Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Как мы уже писали, те временные жилища, которые запрещено строить, запрещено и разрушать. Если же к постройке не относится название «временного жилища», то при ее ликвидации не нарушается запрет разрушения. Поэтому запрещено снимать в шабат перегородку, возведенную для алахического разрешения определённого действия (мехица матэрет), даже если это перегородка временного жилища. Запрещено также разбирать такой временный шатер, который запрещено и строить, например навес от солнца, дождя и т.п., а также разбирать кровать с перегородками. Соответственно, предметы, которые разрешено устанавливать в шабат, как, например, перегородка для обеспечения скромности, покрытие, не предназначенное для пользования под ним, разрешено и убирать. Разрешается также убирать мехицу матэрет, если оставляют от нее тефах. Поскольку в этом случае нет запрета устанавливать перегородку, так как мы только добавляем к уже построенному, нет также запрета и убирать. И бочку, о которой шла речь выше (п.13), которую запрещено накрывать, запрещено и открывать, кроме случаев, когда ее не открывают полностью, оставляя покрытие, размером не менее тефаха. Тот же закон относится к возвращению выдвижного ящика стола или шкафа, поэтому, по мнению устрожающих, приведенному выше (п.13), запрещено и выдвигать его полностью.
Все же есть одно отличие между строительством и разрушением временного шатра: несмотря на то, что было разрешено установить крышу, если перегородки были установлены до начала шабата, запрещено эту крышу убирать затем в шабат (даже если перегородки остаются стоять).
Как мы уже писали выше, есть спор между авторитетами Торы, относятся ли понятия строительства и разрушения к предметам или нет. По мнению полагающих, что есть строительство и разрушение в предметах, изготовление новых предметов в ша-бат или их полный ремонт запрещены. И соответственно, предметы запрещено разрушать в шабат (не с целью окончательной порчи). Но ломающий предметы просто так патур, хотя, как и в других случая порчи, это запрещено мудрецами. Однако по мнению считающих, что нет строительства и разрушения в предметах, изготовивший какой-либо предмет нарушает не запрет строительства, но запрет маке бэпатиш. Мы уже писали, что, по их мнению, к предметам понятие разрушения не относится вообще. Несмотря на то, что основным мнением в алахе является подход, что строительство и разрушение относится и к предметам, иногда опираются и на противоположное мнение, как это объясняют ахроним.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению