Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Электроприборы
Две эти мелахи также объединены нами в одну главу, так как и здесь одна из мелахот является противоположностью другой.
Гасящий или зажигающий самый маленький огонек нарушает запрет Торы. В этих мелахот, как и в других, человек нарушает запрет Торы, только если они были произведены таким же образом, как при строительстве Мишкана, То есть если их можно назвать млехет махшевет. В противном случае он нарушает лишь запрет мудрецов.
Нет разницы между гашением и зажиганием настоящего огня, например, горящего масла, восковой свечи, газа и т.п. и электрическими светильниками — на все эти случаи распространяются одинаковые законы погашения и зажигания.
Поэтому запрещено включать или выключать электрический ток, и несмотря на то, что обычно мы не видим при этом никакого зажигания или погашения огня, это считается подобным зажжению или тушению настоящего огня. Сюда включается запрет пользования электрическим звонком, телефоном, мегафоном и т.п. И даже производить какое-либо действие, посредством которого вызывается подача или прекращение тока, также запрещено. Поэтому запрещено открывать или закрывать дверь, если это послужит причиной зажигания или погашения света. И так же запрещено прерывать световые лучи, если посредством этого осуществится какое-либо изменение в электрической цепи. Нельзя, например, проходить между такими лучами, если это вызывает открывание дверей и т.п. Уже вошло в обычай не пользоваться электрическим лифтом, даже работающим автоматически. И в случае необходимости следует спросить раввина.
Поским разошлись во мнениях о том, как пользоваться холодильником. Так как работа большинства холодильников регулируется термостатом, то при открытии его дверцы теплый домашний воздух проникает внутрь и оказывает влияние на термостат, что иногда может вызвать начало работы мотора. Некоторые предлагают избавиться от вероятного нарушения законов шабата, регулируя работу холодильника посредством реле времени, которое прекращает и возобновляет подачу тока через определённые промежутки времени. В таких случаях холодильник открывают в периоды отключения тока. Некоторые авторитеты не считают это нужным, и многие из крупных раввинов нашего времени разрешают открывать холодильник и без подобного реле. Все же многие разрешают открывать холодильник, только когда слышен шум работающего мотора. Но есть и такие поским, которые не требуют и этого. Если внутри холодильника есть лампочка, которая включается при открывании дверей, все согласны, что открывать его запрещено, так как это, безусловно, является непосредственным включением. Если забыли отключить лампочку в холодильнике перед шабатом, евреям запрещено открывать его, и, возможно, следует разрешить попросить нееврея открыть холодильник, и об этом необходимо спросить раввина.
Что касается холодильников, внутри которых при открывании дверей включается вентилятор (например типа No Frost), то ими следует пользоваться только посредством вышеупомянутого реле времени (во время прекращения подачи тока) или произвести изменения в электрической схеме, чтобы вентилятор не срабатывал.
Есть определённые алахические проблемы и при открытии (и также при закрытии) в шабат труб центрального отопления, распространенного в наши дни. Несмотря на то, что иногда можно найти некоторые послабления, лучше остерегаться этого, так как трудно разобраться в процессах, происходящих в реальности в отопительной системе, и вмешательство в ее работу может привести к нарушению шабата. Тем не менее в случае необходимости следует спросить раввина.
Запрещено причинять зажигание огня и даже усиление огня, хотя бы на миг, и то же самое относительно тушения или ослабления горения. Известно, что дуновение ветра в состоянии, если не потушить огонь, то, по крайней мере, уменьшить его или, наоборот, разжечь. Поэтому, если свечи стоят против двери или окна, запрещено открывать их в ветреное время, если это может повлиять на свечи. Следовательно, в канун шабата необходимо выбрать место для свечей таким образом, чтобы они не оказались против дверей или окон, открываемых в шабат, если через эти окна или двери может подуть ветер, который вызовет погашение свечей или, наоборот, усиление их горения. Не следует также зажигать свечи в месте, где ходит много людей, так как это тоже может привести к какому-либо погашению или возгоранию.
В доме, где есть маленькие дети, необходимо проявлять крайнюю осторожность и устанавливать свечи в недоступном для детей месте, так как, помимо возможного погашения свечей, есть еще и опасность пожара, не дай Б-г (см. выше гл.1, п.7, что мы написали там касательно этой проблемы).
Так же и перемещение огня может привести к погашению или разжиганию. В особенности это касается масляных свечей, где даже при легком покачивании масло отдаляется от фитиля или приближается к нему, что приводит к небольшому усилению или уменьшению огня. Поэтому при переносе светильников в шабат (разрешённым способом, например, когда переносят стол вместе со свечами, если стол не является основанием для них, как будет разъяснено далее в законах мукце) необходимо остерегаться, чтобы не вызвать погашение или разжигание. Поэтому масляные светильники нужно нести очень медленно. С восковыми светильниками необходимо идти не торопясь, так как это тоже может привести к некоторому усилению или уменьшению огня.
В электрических духовках, у которых в электрическую цепь включен термостат, поддерживающий внутри определённую температуру, необходимо знать, влияет ли открытие дверцы духовки на автоматическое включение нагревательного элемента, что может привести к нарушению шабата. Необходимо спросить у понимающих в этом людей, как пользоваться духовкой, чтобы исключить влияние открывания дверцы на термостат. А если это невозможно, нужно задать вопрос раввину.
Несмотря на то, что запрещено вызывать любое погашение огня не только непосредственно руками, но и таким образом, что огонь погаснет сам собой через какое-то время, все же такое действие — опосредованное причинение погашения (грам ки-буй) — запрещено только мудрецами. Поэтому разрешили грам кибуй во избежание ущерба, и, если загорелась скатерть, одежда или другие вещи, разрешается лить жидкость на те места, куда еще не дошел огонь. В таком случае, несмотря на то, что, когда огонь дойдет до смоченной части, он погаснет, это можно делать, так как огонь не гасили непосредственно руками, а мудрецы не запретили грам кибуй в случае ущерба. (При этом следует остерегаться и лить на одежду и т.п. только пачкающие жидкости, например, красное вино и т.п., но не воду и ей подобные жидкости, так как это запрещено со стороны мелахи отбеливания. И если под руками не оказалось ничего, кроме небольшого количества фруктового сока, можно добавить в него воду, но не наоборот — сок в воду, так как при этом меняется цвет воды и человек заинтересован в этом, поэтому, возможно, это будет считаться крашением.)
Хотя, с одной стороны, при наличии ущерба облегчили в случае грам кибуй, с другой стороны, при отсутствии ущерба, наоборот, устрожили больше, чем при других запретах шабата. По этой причине иногда даже до начала шабата запрещено делать действие, которое может привести к погашению огня в шабат, из-за опасения, что это может привести к непосредственному гашению огня в шабат. Поэтому, если хотят добавить до шабата в свечу какое-нибудь вещество, которое послужит причиной ее тушения в шабат, необходимо спросить об этом раввина, так как не во всех случаях разрешается это делать.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.