Из цикла «Хешбон Нефеш», темы: Душа, Любовь, Хесед, Изучение Торы, Мусар, Хешбон Нефеш, Рав Мендель Лефин
Ненавистное тебе не делай своему ближнему.
Мы уже отметили, что любовь человека к самому себе — самый сильный вид любви, которую Всевышний, благословен Он, вложил в животную душу с целью исправления мира. Но поскольку животная душа всегда подвластна внешним воздействиям и на нее не распространяются заповеди, она способна ощущать лишь физические удовольствия. Однако на мыслящую душу возложена обязанность соблюдать волю Творца, нести добро всему мирозданию, и в первую очередь человеку — любимому творению Всевышнего, созданному по Его образу и подобию[51]. Верящим в Творца Небес и земли, избегающим незаслуженной милости, сострадающим тем, кто нуждается в помощи людей, способным испытывать стыд должно быть свойственно желание оказывать ближнему милость, следуя возвышенным качествам Всевышнего, благословен Он[52]. В первую очередь нужно почитать каждого, в ком есть вера в Г-спода, и кто достоин особой любви, о которой заповедовано: «И возлюби ближнего своего как самого себя…»[53] Наши мудрецы подчеркнули, что в этом заключается основа всей Торы. В Танахе сказано, что пророк Хавакук свел суть всей Торы к одному принципу: «И праведник верой своей будет жить…»[54] Так учат наши мудрецы в Мидраш Мишлей: «“Человеку веры — множество благословений, а спешащий разбогатеть — чист не будет”.[55] Честно ведущий дела приумножает свой достаток, Всевышний дарует ему успех во всех его начинаниях, и в результате люди ему доверяют, полагаются на него и в случае необходимости помогают и поддерживают его». В заслугу своей веры такой человек не только получает необходимое материальное благополучие, но и становится праведником, как сказано: «И праведник верой своей будет жить…»[56] Сказано также «И соблюдайте Мои повеления и Мои законы, которые исполнит человек и будет жить ими, Я — Г-сподь»[57]. Об этом говорят наши мудрецы, благословенной памяти: «Велика Тора, дарующая жизнь исполняющим ее в этом и в Грядущем мире, как сказано: “Ибо жизнь они (слова Торы) для нашедшего их и для всей его плоти — исцеление”[58]; и сказано: “Врачеванием будет она (Тора) для тела твоего и исцелением для костей твоих”[59], “Древо жизни она для держащихся за нее, а поддерживающий ее — счастлив”[60], “Потому что она — венец для головы твоей и украшение для шеи твоей”[61], “Она возложит на твою голову прекрасный венец, увенчает тебя великолепной короной”[62], “Ибо Мною умножаются дни твои, и прибавят тебе годы жизни”[63], “Долгота дней справа от нее, а слева — богатство и почет”[64], “Ибо долголетие и годы жизни, и мир они (заповеди Торы) прибавят тебе”[65], “Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир”[66]»[67]. Увы, мы не знаем сегодня, каким образом вся Тора включена в заповедь любви к ближнему, и не можем объяснить злому началу и народам мира смысл заповеди «Шаатнез» и «Рыжей телицы», однако Тора включает в себя такие законы об отношении к ближнему, как, например, запрет на кражу и грабеж, обман и мошенничество, зависть и ненависть, доносительство и злоязычие, а также предписывающие заповеди об оказании добра и милости творениям.
[51] «Общий принцип таков: человеку не следует подавлять ни одну из своих душевных сил, ибо по мере его духовного роста и осуществления своего предназначения все его качества начинают служить цели, определенной Б-гом, то есть он становится “цельным с Г-сподом, его Б-гом” (Дварим 18:13), и это придает ему сил для постижения величия Всевышнего и совершенства Его деяний. Поэтому, когда к старости чувства человека угасают и не проявляются в нем с прежней силой, это не достоинство и не приближение к совершенству. Напротив — это недостаток и изъян, поскольку теперь его состояние не соответствует идеальному образу, по которому он был создан, а значит, он уже не совершенен. Насколько это в его силах, человек должен сохранять молодость и свежесть восприятия и проявлять все силы своей души — только тогда он приблизится к совершенству». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Жертвоприношения»).
[52] Рав Ицхак Блазер в книге Свет Израиля, гл. «Пути света» пишет о своем учителе раве Исраэле Салантере: «Он испытывал глубочайшие переживания, видя опечаленного человека, у которого горько на душе, и бедняка, побирающегося у дверей, дух которого сломлен, ибо “Всевышний близок к тем, кто сокрушен духом” (Йешаягу 57:15)». — Примечание редактора.
[53] Ваикра 19:18.
[54] Хавакук 2:4.
[55] Мишлей 28:20.
[56] Хавакук 2:4.
[57] Ваикра 18:5.
[58] Мишлей 4:22.
[59] Мишлей 3:8.
[60] Мишлей 3:18.
[61] Мишлей 1:9.
[62] Мишлей 4:9.
[63] Мишлей 9:11.
[64] Мишлей 3:16.
[65] Мишлей 3:2.
[66] Мишлей 3:17.
[67] Авот 6:7.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное согласие на публикацию.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?