Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему Творец наградил Пинхаса за самоотверженность?

Одна из недельных глав Торы называется «Пинхас», по имени человека, который совершил очень важный поступок, и тем самым навсегда обессмертил своё имя. Но не только своё. Обратите внимание — вместе с Пинхасом упомянуты его отец и дед: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвратил ярость Мою от сынов Израиля» (Бемидбар 25:11).

Выходит, поступки человека отражаются не только на нём самом, но и на его предках. Написано в Талмуде («Йома» 86), что говорят люди о том, кто совершает добрые дела: «Счастлив он и счастлив отец воспитавший и обучивший его»! Изучая нашу главу, мы можем добавить к словам Талмуда: не только люди говорят, и не только они отца его поминают добрым словом, но и на Небесах отзываются о нём, и дед его обретает почёт. При таком раскладе очевидно, что стоит вкладываться в добрые дела и заповеди. Очень перспективный «бизнес» — вложения окупаются сторицей.

Пинхас убил Зимри, главу колена Шимо-на, когда тот привёл в свой шатёр женщину из Мидьяна. Пинхас совершил акт мщения — мщения за Всевышнего.

Главы «Хукат» и «Балак», предшествующие главе «Пинхас», иногда объединяют и читают разом в одну Субботу (такое может быть только за пределами Земли Израиля). Следующие за главой «Пинхас» главы «Матот» и «Масей» тоже довольно часто читают вместе. И только глава «Пинхас» всегда читается сама по себе. Мстящий за Всевышнего действует в одиночку. Он не должен ни с кем объединяться и ни с кем не должен советоваться — месть за Всевышнего должна быть спонтанной и на 100 процентов должна являться именно местью за Всевышнего, без капли личных мотивов. Вместе с тем, мститель должен быть неотъемлемой частью народа, должен чувствовать постоянную связь с ним. Не оторванные от общины маргиналы становятся мстителями Всевышнего — говоря о Пинхасе, Творец под-чёркивает, что он «возревновал Моей ревностью среди вас» (там же): среди вас, будучи одним из вас, а не состоя в маргинальной секте.

В качестве награды за свой самоотверженный поступок, Пинхас получил «вечный завет кеуны» (там же, ст.13). Теперь и он, и его потомки после него являются коэнами — они будут служить в Храме. Есть в этом некое кажущееся противоречие, которое нам предстоит разрешить.

Написано в Талмуде («Брахот» 32), что коэн, который убил человека, не может благословлять сынов Израиля. Об этом же говорит Всевышний через пророка: «И когда вы (коэны) протянете ваши руки (чтобы благословить евреев), Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови» (Йешаяу 1:15). Пинхас удостоился статуса ко-эна, убив Зимри. Коэны из-за убийства теряли свой статус, а Пинхас — приобрёл. Не кажется странным?

Убийца не годен к коэнской службе. Запрещено вздымать меч над «мизбеахом» (жертвенником): «А когда мизбеах из камней будешь делать Мне, не клади их тесанными, чтобы ты не занес твоего меча над ним и (тем самым не) осквернил его» (Шмот 20:22), — наставляет Всевышний в Торе. Согласно Мехильте, из этого стиха видно, что, занося металлическое орудие над «мизбеа-хом», мы оскверняем его, ибо «мизбеах» создан для продления дней человека, а металл создан (среди прочего) для того, чтобы укорачивать дни человека. И недостойно, чтобы заносили орудие, укорачивающее жизнь, над тем, что жизнь продлевает. Продолжая логическое построение Мехильты, можно добавить, что служение, продлевающее жизнь, не может вести тот, кто жизнь отнял.

Но ведь Пинхас убил Зимри?!

Пинхас убил Зимри и этим «отвратил ярость Всевышнего от сынов Израиля» и прекратил эпидемию, унёсшую 24000 человеческих жизней. Выходит, Пинхас спас жизни многим евреям, поэтому удостоился вечного завета — был произведён в коэны.

По совету Билама дочери Моава и Мидьяна соблазняли сынов Израиля: евреи занялись развратом, а вскоре перешли к идолопоклонству. Пинхас почувствовал насколько это должно быть омерзительно в глазах Всевышнего, какую боль и огорчение это Ему причиняет. Когда Зимри средь бела дня привёл в свой шатёр женщину из Мидьяна, Пинхас не мог пассивно наблюдать как оскверняется имя Творца. Он взял копьё и совершил мщение во имя Небес. Всевышний высоко оценил поступок Пинхаса, заключив с ним завет мира и даровав ему и его потомкам «кеуну» — ему и его потомству. Обратите внимание: о мщении мы читаем в главе «Балак», а о том, что награда нашла героя — в главе «Пин-хас». Чему это должно нас научить?

Праведная месть — это такая месть, которая только во Имя Небес, без никаких личных мотивов. Всевышнему, конечно, открыто сердце мстителя, Он читает в нём сразу. Но людям требуется время, чтобы разобраться — люди должны подождать, пока улягутся эмоции, и только тогда выносить оценку.

Мы выяснили, почему описания поступка Пинхаса и награды за него — разнесены по разным главам. Теперь осталось выяснить законность самой награды.

В мидраше («Бемидбар Раба» гл. 21) мудрецы подчёркивают, что Пинхас был награждён справедливо, по закону. Вопрос лишь в том, по какому закону. Ведь в Талмуде («Кидушин» 40) сказано, что в нашем мире нет награды за заповеди — она лишь в будущем.

«И соблюдай заповеди, и законы и правопорядки, которые заповедую тебе сегодня», — говорит Всевышний (Дварим 7:11). «А завтра, в Мире Грядущем, получишь вознаграждение за них», — объясняют мудрецы («Эрувин» 22). Так как же Пинхас получил награду, хоть и в следующей главе, но всё же сразу, при жизни, в этом мире, и в добавок по справедливости, по закону? По какому закону?

В утренней молитве после благословений Торы мы произносим следующий отрывок: «Вот добрые дела, плоды которых человек пожинает уже в этом мире, а основная награда сохраняется для него в Мире Грядущем: почитание отца и матери, помощь ближнему, гостеприимство, забота о больных, помощь бедным невестам в устройстве свадьбы, участие в похоронах, примирение поссорившихся…» (Шабат «127»). Так значит, всё-таки есть возможность насладиться плодами своих дел ещё в этом мире? Да, но лишь при условии, что эти дела приносят пользу обществу. Помогающий ближнему заслуживает награду и сейчас, и в будущем. Исполняющий те заповеди, которые идут на пользу лишь собственной душе, получит вознаграждение в Грядущем Мире.

Своим поступком Пинхас принёс двойную пользу. Во-первых, он прекратил поругание Имени Всевышнего. Во-вторых — остановил эпидемию. Таким образом, поступок Пинха-са с одной стороны относится к заповедям типа «между человеком и Б-гом», награда за которые дается лишь в Грядущем Мире, но есть в его деянии часть от заповедей «между человеком и другими людьми», а именно доброе дело, милосердие по отношению к другим евреям, которых он спас от эпидемии («гмилут хасадим». А за это, как сказано в Мишне, положена награда уже в нашем мире.

Когда Тора объявляет о награде Пинхаса, она упоминает, что он внук Аарона (Бемидбар 25:11). Об Аароне известно, что его основной чертой было стремление к миру и он успешно занимался установлением мира между людьми. Эту черту унаследовал Пинхас, и она парадоксальным образом проявилась в поступке, который он совершил. Ведь, действительно, в результате его деяния в еврейском стане прекратился мор, воцарились мир и спокойствие. Именно поэтому Пинхас заслужил право «насладиться плодами» уже при жизни, но и в Грядущем Мире его ожидает награда.

Как-то в засушливый год к раву Моше Твилю, раввину города Халеб, пришли главы еврейской общины и попросили объявить общественный пост и назначить молитву о дожде.

— Почему вы считаете, что вся община должна поститься и молиться из-за прегрешения нескольких мерзавцев? — неожиданно резко спросил раввин.

Незадолго до начала этой засухи несколько евреев открыли в городе увеселительное заведение, совершенно не соответствующее ни требованиям еврейского закона, ни духу Торы. Вместо постановления об общественном посте рав Моше Твиль объявил о запрете на посещение этого заведения. Вскоре это злачное место было вынуждено закрыться из-за отсутствия посетителей. А на следующий день пошёл дождь.

Пинхас остановил жуткий мор, остудил гнев Всевышнего на еврейский народ. За это ему полагается награда уже сегодня — по справедливости, по закону.

Кроме того, в мидраше («Пиркей де-раби Элиэзер» гл.47) сказано, что Пинхас — это пророк Элияу, который, как известно нам из слов Танаха, не умер, а был взят на Небеса живым. Поэтому для него нет большой разницы между настоящим и будущим, между нашим миром и миром грядущим — он в состоянии пребывать в обоих. Значит и награду может получить и здесь, и там.

Но почему Всевышний повелел Моше возвестить о награде Пинхаса, а не сообщил о ней Сам?

Рамбан пишет, что Всевышний велел Моше объявить народу Израиля, что Пинхас навсегда станет коэном. Следует отметить, что до сих пор Пинхас не обладал статусом коэна, так как родился прежде, чем Моше помазал в коэны Ааро-на и его сыновей, а статус коэна мог быть передан по наследству лишь тем сыновьям и внукам Аарона, которые родились уже после помазания. Но Всевышний заключил с Пинхасом союз «кеуны», и в итоге от Пинхаса произошёл род Первосвященников, которые были духовными главами еврейского народа в период Первого Храма. А согласно сокровенной части Устной Традиции, новым воплощением души Пинхаса стал пророк Элияу, который в будущем снова возвратится в наш мир, чтобы возвестить о приходе Машиа-ха. Таким образом, Пинхас действительно стал «коэном навсегда».

Автор книги «Кли Якар» объясняет, что Всевышний велел Моше оповестить народ о новом статусе Пинхаса, чтобы никто не подумал, будто Моше затаил в сердце обиду на Пинхаса. Почему люди могли так подумать? Потому что Моше был учителем народа, но тут приходит Пинхас берет закон в свои руки. Да, у него были все основания на это, но всё равно, кто-нибудь мог это воспринять как проявление неуважения к Моше.

Для того, чтобы объяснить этот момент, На-цив приводит следующую притчу. Во время боя армия оказалась в сложном положении, а полководец, немного растерявшись, не мог сразу решить, как действовать дальше. Войско продолжало нести потери, гибли бойцы, а меж тем полководец всё медлил с принятием решения. В этот момент один из солдат принял командование на себя. Осуществив дерзкий манёвр он спас армию и одержал победу в сражении. О случившемся стало известно царю, который решил наградить храброго воина, а также пожурить своего полководца за нерасторопность. Тогда царь издал приказ о присвоении солдату высокого звания и поручил полководцу зачитать этот приказ перед войском.

Когда Зимри привёл в свой шатёр мидьянитку Козби, Моше не знал, что предпринять, а в это самое время в стане свирепствовал мор, унося всё новые и новые жизни. Тогда Пинхас взял в руки копьё, убил Зимри и Козби, и тем самым остановил эпидемию. За это он удостоился награды от Всевышнего — вечного завета. Но объявить об этой награде должен был Моше.

Теперь давайте подробнее рассмотрим поступок Пинхаса с точки зрения результатов, которые он принес:

1) Всевышний гневался на сынов Израиля, а Пинхас установил между Творцом и ними мир.

2) Блуд и идолопоклонство, которыми занимались евреи, осквернили Имя Всевышнего, а Пинхас освятил Имя.

3) Пинхас остановил мор и спас тем самым множество жизней.

На всё, что сделал Пинхас имеется намёк в одноименной недельной главе. В самом начале главы указывается родословие Пинхаса вплоть до Аарона. И это не случайно. Аарон был известен своим умением устанавливать мир между ссорящимися. Он искал мира и стремился к нему, а его потомок Пинхас восстановил мир между Всевышним и сынами Израиля, «отвратив от них ярость Всевышнего» (там же, стих 11). А вот что сказано об освящении Имени: «Пинхас воз-ревновал Моей ревностью среди вас» (там же). Благодаря этому поступку Пинхаса «Не истребил Я сынов Израиля ревностью Моей», — говорит Всевышний (там же).

Пинхас добился тройного результата, и за это ему положена тройная награда. Так и есть: именно её он и получил согласно принципу «мера за меру». За установление мира, Всевышний заключает с ним завет мира (там же, ст.12). Пин-хас освятил имя Всевышнего — за это Всевышний посвятил Пинхаса в коэны (там же, ст.13). Пинхас останавливает жестокий мор и спасает множество жизней сынов Израиля. За это Всевышний обещает вечно оберегать его потомство (там же).

В Талмуде («Таанит» 21) сказано, что Раву благословляли миром Свыше в канун Йом Ки-пура, Абайе — перед каждым Шабатом, а местный врач получал благословение миром каждый день. За какие заслуги? Он был очень щепетилен в соблюдении законов скромности при осмотре пациентов. Пинхас остановил разврат и вернул скромность сынов Израиля на прежний уровень. Поэтому Всевышний наградил Пинхаса заветом мира на веки веков.

Теперь посмотрим на произошедшее с несколько иной стороны. Биламу не удалось проклясть сынов Израиля, но он смог устроить им западню: по его совету девушки из Моава Мидьяна стали соблазнили евреев на разврат и служение идолам, и это пробудило ярость Всевышнего. «Моя ярость» — говорит Всевышний (Бемид-бар 25:11). На иврите это будет «хамати». Слово «хамати» состоит из четырёх букв: «хет», «мем», «тав» и «йуд». Между букв «хет» и «йуд», обозначающих живое («хай»), вторглись буквы «мем» и «тав» — мёртвое («мэт»). В результате вспыхнул мор, унёсший жизни двадцати четырёх тысяч сынов Израиля. Своим поступком Пинхас «отвратил ярость Всевышнего» (там же) — он извлёк смерть, вклинившуюся в самую сердцевину жизни, и тем самым остановил беспощадный мор, косивший евреев налево и направо. За это Всевышний даровал ему «вечный завет мира» (там же, ст.12). Мир на иврите — «Шалом». Буквы, образующие слово «шалом» являются также аббревиатурой выражения «тот, который не умрёт». И действительно, Пинхас — это Элияу («Пиркей де-раби Элиэзер» гл.47), о котором сказано: «И ушел он в пустыню на день пути и, придя, сел под [кустом] дрока, и просил смерти душе своей, и сказал: довольно; теперь, Всевышний, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (Млахим I 19:4). Элияу говорит, что он ничем лучше своих праотцов, которые умерли, поэтому и он должен умереть. Всевышний увидел, что Элияу потерял вкус к жизни в нашем мире и даровал ему Мир Грядущий, при-чём поместил его туда живым. Пинхас, который и есть Элияу — седьмое поколение после Яако-ва. А праведный Ханох, который тоже был взят на Небеса живым — седьмое поколение от первого человека, Адама. Пинхас и Ханох подобны седьмому дню творения — Шабату. А Шабат, как известно, несёт в себе частицу Будущего Мира («Брахот» 57). Пинхас и Ханох при жизни удостоились Будущего Мира.

В конце главы «Балак» сообщается о том, что дочери Моава и Мидьяна соблазняли сынов Израиля и некоторые поддались соблазну. Об одном таком случае Тора говорит особо: «И вот некто из сынов Израиля пришел и привел к братьям своим женщину из Мидьяна на глазах у Моше и на глазах у всей общины» (Бемидбар 25:6). Из дальнейшего текста Торы становится понятно, что этот некто и был никто иной, как глава колена Шимона — Зимри.

Пинхас, который не мог мириться с осквернением Имени Всевышнего, взял копьё и убил обоих — Зимри и его любовницу. Из Торы следует что Пинхас возревновал за честь Всевышнего и совершил возмездие, выступив в роли мстителя. Однако здесь возникает вопрос: ведь жертвой соблазна пал не только Зимри, но и некоторые другие мужчины из народа. Почему же Пинхас мстит одному лишь Зимри?

Действительно, Зимри был не единственным, пожелавшим отведать вкус греха. Но разница между ним и остальными согрешившими все же была: остальные шли грешить за пределы стана, а глава колена Шимона у всех на виду привёл мидьянитянку в стан Израиля, в собственный шатер. Те, кто стеснялся развратничать и поклоняться чужим богам в открытую, старались незаметно покидать стан. В итоге все они умерли от неизвестной доселе эпидемии. Но Зимри не просто нарушал строжайшие запреты Торы — он действовал нагло, ни от кого не скрываясь. Поэтому он и предстал перед народом, будучи насаженным на копьё вместе со своей мидьянитской любовницей.

Благодаря тому, что Пинхас возревновал за честь Всевышнего и отомстил за неё, «Творец не истребил сынов Израиля в ярости своей» (там же, ст.11). Другими словами, из-за поступка Зимри опасность уничтожения нависла уже не только над теми, кто непосредственно согрешил, но и над всем народом. И если бы не героизм Пинхаса, кто знает, чем бы всё закончилось?

Тут возникает еще один вопрос: а почему за провинность Зимри должен расплачиваться весь народ?

Раши в своем комментарии на книгу Берешит (6:13) пишет, что везде, где люди занимаются развратом и идолопоклонством, гибель и разрушение приходят в мир, уничтожая хороших вместе с плохими.

Но отвечают ли слова Раши на наш вопрос? Ведь из контекста его комментария представляется очевидным, что Раши говорит об особом случае, когда большинство народа — или даже он весь — грешит. Именно так было в поколении Потопа. Но дочерям Моава и Мидьяна удалось соблазнить лишь незначительную часть сынов Израиля, а грешить в открытую решился один лишь Зимри. Так что — один человек заварил кашу, а расхлёбывать ее должны все? Разве это справедливо?

Злодей Билам знал точное время, когда гнев Всевышнего особенно опасен («Брахот» 7): серьёзное нарушение, совершённое в этот период, могло привести к самым катастрофическим последствиям. Грех Зимри был совершён как раз в это самое время, и потому весь еврейский народ оказался на грани уничтожения. Но Пинхас, примерно наказав Зимри, тем самым отменил наказание сынов Израиля и спас их.

Что это за время? В Талмуде (там же) сказано, что гнев Всевышнего особенно опасен на восходе солнца. Всевышний свидетельствует о Пинхасе, что он «отвратил ярость Мою от сынов Израи-ля» (Бемидбар 25:11). Выражение «Моя ярость» на иврите будет — «хамати». Слово «солнце» пишется так же как и «ярость» — «хама». Следовательно, слова Всевышнего можно понять следующим образом: Пинхас отвратил Его ярость, «вернув солнце назад», то есть не дал произойти прегрешению в момент, когда гнев Всевышнего особенно опасен — на восходе солнца.

Статья подготовлена на основе трудов следующих комментаторов: «Ор а-Хаим», Смаг, Маараль, Хида, рабейну Бхайе, рав Ицхак Раппопорт, рав Авраам Ривлин, рав Йосеф Габай, рав Авраам Абухацира.

 

Из журнала «Мир Торы»


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше