Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Эрув, Суббота, Еврейский закон, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
1. Запрет тхумин
В шабат запрещено выходить за пределы тхума, т.е. удаляться более чем на 2000 амот (приблизительно 1000 м) от места своего проживания в шабат. В эти 2000 амот не включаются размеры самого места пребывания в шабат, поэтому в них не входят и 4 амы (приблизительно 2 метра), которые всегда считаются территорией, принадлежащей человеку. Если же место его пребывания в шабат огорожено перегородками (для проживания), все огороженное место считается местом пребывания в шабат, подобно четырем амот, и измерение тхума начинают от этих перегородок.
Точно так же весь город, в котором человек проводит шабат, считается, как его 4 амы, и поэтому 2000 амот тхума отмеряют от внешней границы города.
2. Что включается в пределы города
Минимальный размер города — 3 двора, в каждом из которых не менее двух домов, и расстояние между домами не более 70 и 2/3 амы. (А в наше время, когда нет дворов времени Талмуда, городом, очевидно, считается поселение, в котором не менее 6 домов.) И так же если мы хотим присоединить какой-то дом к городу, необходимо, чтобы расстояние от него до городских до
мов не превышало указанной выше величины.
Смысл в том, что полосу шириной 70 и 2/3 амы, называемую карпэф, считают частью города, поэтому и находящиеся на таком расстоянии дома считаются домами городскими. Однако когда дом удален от остальных городских домов на большее расстояние, он не считается принадлежащим этому городу, и от него отмеряют собственный тхум. Этим он не подобен остальным городским домам, для которых площадь всего города не входит в 2000 амот.
И поскольку такая полоса (карпэф) отводится каждому городу, получается, что, если два города расположены так близко, что карпэф одного из них входит в карпэф другого, т.е. расстояние между ними не превышает 141 и 1/3 амы, с точки зрения тхума они считаются одним городом: их границы становятся общими, и их общий тхум отмеряется от этих границ.
3. Квадрат города
Наши мудрецы добавили к площади города все, что включается в «квадрат города». Т.е. город, у которого нет четырех углов (например круглой формы, или строящийся в одну сторону, или широкий с одной стороны и узкий с другой), описываем вокруг него квадрат. Каким образом? На северной стороне проводим касательную прямую с запада на восток, то же самое делаем с южной стороны. На восточной стороне проводим касательную прямую с севера на юг, и то же самое делаем на западной стороне. Продлеваем эти линии до их пересечения и получаем описанный вокруг города квадрат, строго ориентированный по сторонам света. Вся площадь внутри этого квадрата считается относящейся к городу, и городской тхум отмеряют именно от него. Получается, что и углы этого квадрата считаются частью площади города. См. Шульхан арух, где сказано, что построение квадрата не производят, если город имеет причудливую форму.
Однако если территория города имеет форму четырёхугольника, оставляют его как есть, даже если он не квадрат, у которого длина равна ширине. И даже если его границы не ориентированы строго по сторонам света.
4. Что включают эти 2000 амот?
Отмеряют 2000 амот на север, на восток, на юг и на запад и проводят линии на севере и на юге с востока на запад, и на западе, и на востоке — с севера на юг до пересечения друг с другом. Получается квадрат, ориентированный по сторонам света. Вся площадь этого квадрата включается в тхум 2000 амот, внутри которого разрешается перемещаться в шабат. Получается, что и в этом случае мы увеличиваем размеры тхума, примерно, на 800 амот (на сколько диагональ квадрата больше его стороны), и разрешается пройти из угла в угол 2800 амот.
5. Тхум вещей
Как существует тхум для человека, так существует тхум для вещей, и запрещается выносить их за его пределы. Т.е. запрещается человеку выносить вещь своего товарища из тхума владельца в его собственный тхум (в место, куда сам товарищ войти не может). Поэтому, когда тхум человека частично входит в тхум товарища, т.е. есть место, в котором они оба могут находиться, и он навещает там товарища, запрещается одолжить у него одежду (даже если он ее наденет) и вернуться в ней домой, за пределы тхума товарища; как товарищу запрещено идти туда, так запрещено выносить туда его одежду.
6. Вышедший за пределы тхума
Тот, кто вышел за пределы тхума, имеет в своем распоряжении (для перемещения) только 4 амы в месте, где он стоит, и должен оставаться там до исхода шабата. Тем не менее, если он стоит в огражденном месте (в котором разрешено переносить предметы в шабат), т.е. в частном владении (решут ая-хид), то, если он вышел туда по ошибке, все это частное владение считается четырьмя его амот, и ему разрешается ходить по всему этому владению. И таков же закон относительно предмета, вынесенного за пределы своего тхума: запрещается перемещать его более чем на 4 амы от места, где он лежит. Поэтому, если в йом тов принесут человеку предмет из-за пределов тхума (письмо и т.п.), следует остерегаться и не перемещать его более чем на 4 амы от места, куда его положили. А в шабат в любом случае запрещено его выносить, поскольку оно лежит в неогражденном месте. И в этом случае закон таков, так мы описали выше: если предмет положен в единоличном владении, разрешается перемещать его внутри всего владения. Разница лишь в том, что в отношении предметов это разрешено, даже если вынесли его, нарушая сознательно.
7. Если нееврей принес предмет из-за пределов тхума
Если нееврей принес для еврея предмет из-за пределов тху-ма, этому еврею запрещено пользоваться им, пока по завершении шабата не пройдет время, необходимое, чтобы принести его оттуда. Однако если предмет принесен не для него, разрешается пользоваться им даже в шабат. И все-таки следует спросить об этом раввина.
8. Если границы другого города вступают в 2000 амот тхума
Несмотря на то, что выше мы написали, что каждый город считается как 4 амы, это говорится о городе, в котором человек живет (проводит шабат). Однако если границы другого города вторгаются в 2000 амот тхума, закон меняется. В этом случае есть разница между случаем, когда 2000 амот тхума заканчиваются в середине другого города, и случаем, когда другой город целиком входит в пределы тхума. В этом последнем случае другой город тоже считается как 4 амы, и в нем разрешается перемещаться. Однако если 2000 амот заканчиваются в середине другого города, разрешается перемещаться только до этого места.
9. Эрув ногами
Тот, кому необходимо в шабат пройти более 2000 амот, чтобы добраться до места, находящегося за пределами тхума, например, к востоку от своего дома, есть у нас способ сдвинуть в эту сторону точку отсчета тхума. Как он должен поступить? Перед наступлением шабата человек должен пойти в том направлении (в данном примере — на восток) к концу своих 2000 амот и дол-
жен оставаться там все время сумерек (бейн ашемашот). И за счет этого это место сделается для него «местом проведения шабата», и от него будет отмеряться его новый тхум. После наступления шабата он может вернуться к себе домой, и теперь он может передвигаться во все стороны на 2000 амот, отсчитывая их от того места, где он встретил шабат. Эта процедура называется «эрув ногами». И понятно, что поскольку сейчас это место считается для него «местом проведения шабата», он теряет этим тхум, отсчитываемый от его дома, и ему запрещено идти на запад (в нашем примере) от своего дома, даже на самое малое расстояние. И следует следить за тем, чтобы эта точка не была удалена от его дома более чем на 2000 амот, иначе он просто не сможет вернуться в свой дом с наступлением шабата. А если границы его города входят в 2000 амот нового тхума, но сам его дом расположен дальше, изначально не должен делать такой «эрув ногами». Но постфактум, если он так поступил и хочет вернуться к себе домой, должен спросить раввина, как ему поступить.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.