваикра 1, 9), и сказано о всесожжении голубя «благоухание, приятное Б-гу» (Ваикра 1, 17). Почему одно и то же выражение употреблено в обоих случаях? — Показать нам, что оба жертвоприношения одинаково приятны Всевышнему. Когда человек приносит «подарок» в с оответствии со своими возможностями, это приятно Всевышнему.

(Конечно, «подарок» должен соответствовать действительным возможностям человека. Мой отец и учитель рав Ицхак Зильбер зацаль рассказывал: когда-то он присутствовал на торжественном обеде, посвященном сбору средств на независимое образование в Израиле. Там присутствовал Рав Мойше Файнштейн. Его выступление было очень коротким: «Возможности каждого человека знает он сам и знает Б-г. Могу только зачитать вам Мишну из трактата Критут: бедняк, который принес жертву, приличествующую богатому, — выполнил свою обязанность. Богач, который принес жертву, приличествующую бедному, — своей обязанности не выполнил»).

Дальше в нашей главе сказано о хлебном приношении (Ваикра 2, 1): вэ-нэфеш ки такрив («Если кто приносит…», буквально же это можно перевести как «когда принесет в жертву душу»). Комментирует Раши: «Кто обычно приносит хлебную жертву? Бедняк. Всевышний относится к его жертве так, как будто он принес свою душу». Его приношение — дороже всего.

Спрашивает Хатам Софер: почему бедняк приносит хлебную жертву? Ведь если к муке добавить оливковое масло и левону (ароматическую смолу), как полагается по закону, это выйдет дороже, чем голубь? И отвечает: бывает, что это дороже по стоимости, но бедняку легче это принести. Случается, что он получает маасер ани (десятину для бедных), ему могут дать зерно, оливковое масло, а левону можно где-то найти в диком виде, если хорошо постараться. За голубя человек платит деньги из своего кармана. Но чтобы принести хлебную жертву, бедняк прилагает усилия, он отдает зерно и масло, которые мог бы использовать в пищу, ищет левону. Вкладывает душу. Именно поэтому употреблено слово «душа». Бедняк, который находится в стесненном положении и приносит хлебную жертву, — как будто принес душу в подарок Б-гу.

Когда человек, который должен много часов работать для обеспечения семьи, «отрывает от себя», от своего удобства время для изучения Торы, это особенно дорого перед Б-гом. То, что человек дает за счет своего удобства, части своих сил, — большой подарок Б-гу.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?