Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Светские науки важны, но не в ущерб еврейскому образованию. Не надо быть слишком требовательными к детям, однако приучать их к заповедям надо с раннего возраста.

Общеизвестно, сколь большое значение придают евреи образованию детей. Гораздо менее известно, что именно понимается под словом «образование».

На иврите образование называется хинух, но слово это означает не только формальное обучение. Буквально оно переводится как «посвящение». Хинух — это всесторонняя подготовка к жизни, а не только к зарабатыванию денег. Главные задачи еврейского образования состоят в том, чтобы привить ребенку морально-этические нормы иудаизма, научить сознательно следовать заповедям, обучить методам самостоятельного изучения Торы, Талмуда и других еврейских источников, воспитать у него любовь к своему народу.

Параллельно и отнюдь не в ущерб основным целям еврейского образования можно обучать детей «светским» наукам и давать необходимую подготовку к приобретению профессии. Родители, заботящиеся только о профессиональной карьере своих детей, безжалостно обделяют их, предоставляя им лишь незначительную часть того, что еврейская традиция считает образованием.

Некоторые родители склонны больше заботиться о еврейском воспитании сыновей, но не дочерей. Это в корне противоречит духу иудаизма. Жена, так же как и муж, ответственна за воспитание детей, на ней лежит обязанность вести еврейский дом и соблюдать кашрут. Лишить девушку необходимых знаний — значит не дать ей подготовиться к исполнению своего основного долга перед Всевышним.

Родители обязаны приучать детей соблюдать заповеди в соответствии с их возрастом и возможностями, как сказано: «Учи ребенка, сообразуясь с его натурой» (Мишлей, 22:6). С того момента, как ребенок начнет говорить, ему можно читать короткие отрывки из Торы, например: «Слушай, Израиль: Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь один!..», учить его благословениям над хлебом и другой едой. В помощь родителям существует богатый выбор субботних и праздничных песенок, детских стихов на религиозные темы и т.д.

Когда дети достаточно подрастут, чтобы вести себя сдержанно, следует брать их с собой в синагогу, что приучит их к порядку молитв и познакомит с мотивами песнопений. Недопустимо откладывать их религиозное воспитание до тех пор, пока они достигнут школьного возраста. Тратить первые годы, когда дети наиболее впечатлительны, только на волшебные сказки и детские стишки столь же безответственно, сколь и неразумно.

Родители обязаны учить детей Торе и позаботиться, чтобы они получили традиционное еврейское образование. Такова заповедь: «И учите им [словам Торы] сыновей своих…» (Дварим, 11:19). Отец и мать не могут удовлетвориться тем, что их дети получили поверхностные знания, они должны стремиться дать им основательное еврейское образование.

Необходимо также подготовить детей к самостоятельной жизни, дать им профессию. «Отец обязан научить сына ремеслу», — учит нас Талмуд. По мнению мудрецов, это требование продиктовано этическими соображениями: «Тот, кто не делает этого, учит [сына] воровать», ибо человек, не имеющий средств к существованию, ложится обузой на всю общину.

«Отец должен научить ребенка плавать», — сказано в Талмуде, ибо это может в один прекрасный день спасти ему жизнь. Отсюда можно заключить, что обучение приемам самообороны — также одна из обязанностей родителей.

Нельзя бить детей жестоко, со злобой. Даже когда наказание оправдано, следует тщательно учитывать его последствия и соизмерять его меру с возрастом и виной ребенка. Большого ребенка вообще запрещается бить. При этом слово «большой» означает не возраст, а сознательность. Если физическое воздействие может нанести ущерб человеческому достоинству ребенка, нужно заменить его другим наказанием, например, лишением подарков и удовольствий. Тот, кто бьет большого ребенка, нарушает заповедь Торы: «Перед слепым не клади помехи» (Ваикра, 19:14), то есть не дай человеку споткнуться и упасть. Понимать это надо также в этическом смысле.

Родители не должны быть слишком требовательны к своим детям. Надо избегать таких ситуации, когда уважение превращается для последних в тяжкую ношу. Разрешается отказываться от некоторых знаков внимания, положенных родителям от детей.

Хотя мальчики до тринадцати лет и девочки до двенадцати не несут ответственности за соблюдение религиозных предписаний, родители, тем не менее, не должны заставлять их делать что-либо, запрещенное еврейским Законом.

Очень важно проявлять любовь к детям и чуткость к их потребностям и заботам. Это вовсе не означает осыпать их подарками и исполнять любые желания. Лучше шлепок, если ребенок понимает, что его все равно жалеют и любят, чем заваливание подарками, когда, несмотря на это, он чувствует себя нелюбимым и ненужным. Порой отказ в каком-нибудь капризе, пусть и огорчительный вначале, позже может быть воспринят как проявление большей заботы, чем небрежное потакание любым запросам или равнодушное родительское «делай, что хочешь».


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»