Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Следует понять, почему в середину изложения субботней темы вдруг вставляется фраза о том, что «шесть дней будет делаться работа»

Рабейну Исроэль Меир hа-коэн из Радина, называемый среди евреев «Хофец Хаим», великий законодатель и толкователь Торы, автор знаменитых трудов по еврейской нравственности, писал, что есть такая заповедь Вс-вышнего, которая является «сердцем иудаизма». Она придает смысл и духовную силу всем остальным составляющим образа жизни, по праву считается главным, важнейшим отличием нашей Традиции. Действительно, как утверждается в Талмуде, «больше, чем евреи сохраняли Субботу, Суббота сохраняла их». Открытое нарушение, осквернение святости субботнего дня (не дай Б-г), наряду с идолопоклонством, редчайший, ужаснейший грех, ведущий к исключению нарушителя из Общины Израиля.

Начало главы, где (в очередной раз) изложен великий закон Святого Дня, бесспорно, самый насыщенный информацией отрывок из всех (многочисленных), касающихся Субботы. Прежде всего, потому, что сразу после призыва к соблюдению святости «дня седьмого» располагается подробный (продолжающийся практически до конца второй книги Торы) рассказ о построении переносного Храма (Мишкана), и это соседство (по-талмудически — «смихус паршийойс» [סמיכות פרשיות]) позволяет, как и всякое соседство отрывков Торы, делать выводы о каждой из находящихся рядом тем.

Так, с одной стороны, выводится (из последовательности этих отрывков), что строительство Мишкана должно прерываться на время Святого Дня (то есть поступать следует именно так, как темы расположены в нашей главе: сначала — Шабат, потом — Мишкан); а с другой стороны — все, что делалось для великой стройки (от ее начала и до конца — во всех деталях) стало знаменитым — состоящим из тридцати девяти пунктов — перечнем запрещенных в субботу созидательных действий.

Классическое объяснение этой связи (между созиданием Храма и субботним запретом на созидание) касается истоков освящения Субботнего Дня. Вс-вышний «отдыхал» в первую Субботу — именно от сотворения мира; Мишкан по своему устройству и предназначению, как разъясняется в каббалистических книгах, символически «моделировал структуру миров»; следовательно — то, что делали создатели Храма, и есть то, от чего «отдыхал» Создатель мира.

Именно в русле этой логики следует понимать некоторые вроде бы странные пункты списка субботних запретов (удивление, собственно говоря, вызывает та связь между определенными «работами» и строительством Мишкана, на которую указывают мудрецы). Например, в Субботу запрещено пахать землю (как известно). А связано это, оказывается, с тем, что изготовление красок для покрытий Мишкана требовало соответствующих растений, которые нужно было посадить, для чего сначала следовало, естественно, распахать землю. Это и считается использованием данной работы для созидания переносного Храма. Выглядит очень странно: казалось бы, если уж говорить о том, что необходимое для строительства и есть запрещенное в Субботу, правильно было бы включить в список то, что непосредственно связано с созданием «архитектурного облика Мишкана» (то есть, запретить, прежде всего, таскать столбы и забивать гвозди, а не пахать и сеять).

Однако, если учесть выше указанную связь (переносного Храма с днем отдыха) через сотворение мира, понятно, почему в перечень включаются абсолютно все необходимые процедуры: Вс-вышний создавал нечто из ничего, не имел никаких «базовых материалов», поэтому и соответствующее Творению строительство Мишкана следовало воспринимать как процесс, начинающийся «с нуля», когда у строителей нет ничего из требующихся материалов (скажем это, мысленно раскаиваясь во вторжении в область Тайного), кроме четырех простейших основ для деятельности: земли (которую придется пахать, чтобы что-то выросло), воздуха, воды и огня.

Объясняет многое также и та первая фраза-обращение к сынам Израиля, с которой начинается глава: «вот те слова, которые приказал Вс-вышний, чтобы исполнять (дословно — “делать”, “лаасойс” [לעשות]) их». Кажется, что этот «зачин» относится к непосредственно следующему за ним изложению заповедей Святого Дня (и это подтверждается тем, что на 97-ом листе трактата Шабат приводится именно эта фраза — вроде бы избыточная — как одно из мест, намекающих на 39 запретов). Однако, как просто и логично отмечает рав Йоэль Тейтельбойм, Сатмарский ребе, если речь о Субботе, следовало, по идее, написать не «приказал делать», а «приказал не делать»: ведь главное в Святой День — удерживаться от 39-ти работ, то есть — именно что «не делать» чего-то. Кроме того, великий толкователь Торы раби Моше бен Нахман (Рамбан) вообще относит это вступление не к субботним запретам, а к следующему непосредственно за ними описанию грандиозного святого строительства, и такой порядок изложения (где сначала — Мишкан, потом — Шабат, потом опять — Мишкан) требует объяснений.

И, наконец, следует понять, почему в середину изложения субботней темы вдруг вставляется фраза о том, что «шесть дней будет делаться работа» (что, вроде бы, понятно само собой — если в седьмой день положено отдыхать), да и сформулировано странно: не сказано — как, например, в предыдущей главе Торы — «шесть дней делай работу (таасэ млохо תעשה מלאכה)», а «шесть дней сделается работа» (теосэ млохо). Как удивляется другой великий мудрец рабейну Шломо-Эфраим (в своем объяснении «Кли Йокор»), «неужели работа будет обязательно сделана и, причем, сама собой

Отвечая на все эти вопросы одновременно, Сатмарский ребе приводит знаменитое место из книги «Зоhар», где утверждается, что «все благословения — высшие и низшие (в простейшем понимании — душевные и телесные) — от Дня Седьмого зависят». Далее написано, что свою необыкновенную пищу (ман מן) евреи не находили по Субботам из-за особого предназначения Святого Дня — передавать благословение шести дням последующим, и именно «в заслугу Субботы дается пропитание и благословение на последующие шесть дней» (это, разумеется, не противоречит тому, что некоторые евреи, не придерживающиеся субботних запретов, не умирают с голоду: во-первых, для «пищевого снабжения» и, кстати, для помощи во всей прочей деятельности достаточно, чтобы придерживалась какая-то часть евреев (другая же часть будет «в какой-то момент» отвечать на вопросы Вс-вышнего), а, во-вторых, сама постановка вопроса — явно не на уровне того Источника, из которого — разбираемая цитата).

Зная выше указанный секрет, можем (вслед за р. Йоэлем) объяснить выше указанные «странности». Вступление к рассказу о заповеди Седьмого Дня выражается именно словом «делать» (а не «воздерживаться от действия», что, казалось, лучше бы соответствовало смыслу Субботы), так как сразу после «приказа о Субботе» был дан «приказ о переносном Храме», и делать его в течение шести рабочих дней предстояло в заслугу Субботы. Поэтому, пишет Сатмарский ребе, сказало Писание «лаасойс ойсом» («делать их»), и относится это также и к «деянию Мишкана», ибо в этом осуществятся слова, приказанные Вс-вышним относительно Святой Субботы, с помощью соблюдения которой благословится строительство. И написано «шесть дней сделается работа», именно что — «сама собой», так как все, что человек пожелает реально (бе-фойэль בפועל) сделать за шесть дней, уже будет сделано потенциально (бе-хойах בכח) в предыдущий Шабат.

Отсюда становится понятным и трактовка раби Моше бен Нахмана, который, выражая эту идею неразрывной связи между Субботой и Храмом, пишет, что вступление к заповедям Святого Дня прямо относится к Мишкану (ибо его возведение получило силу и благословение именно от субботнего отдыха).

Еще один аспект, касающийся замечательного соединения первых двух тем главы, обнаруживаем в ее названии. Почему именно об этих заповедях (о Субботе и построении Мишкана) сказано «И собрал Моше всю общину сынов Израиля»? Как объясняет вышеупомянутая великая книга о тайнах Торы, сначала (в главе «Трума»), до греха золотого тельца, передавая народу приказ собирать пожертвования для Храма, Создатель сказал Моше обратиться ко всем, в том числе, и к примкнувшим (в момент Исхода) чужакам из «великого смешения» (эрев ров): в Торе так и написано — «меес коль иш (מאת כל איש)», «от всякого человека». Однако, после того как указанное «великое смешение» стало причиной великого греха (и обратилось к евреям с призывом «эти боги твои, Израиль»), перед реальным изготовлением Мишкана был дан совершенно другой приказ: «собрать общину сынов Израиля» и отделиться от «всяческих смешений».

Но, обратим внимание, написано именно «и собрал», а не «и отделил»: только благодаря собиранию всех, кто по-настоящему верен Вс-вышнему, за одним очень большим (или очень маленьким — зависит от исторического периода) субботним столом, можно отделиться от всех, чьи намерения нечисты, и — по окончании Благословенного Дня — начать строить.

Из «Книги для изучения Торы»


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Береги свою речь. О прошлом, о неудаче, «правдолюбие»…

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нужно стараться судить о человеке с лучшей стороны.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.