Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Наша речь в субботу не должна быть подобна будничной. Нельзя говорить о том, что собирается говорящий делать после субботы.

8. «…И говоря о них»

Из того, что написано: «…и говоря о них», мы учим, что наша речь в шабат не должна быть подобна будничной. То есть запрещено говорить в шабат о том, что собирается (сам говорящий) делать после шабата, если это действие запрещено в сам шабат хотя бы только дерабанан. Подобно запрету «не занимаясь своими делами» нам запрещено говорить таким образом, что из самих наших слов станет совершенно ясно, что действие будет сделано запрещённым в шабат способом. Однако разрешается говорить об этом таким образом, чтобы можно было бы, хотя и с натяжкой, понять, что человек собирается сделать данное действие разрешённым в шабат способом. И даже если сам говорящий всего этого не подразумевает — в таком случае его слова выходят из рамок запрещённых речей и получают статус обдумывания, что не запрещено в шабат.

Пример. Если кто-либо собирается ехать по окончании ша-бата на большое расстояние запрещённым в шабат образом, например на поезде, он не должен говорить, что поедет на поезде, но пусть скажет, что собирается добраться после шабата туда-то и туда-то. Таким образом, он не говорит напрямую, что поедет на поезде, а то, что он сказал «добраться», включает в себя возможность и того, что говорящий доберется туда разрешённым способом, то есть пешком. И даже если пункт назначения находится за пределами тхума, поскольку можно добраться туда пешком, если вдоль дороги стоят небольшие строения (бурга-ним), каждое из которых не удалено от соседнего более чем на 70 амот, его речь уже не расценивается как будничная, и к ней не относится запрет «и говоря о них». Точно так же разрешается попросить принести какую-либо вещь по окончании шабата даже из ршут арабим, так как и в этом случае можно расценить требуемое действие как разрешённое в шабат. Ведь если там будут мехицот, в самом действии уже не будет нарушения запрета переноса, и поэтому нет уже в сказанных словах противоречащего шабату духа.

9. Малозначимые речи

Но не все разговоры, касающиеся будничных дел, запрещены со стороны «и говоря о них», а только те из них, которые могут касаться нас в будущем. Например, если говорят, что собираются сделать некоторое дело завтра. Зато разрешается говорить о том, что нас уже не касается, даже если при этом упоминаются запрещённые в шабат действия. Следовательно, разрешается рассказывать другому еврею (если это не касается будущих поступков собеседникаи он не собирается приобрести себе подобную вещь), как вы купили некоторую вещь и сколько заплатили за нее и т.п. Ввиду того, что подобная информация уже не касается будущего, такая речь выходит за рамки запрета и расценивается, как обычный рассказ. Тем не менее в книгах написано, что необходимо стараться сокращать и подобные разговоры, так как разговоры в шабат должны соответствовать духу дня, тем более что подобные речи входят в категорию праздных речей и будничных разговоров, о которых наши мудрецы предостерегали, что их необходимо максимально сокращать в шабат.

10. Разговоры, связанные с заповедями

Как и выше, в ходьбе и занятии различными делами в шабат, где мы разделили между просто заботами и заботами, связанными с заповедями, которые нельзя отложить до окончания ша-бата, так и в отношении вещей, связанных с речью («и говоря о них») мы проводим подобное различие. В результате, разрешается говорить в шабат о вещах, связанных с выполнением заповедей (или с нуждами общины), которое нельзя отложить до окончания шабата, даже если речь идет о запрещённых в шабат вещах. Таким образом, разрешается говорить в шабат о сватовстве, о заботах, связанных с обучением мальчиков Торе; разрешается даже обратиться к учителю Торы с предложением работы. Также разрешается в шабат объявить о пожертвовании даже с упоминанием его суммы (когда в этом есть необходимость). И все потому, что эти вещи расценивают как «дела небесные». И несмотря на то что выше мы разрешили только такие «дела небесные», которые нельзя отложить до окончания шабата, это не касается упомянутых примеров: такие заповеди не стоит откладывать, даже если это кажется возможным, поскольку уже известно, что, отложив их хотя бы и на небольшое время, можно вообще легко потерять возможность выполнить их. И понятно, что все зависит от каждого конкретного случая.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше