Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Еда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Поскольку мы следуем мнению поским, считающих, что понятие строительства относится и к предметам, соответственно, к ним относится и понятие разрушения. Поэтому запрещается разбить бочку, чтобы достать содержащуюся в ней еду. Несмотря на то, что при этом бочку портят, все же и портить в шабат запрещено мудрецами.
Все это имеет к нам отношение, когда мы открываем консервные банки, бумажные коробки, бумажные упаковки продуктов и т.п. Поэтому будет правильным представить здесь некоторые связанные с открыванием упаковок законы.
Открывание консервных банок сверху, как принято в будни, явно представляет серьезную проблему, так как можно сказать, что этим самым мы создаем из банки новый сосуд. Ведь в будни
часто бывает, что после того, как банка опустошается, ее предназначают для хранения других вещей. И выходит, что, открыв банку, мы приспосабливаем ее для нового использования. И даже если при открывании мы портим банку, что исключает ее дальнейшее использование, это тоже запрещено (как мы писали выше, разрушение портящим способом запрещено мудрецами).
Все же, поскольку по этому вопросу нет единого мнения по-ским и есть считающие, что строительство и разрушение вообще к предметам не относятся, в случаях большой необходимости (при наличии больного или при отсутствии пищи для ребенка), вероятно, можно опереться на этих поским и разрешить открывание банки портящим способом. То есть открывают так, чтобы исключить дальнейшее использование банки, например, делают сначала отверстие с противоположной стороны банки или открывают ее сбоку, что также можно назвать порчей банки. Если в банке содержится напиток, то следует избрать именно второй путь, так как, делая отверстие с противоположной стороны, мы ничего не выигрываем, поскольку открываем сосуд уже в момент создания отверстия. И обо всех деталях необходимо спросить раввина (в частности, что разрешается делать с помощью нееврея).
Несмотря на то, что при открытии бумажных или пластмассовых коробок и пакетов проблем меньше, все же и их желательно открывать до начала шабата. Постфактум в случае нужды, возможно, следует разрешить открывать их портящим способом, и правильно делать это изменённым способом. И возможно, следует разрешить открывать пакеты, которые имели статус предмета и до того, как их заполнили (например пакет сахара), разнимая их сверху, там, где они заклеены изготовителем.
Что касается бумажных пакетов, используемых теперь для молока и других напитков, необходимо открыть и подготовить отверстие (горлышко) для переливания находящегося в пакете напитка до шабата. Если этого не сделали, нет другого выхода, кроме как сделать отверстие сбоку и перелить содержимое пакета в другую посуду (т.е. испортить, таким образом, пакет).
Пакеты и бутылки, которые закрываются специальной крышкой, необходимо также открыть до шабата. Стеклянные и пластиковые бутылки, отверстие которых закрыто бумагой, можно открывать в шабат, при этом следует быть осторожным, чтобы не разорвать буквы.
Бумага, в которую упакована еда, представляет еще меньше проблем, чем даже бумажные коробки, но все же лучше и подобные обертки открывать до начала шабата. Однако в этом случае, если не разорвали обертку до шабата, разрешается изначально разорвать ее в сам шабат, но все-таки испортив при этом. Например, открывая плитку шоколада, надо разломать ее вместе с оберткой, что, естественно, будет порчей, или разорвать в месте, где она склеена, если так обычно делают в будние дни. При этом необходимо проявлять осторожность, чтобы не разорвать напечатанные на упаковке буквы и рисунки (запрет «стирания»).
Разрешается вскрывать в шабат печати на еде и напитках, например на горлышках бутылок. Печати из пластика или бумаги разрешается разрывать, следя за тем, чтобы не разорвать при этом буквы или изображения (см. выше, гл.25, п.6, что написано там касательно развязывания и разрезания узлов на еде; таков же закон и относительно разрезания нити, которой прошита еда).
Даже когда больше нечего есть, запрещено ломать дверь, если еда оказалась в шкафу или комнате, в которые невозможно проникнуть (например пропал ключ и т.п.), чтобы достать эти продукты. Необходимо спросить раввина, каким образом разрешается прибегнуть к помощи нееврея.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.