Из цикла «Живи Верой», темы: Воскрешение из мертвых, Сотворение мира, 13 принципов веры, Вера, Рав Моше Шапиро
Именно так мы поймем слова Талмуда: «Он отрицал воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в нем». Это явление имеет исключительное отношение именно к Основе «воскрешение мертвых». Остальные Основы говорят об уже существующем мире: даже если человек не верит в них, он подчинен тем же законам реальности, что и мир.
Но воскрешение мертвых — это часть реальности «веры», восприятия мира как зародыша и обещания того, что должно прийти в будущем. Только в таком Творении воскрешение мертвых возможно. Когда на мир смотрят с точки зрения «поверил в мир», то видят воскрешение мертвых. Но если смотреть в точки зрения самого Творения, то воскрешение мертвых увидеть невозможно.
Отсюда мы поймем, почему обязательно верить, что воскрешение мертвых — «из Торы». Когда мудрецы сказали, [что Всевышний] «смотрел в Тору и творил мир» (Зоар, Трума 161), это значит, что весь образ сотворенного, его форма и сущность полностью повторяют структуру Торы. Подобно тому, как архитектор смотрит в чертеж и строит здание согласно ему.
С этой точки зрения, в Торе находится и то, что «Всевышний поверил в мир». Ведь, сотворив мир согласно Торе, Всевышний сделал ее и корнем будущей цели — воскрешения мертвых.
Тот, кто смотрит поверхностным взглядом, в котором нет места для воскрешения мертвых, не имеет отношения также и к миру, сформированному Торой. Тора не проявляется в природных вещах самих по себе. Взгляд еретика не увидит Торы в естественной форме вещей. Но тот, кто видит мир как корень, найдет в нем Тору.
Тора называется «верным свидетельством Всевышнего» (Псалмы 19:8), а во многих местах книги Зоар — «верой». Вся «вера», присутствующая в мире, находится в Торе. Творение, само по себе, существует отдельно, но вера, заложенная в Творении, существует только благодаря Торе. Поэтому, когда мудрецы сказали «поверил в мир и сотворил его», другими словами это значило: «Смотрел в Тору и творил мир».
Вера в Творении присутствует только силой слова Всевышнего, оживляющего его. Без Торы ее просто нет. Попытка найти это в Творении, как оно есть, не приведет ни к чему. Обещание будущего Творения — это слова Торы, спрятанные в нем.
В этом смысл приведенных нами слов Раши о том, что если человек утверждает, что воскрешения мертвых нет в Торе, даже если он признает его как таковое, — «что нам до его веры!?» Любая иная вера, знающая об этом не как об «обещании», не может считаться исполнением обязанности «верить в воскрешение мертвых». Ведь в таком виде воскрешения мертвых на самом деле нет — нет никакого воскрешения, кроме обещанного Торой!
Правило «воскрешение мертвых — из Торы» не означает, что надо верить, что есть воскрешение мертвых, а кроме того, что так написано в Торе. Сама суть воскрешения мертвых — это исполнение обещания, записанного в Торе. Мы обязаны верить, что это обещание живо, как прежде. Но вне Торы воскрешению мертвых нет места; его просто не может быть ни в какой иной системе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.