Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Война с Мидьяном была не первой войной евреев по дороге в землю Израиля: они уже успели победить два больших народа — Сихон и Ог — и взять себе всё их имущество.

В недельной главе Матот рассказывается о том, как пошли евреи войной отомстить неразумным Мидьянaм, с Божьей помощью их победили и вернулись с многочисленными трофеями.

И тут оказалось, что для того, чтобы пользоваться отнятой у неевреев кухонной посудой, нужно её сначала откашеровать: прокалить или прокипятить, чтобы уничтожить остатки еды, а потом ещё и в микву окунуть. Нам эта процедура сегодня хорошо знакома и кажется очевидной, а вот для них это было новостью.

И тут у внимательного читателя возникает неотвратимо простой вопрос — ведь война с Мидьяном была не первой войной евреев по дороге в землю Израиля: они уже успели победить два больших народа — Сихон и Ог — и взять себе всё их имущество. Так как же они пользовались сихоновскими кастрюлями и огнутыми ножами без кашерования?

Ведь необходимость кашеровать нееврейскую посуду — она очевидна! Это сегодня, когда мы пользуемся кастрюлями из нержавейки и современными моющими средствами, нам трудно понять, что же это кашерование очищает. А раньше, по-моему, можно было просто хорошо поскрести даже «чистый» казан и уже набралось бы остатков еды на средний завтрак. А если это прилипшая еда каких-то сихонцев, как евреи таким казаном без тщательного обжога пользовались?

Так уж эта история с (не)кашерной посудой была непонятна, что я даже поначалу испугался. И тут, слава Богу, пришло ко мне озарение, и я понял, суть дела. Кстати, я потом нашёл, что и Рамбан задаёт этот вопрос и отвечает так же. Поэтому про озарение я мог бы и не писать, просто привести объяснение «от Рамбана». Но решил всё-таки написать — чтобы вдохновить читателя на самостоятельные размышления.

Так вот, заметьте: с Сихоном и Огом евреи воевали, завоёвывая землю Израиля. И поэтому к завоеванным у них их землям и прочему имуществу относится то, что написано в книге Дварим 6:10:

וְהָיָה כִּי יְבִיאֲךָ יְהוָה אֱלֹהֶיךָ, אֶל-הָאָרֶץ אֲשֶׁר נִשְׁבַּע לַאֲבֹתֶיךָ לְאַבְרָהָם לְיִצְחָק וּלְיַעֲקֹב--לָתֶת לָךְ: עָרִים גְּדֹלֹת וְטֹבֹת, אֲשֶׁר לֹא-בָנִיתָ. וּבָתִּים מְלֵאִים כָּל-טוּב, אֲשֶׁר לֹא-מִלֵּאתָ, וּבֹרֹת חֲצוּבִים אֲשֶׁר לֹא-חָצַבְתָּ, כְּרָמִים וְזֵיתִים אֲשֶׁר לֹא-נָטָעְתָּ; וְאָכַלְתָּ, וְשָׂבָעְתָּ.

— Всевышний дал нам эту землю в подарок щедро — всю целиком, с домами, полными всякого добра, виноградниками и садами и т.п. И настолько щедро, что, как объясняют наши мудрецы в трактате Хулин 17а, этот подарок включал всё, чем были полны эти дома, кладовки и погреба. И даже «куски свиного мяса» можно было евреям есть с удовольствием. Что уж говорить о посуде.

А война с народом Мидьян — это совсем другая история. Те пришли сравнительно издалека, напали на нас — первыми, не с конвенциональным оружием, правда, но вполне агрессивно. И пришлось евреям отвлечься от завоевания земли Израиля, куда-то там идти воевать. Поэтому на посуду, которую они оттуда принесли распространяются не особенные законы, а обычные правила кашрута.

Давайте проанализируем эту ситуацию глубже. Мы все знаем, что человек, который нарушает законы Торы, наносит объективный вред и себе и всему миру. Особенно, когда он есть некашерную еду — это порождает в мире негативные духовные силы, которые стараются (и обычно вполне преуспевают) воспрепятствовать прохождению Божественного света в этот мир, отделить человека от Бога, внести зло, беспорядок и хаос.

Однако, когда евреи входили в землю Израиля, все эти правила почему-то не действовали. Или потому, что само соединение нашего народа и этой земли создало достаточное количество положительной духовной энергии чтобы нейтрализовать эти негативные силы, или Сам Всевышний вмешался и сбалансировал наш мир.

В любом случае, важно понимать, что речь тут идет не просто о временном послаблении в законах кашрута, а в этом проявляется явление космического масштаба — так же, как и физические законы принимают сингулярную форму, когда речь идет о скорости близкой к скорости света, так и законы Торы имеют особую форму, когда речь идет о соединении народа Израиля и земли, обещанной Всевышним нашим отцам.

К сожалению, многие этого не понимают. Начиная с того печального события, страшные последствия которого мы оплакиваем каждого девятого Ава и в наши дни — грех разведчиков, которые не верили, что еврейский народ сможет завоевать эту Землю. Речь там шла, конечно же, не о физической силе и о военной мощи: Бог помог бы им одолеть любого врага.

Просто они уж слишком хорошо выучили, что помощь Всевышнего обусловлена действиями евреев, выполнением заповедей, молитвой, изучением Торы…И это на самом деле так, но не в случае завоевания Земли Израиля. Там Моше обещал, что будут чудеса, как при выходе из Египта. А выход из Египта был ведь до получения Торы и поэтому он не был обусловлен ее исполнением.

Но по-настоящему правильный вопрос, это как использовать эту положительную энергию для того, чтобы приблизить еврейский народ к Торе и ко Всевышнему?


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше

15 Ава — праздник любви?

Рав Исроэль-Меир Лау

«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»

Простить и забыть?

Переводчик Виктория Ходосевич

Можно ли прощать террористов? К годовщине теракта 11 сентября 2001 года

Пути мира и добра 4. Запрет мстить и хранить злобу

Рав Ицхак Сильвер,
из цикла «Пути мира и добра»

Тора запрещает мстить, потому что месть ошибочно воспринимается жертвой как компенсация за перенесенные страдания. На самом деле, всё в этом мире предусмотрено Творцом.

Ликутей Амарим — Тания, часть III. Глава 11

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

О том, что смирение в сердце — это нижнее покаяние, как было сказано выше, а также и радость во Всевышнем, и то и другое вместе, уже говорилось в первой части книги «Тания», в конце главы 34. И написано в священной книге «Зогар»: «Радость в сердце, с одной стороны, и т. д».