Из цикла «Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники», темы: Гер, Неевреи, Еврейская история, Алия, Советский Союз, Россия
Но в некоторых местах общины субботников сохранились до настоящего времени. Правительство в целях борьбы с этой вреднейшей сектой забирало ее последователей в армию и отправляло в Закавказский корпус в предположении, что там они не смогут совращать в свое заблуждение из-за незнания местного языка, а от совращения солдат их удержит строгий надзор военного начальства. А неспособных к военной службе, ссылали на вечное поселение в Сибирь, в Тобольскую и Иркутскую губернии. К концу XIX века там сложились компактные общины, члены которых соблюдали все предписания иудаизма и считали себя добровольно принявшими еврейство (герами).
«Столицей» закавказских геров было село Еленовка, ныне город Севан в Армении. До революции там были две синагоги, миква, хедеры и многое другое. Был даже издан молитвенник под названием «Молитвы иудейской общины на весь год, собранные из разных молитвенников трудами Елизара Ароновича Семенова, проживающего в селе Еленовке Эриваньской губернии. Эривань, 1908». Еще в семидесятых годах нашего века члены общины регулярно собирались в молитвенном доме, где имелся свиток Торы, всем мальчикам проводили обряд обрезания. Другим центром закавказских субботников было село Привольное Джалилабадского района Азербайджана. Религиозные обычаи там строго соблюдали. Автор книжек по научному атеизму А. И. Клибанов, объезжавший в начале семидесятых годов сектантские общины Закавказья, пишет, что все жители села, включая секретаря парткома местного совхоза, даже в его присутствии не снимали в помещении головные уборы.
В Сибири самая большая община сложилась в селе Зима Иркутской губернии. Тамошние геры не отличались одеждой и занятиями от односельчан, но жили отдельно на двух улицах. В паспортах в графе «вероисповедание» у них было написано «иудейское — субботнической секты». После революции в селе образовалась сионистская организация. Зиминская община участвовала в выборах на Всероссийский еврейский съезд и посылала своих представителей на Всесибирский сионистский съезд, состоявшийся в 1919 году в Томске.
Крупные общины геров существовали в Воронежской губернии. В XIX и начале XX веков их количество постоянно росло и по неполным официальным данным к 1917 году составило более 1300 человек. Проживали они в 27 селениях Острогожского, Землянского, Новоперховского и особенно Бобровского и Павловского уездов. После революции, в 1921—1929 г.г., все геры Воронежской губернии переехали в село Ильинка и поселок Высокий Таловского района. В период массовой коллективизации они организовали особые колхозы, в которых соблюдалась суббота, и отмечались все еврейские праздники. Ильинский колхоз так и назывался «Еврейский крестьянин». Только в конце сороковых годов, в период борьбы с космополитизмом, он был переименован в «имени Молотова». Жили зажиточно. Даже советская атеистическая литература шестидесятых годов отмечала, что поселки Высокий и Ильинка в материально-культурном отношении первые в районе. К общественному труду относились с большой добросовестностью, еврейские колхозы всегда занимали первые места в районном социалистическом соревновании. Традиций иудаизма придерживались строго. Проведенное областными властями в 1963 году «обследование» показало, что в Высоком из 263 мальчиков дошкольного возраста необрезанных всего 15. В Ильинке все мальчики были обрезаны. Советские власти вели активную борьбу с религиозными предрассудками и преследовали «сектантов», желавших соблюдать еврейский закон и воспитывать в нем детей. Борьба за открытие синагоги и обучение детей ивриту и Торе плавно превратилась в борьбу за выезд. В 1973—1976 годах 20 семей из Ильинки после длительной борьбы выехали в Израиль. В конце 80-х годов после слома «железного занавеса» началась массовая репатриация. В течение нескольких лет почти все воронежские геры выехали в Израиль.
Литература и источники.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.