Из цикла «История еврейского народа», темы: Ислам, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Испания
Испания стала частью огромного арабского государства. Халифы из рода Умайя из Дамаска правили страной, простиравшейся от Атлантического океана до Центральной Азии. Повсеместно были установлены единые налоги с души и с урожая. Евреям, перенесшим значительные невзгоды, эти налоги показались необременительными, и они приветствовали новое правление.
Не так обстояло дело с христианами, которые до недавнего времени сами находились в привилегированном положении. Они с трудом осваивались с новым состоянием рядовых граждан. Постепенно они принимали ислам или покидали Испанию.
Арабские правители нуждались в добросовестных и опытных служащих. Евреи отличались знаниями и способностями, а также значительным наследственным опытом, поэтому им были отданы многие правительственные должности. Так евреи превратились из преследуемой группы в правящую.
Кроме горного Севера, который еще удерживали христиане, почти вся Испания оказалась под властью дамасских халифов. На практике страна распалась на мелкие мусульманские княжества. Со временем многие из них отказались признавать верховную власть правителя Кордовы, наместника халифа.
В 4515 (755) году правителем Кордовы стал Абдурахман из рода Умайя, который бежал в Испанию от арабского рода Аббасов. захватившего власть в халифате в 4510 (750) году. Абдурахман III подчинил себе все мелкие княжества, объединил всю мусульманскую Испанию и провозгласил ее независимость от багдадского халифата Абассидов. На его правление приходится расцвет культуры арабской Испании.
В то время как во Франции и в Германии умение читать считалось верхом образованности, в университете Кордовы лекторы и студенты дискутировали о философии Платона и Аристотеля, изучали древние методы врачевания по книгам, переведенным на арабский язык. Через Африку, Эрец Исраэль и Сирию студенты в поисках новых знаний добирались до Багдада и продолжали учебу в багдадском университете. В свою очередь, жители Азии стремились посетить Кордову, где находилась огромная библиотека греческой и арабской литературы.
Евреи Испании принимали участие в научной работе. Благодаря им развивалось сравнительное языкознание, шла активная работа по изучению еврейского и арабского языков. В те времена были составлены знаменитые грамматики еврейского языка.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.