Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поскольку нужды ребенка уподобляются нуждам больного, жизни которого не угрожает опасность, то, когда у нас нет пищи, в которой ребенок нуждается, разрешается попросить иноверца приготовить для него еду

Потребности ребенка приравниваются к нуждам больного, жизни которого не угрожает опасность (холе шеэйн бо сакана). Причина в том, что организм ребенка еще не окреп и он подвержен недомоганиям, которые часто переходят в болезнь. Поэтому наши мудрецы сравнили его статус со статусом человека, который должен предпринимать усилия, чтобы не заболеть. А мы уже написали выше (п.11), что для такого человека разрешается делать все, как для того, кто уже заболел. Поэтому разрешается делать ему всевозможные процедуры и давать лекарства и витамины, хотя в данный момент он здоров, и все это проделывают, чтобы укрепить его организм. И хотя для взрослого здорового человека мы все это уже запретили, для ребенка тем не менее такие вещи разрешили, поскольку приравняли нужды ребенка к нуждам больного, жизни которого не угрожает опасность.

И понятно, что разрешают делать только то, что на самом деле оберегает ребенка от болезни. Однако когда очевидно, что он не заболеет, даже если не делать ничего, например, когда он ушиб палец, то в этом отношении он не отличается от любого другого человека. И поскольку в таком случае мы не имеем дела с нуждами больного, жизни которого не угрожает опасность, к ребенку, как и к взрослому, относится запрет лечения в шабат.

И поскольку нужды ребенка уподобляются нуждам больного, жизни которого не угрожает опасность, то, когда у нас нет пищи, в которой ребенок нуждается, разрешается попросить

нееврея приготовить для него еду, даже с совершением запре-щённой Торой мелахи. И следует расспросить об этом раввина, поскольку не все ситуации равнозначны.

О каком ребенке идет речь

Сравнение нужд ребенка с нуждами больного, жизни которого не угрожает опасность, не ограничивается конкретным возрастом, но все зависит от его развитости. Иногда даже подросток, приблизившийся к тринадцати годам, очень слаб, и легкое недомогание укладывает его в постель. А есть сильные, крепкие дети, далекие от возраста бар-мицвы, к которым эти разрешения прилагать нельзя, каждый случай требуется судить отдельно.

Прочие законы лечения

Измерение температуры

Разрешается измерять температуру в случае, когда существует опасность заболевания. 20. Применение мази

Когда хотим в шабат применить мазь, следует остерегаться нарушения запрета намазывания. (См. выше в описании мелахи разглаживания, гл. 32, п.3, каким способом разрешается накладывать мазь.)

Пластырь

Наши пластыри отличаются от тех повязок, которые имеет в виду Шульхан арух. Их разрешается накладывать в шабат на поврежденное место, чтобы оберечь его от грязи или от трения об одежду и т.п.. Однако накладывать пластырь для лечения запрещено и сегодня, кроме тех случаев, когда лечение в шабат разрешено. (И необходимо еще решить, разрешается ли удалять материал, покрывающий клеящее вещество, которое служит для прикрепления пластыря. Возможно, следует разрешить просить нееврея приготовить пластырь, и требуется дополнительно рассмотрение этого вопроса.) И как разрешают накладывать пластырь в шабат, так разрешают в шабат снимать его с поврежденного места. Тем не менее следует остерегаться, когда пластырь прикреплен в месте, где растут волосы, чтобы не вырвать какой-нибудь волос при удалении пластыря. Также если пластырь прилип к поврежденному месту, следует остерегаться, чтобы не выдавить кровь в процессе его удаления. И возможно, это можно разрешить, когда удаление пластыря производит нееврей. (Концы пластыря не следует наклеивать один на другой и расклеивать их, если они были заклеены до шабата.)


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.