Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первые евреи стали заселять Пиренейский полуостров после разрушения II Храма.

В ранний период

Предполагают, что первые евреи стали заселять Пиренейский полуостров после разрушения II Храма. Однако возможно, что к тому времени здесь уже существовали еврейские поселения. К сожалению, сегодня мы не располагаем точными сведениями на этот счет.

Во времена танаев (составителей Мишны), когда на полуостров распространялась власть Рима, отношение остальных жителей Испании к евреям было довольно благожелательным. Нередко христиане-земледельцы просили раввинов благословить их поля. Естественно, христианские священники были недовольны этим.

С усилением влияния католической церкви во всей Римской империи положение евреев стало ухудшаться.

На исходе Великого Переселения Народов на Пиренейский полуостров с севера пришли племена вестготов, которые в ходе длительных войн друг с другом и с римлянами постепенно овладели всей страной. Вестготы были арианами, а не католиками, т. е. последователями священника Ариуса из Александрии, по мнению которого Ешу был только человеком. Не считаясь с ненавистью католиков к евреям, они уравняли тех в правах со всеми жителями страны.

Но в 4349 (589) году король Рэкарэд принял католичество и по требованию церкви ввел ряд дискриминационных антиеврейских законов. Евреям было запрещено занимать общественные должности, читать псалмы при погребении, а также владеть рабами-христианами.

Душа и имущество

Какое-то время феодалы-вестготы противились этим постановлениям. Не все короли, вступавшие на испанский престол после Рэкарэда, соблюдали принятые им законы.

Через четырнадцать лет король Сисибут повелел всем евреям принять христианство или покинуть страну. Многие вынуждены были пойти на формальное крещение, надеясь со временем вернуться к иудаизму. Но немало евреев осталось верным Торе. Дороги Испании наполнились изгнанниками.

Новые христиане иногда преуспевали, но большинство очень страдало. Священники внимательно следили за их образом жизни: что они делают в субботу, едят ли свинину… У них отбирали сыновей и помещали их в монастыри. Король Эшка предоставил все гражданские права тем вероотступникам, которые ели свинину и изучали христианскую литературу. Не в первый и не в последний раз свинина превратилась в мерило еврейской лояльности.

Почти сто лет евреи находились в ужасном положении между жизнью и смертью. Они потеряли большую часть имущества. Им запретили вести торговлю с христианами, запретили даже приближаться к морскому побережью. Все было направлено на то, чтобы заставить евреев изменить своим убеждениям, но, когда король убедился, что все попытки повлиять на них оказались напрасными, а также узнал, что евреи, бежавшие в Африку, помогают арабам готовиться к сражениям с христианами, он приказал поработить всех евреев Испании и отобрать у них детей старше шести лет.

Христиане получили в подарок евреев рабов и рабынь (4454/694) и должны были следить за соблюдением ими законов католической церкви. Хотя не все феодалы поддерживали жестокое отношение к евреям, и некоторые даже спасали их от указов короля и от священников, участь большинства порабощенных была ужасной.

Но «…не спит и не дремлет Страж Израиля»… «Их горю Он сочувствует, и Его посланник спасает их.»

Королевство злодеев распалось. Короли вели войны со своими феодалами, и последние обратились за помощью к арабским правителям Африки. По приказу одного из правителей арабский полководец Тарик перешел через пролив, названный впоследствии его именем — Джабар-аль-Тарик (Гибралтар). У города Хэрэс он разбил войско короля вестготов Родэрика (4471/711).

Один за другим города Испании сдавались арабам. За короткое время мусульмане захватили страну.

Евреи приветствовали арабов как своих спасителей и оказывали им всяческую поддержку. Мусульманские правители некоторое время довольно благосклонно относились к евреям. Всем жителям страны была предоставлена полная свобода вероисповедания, и насильно обращенные в христианство смогли вернуться к религии своих отцов.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»