Темы: Судьба, Раби Нахман из Бреслава, Еврейская притча, Воровство
История об одном бедняке, который все время сидел в синагоге и изучал Тору. Однажды в город приехал астролог, все к нему побежали, а бедняк не захотел. Пришла в синагогу его жена и увидела, что там кроме ее мужа никого нет, все ушли к астрологу. И принялась она кричать: «Лентяй, нищий несчастный! Почему к астрологу не пошел»?
Не хотел он идти, да жена так запилила, что выбора у него не осталось. Наконец, пришел к астрологу, а тот сказал, что суждено ему стать вором.
Вернулся бедняк в свою синагогу и стал дальше Тору изучать. Пришла его жена и спрашивает: «Ну, что он тебе сказал»?
«Сказал, что бедняк я, бедняком и останусь», — ответил муж.
Вечером пришел домой съесть кусок хлеба, которым, в основном, и питался, а во время еды рассмеялся. Жена у него спрашивает: «Ты чего смеешься? Наверное, узнал что-то у астролога, а мне не говоришь».
«Нет, — ответил бедняк — ничего он мне не сказал. Я просто так смеюсь, потому что смешно».
Продолжил он есть, и вдруг опять рассмеялся. Жена снова спрашивает почему, а он ей отвечает, как прежде. И опять стал давиться от смеха. Тут она и говорит: «Ну, теперь не отпирайся: ты что-то знаешь». Он признался: «Да, ты права. Нагадал тот астролог, что судьба мне быть вором».
Жена говорит: «Не хочу, чтобы ты был вором. Лучше оставайся бедняком. Примем, что Бог пошлет. Не будь вором».
Наступил шабат, и было у них все, что нужно — хлеб. Сели есть, а у них, как водится, четыре или пять девочек, девочки весь хлеб и похватали, но всем все равно не хватило. Жена не выдержала и воскликнула: «Творец вселенной! Опротивело мне быть бедной»! Обратилась к мужу и говорит: «Лучше б ты стал вором, чем такое»! Пришлось бедняку подчиниться. Хотел он, не хотел, все равно пришлось пойти.
И пошел он воровать. Первой его жертвой стал самый большой богач в городе. Он пришел и увидел: сторожа спят, никто ничего не спрашивает. Пришел в лавку, а замок открыт, такая уж у него судьба. Подошел к сейфу, и тот открыт. Взял он оттуда четыре или пять рублей, чтобы хватило продержаться до лучших времен, и принес жене.
«Сделал все, как ты просила, — сказал он. — Хватит, чтоб продержаться. Не хочу больше красть»!
«Совершенно с тобой согласна, — она отвечает. — И я больше не хочу, чтобы ты воровал. Нам пришлось это сделать только на этот раз, потому что дела больно плохи».
А потом опять сложилось так, что она закричала: «Нищий! Ничтожество! Растяпа никчемный! Ты же был в этой лавке! Почему не взял там, чтобы мне хватило на юбку»?
И снова пошел бедняк воровать. А когда пришел туда, увидел там другого вора.
«Ты кто?» — спросил он.
«Я вор. А ты кто»?
«И я вор, — ответил бедняк. — Давай станем товарищами. Это моя судьба, я знаю, что меня ждет успех».
На том и порешили. Но бедняк стал думать: «Если мы здесь украдем, станет этот богач бедняком. Был бы я один, украл бы, только чтобы хватило жене на юбку. А вместе мы украдем столько, что останется наша жертва ни с чем».
«Зачем нам грабить еврея? — сказал он вору. — Лучше у нееврея украсть».
Подумали они и решили обокрасть царя (который жил в этом городе). Бедняк был уверен, что все получится, ведь такая у него судьба.
Вор предложил: «Лучше всего украсть у царя парадные облачения, которые он одевал на коронацию. Они столько стоят, что нам хватит на несколько поколений. Я знаю, где он хранит эти одежды».
И бедняк согласился. Он знал, что кража удастся, ведь это его судьба.
Пришли они во дворец, стали ходить из комнаты в комнату и, наконец, нашли драгоценные одеяния и забрали их.
А потом стали спорить. Там была одна часть большая, а другая — маленькая. Вор сказал, что большая часть полагается ему, потому что он один знал об этих одеждах. А бедняк сказал, что она, по праву, его, потому что только благодаря его судьбе воровство увенчалось успехом.
«Давай представим наш спор царю», — предложил бедняк.
«Как это можно сделать»? — спросил вор.
«Неважно, — сказал бедняк. — Я пойду и спрошу его».
«Если ты это сделаешь, — сказал вор, — и действительно спросишь царя, я тебе сам отдам большую часть».
И пошел с ним вор к царю. А рядом с царем обычно находился человек, который рассказывал ему перед сном всякие сказки. Эти двое взяли ложе со спящим царем и вынесли его другую комнату. А когда царь проснулся, подумал, что он на обычном месте.
Тогда стал бедняк рассказывать ему историю о двух ворах. Рассказал и спросил царя: «Кто заслуживает большее одеяние»?
Царь очень рассердился: «Почему ты мне задаешь такие простые вопросы? Ясно, бедняк, потому что благодаря его удаче вор достиг успеха. Теперь расскажи мне лучше еще какую-нибудь сказку»!
Бедняк рассказал, и царь заснул. А они отнесли его на ложе обратно в его комнату.
Утром, выяснилось, что царские одежды украли. И царь вспомнил, что тот, кто был с ним рядом рассказывал об этом и спрашивал, кому из воров полагается большая из одежд. Побили царского сказочника, но он ничего не знал. Долго его били и очень мучили, а он только повторял, что ничего о краже не знает.
Царь позвал архиепископа и спросил об этом странном происшествии, возможно ли, что сказочник не вор? Архиепископ сказал, что он может ничего о краже и не знать. И добавил, что царь сглупил, присудив большее одеяние бедняку. Очень рассердился царь на архиепископа и хотел его наказать, да не знал, как.
Тем временем, искали воров и не могли найти. Наконец, царь издал указ, что если признается вор, не сделают ему ничего плохого. Очень было ему любопытно, как же украли его одежды. А вокруг все только об этом и говорили.
В конце концов, бедняк стал расспрашивать людей, о чем они говорят. А когда ему рассказали, он ответил: «Зачем шуметь? Кто украл, тот и вернет».
Люди стали его ругать. А когда он спросил второй раз, они снова его отругали: «Нищий! Тебя убить мало! Говорят, ты и о воре знаешь».
«Да, — сказал бедняк. — Я знаю, кто вор».
«Если знаешь, должен рассказать», — говорили они.
«А я и расскажу», — ответил он.
Пошел бедняк к царю и сказал ему: «Я знаю, кто вор».
«Я бы очень хотел его увидеть», — сказал царь.
«Это я»! — сказал бедняк.
Царь поцеловал его и спросил: «Как ты это сделал»?
И бедняк рассказал ему всю историю. Привели второго вора, и тому пришлось вернуть ту часть одежд, которая была у него.
Тогда царь сказал бедняку: «Я бы хотел, чтобы ты сыграл такую же шутку с архиепископом, потому что я на него очень сержусь».
Бедняк согласился: «Дай, — говорит, — мне одеяния, которые архиепископ надевает во время службы. И еще, пусть наловят мне много черепах. А, кроме того, дадут много свечей».
Надел бедняк эту одежду и прикрепил к каждой черепахе по свечке. Потом встал у алтаря и начал кричать. Все собрались, а с ними архиепископ. И он очень испугался, потому что увидел огни, услышал крики, но не знал, что это.
Бедняк ему сказал: «Я за тобой пришел, хочу немедленно забрать тебя в рай». Архиепископ пал ниц. «Но прежде чем взять тебя в рай, — продолжил бедняк, — нужно ненадолго провести тебя через чистилище. А затем я приведу тебя в рай. Сначала полезай в мой мешок».
Когда архиепископ влез в мешок, бедняк притащил его к царю. Мешок повесили на дворцовом дворе и сообщили царю. Пришли люди, увидели, что висит мешок, а внутри невесть кто, и начали бросать в него камни. Изранили архиепископа, выбили ему все зубы. И не знал он, что случилось: было это чистилище, как ему сказали, или обман?
Когда побили, как следует, приказал царь его снять. Мешок сняли и открыли, а посрамленного архиепископа отпустили.
По другой версии эта сказка кончается так: «И, в конце концов, его повесили, потому что “конец вора — на виселице”. А когда вели его к виселице, шел за ним Злой с мешком обуви и говорил: “Я все эти башмаки износил, пока тебя сюда не привел”.»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»