Из цикла «Шимшон — судья Израиля», темы: Плиштим, Танах, Свадьба, Месть, Гершон Вайс, Книга Судей, Шимшон
14:5 Шимшон, его мать и отец спустились в Тимну и дошли до виноградников Тимны. И вот — молодой лев вышел, рыча, ему навстречу.
Иерусалимский Талмуд1 указывает, что родители Шимшона умышленно повели его мимо виноградников филистимлян и показали, как те выращивают пшеницу, между посадками винограда, что является запрещенными Торой килаим. Тем самым они пытались убедить сына, что его женитьба на обращенной филистимлянке есть такая же запрещенная смесь.
Стих точно оговаривает, что «они дошли до виноградников», или буквально — «подошли к виноградникам», т.е. Шимшон не вошел в виноградники, а остановился перед ними. А поскольку в следующем стихе сказано, что родители Шимшона не знали о поединке сына с молодым львом, следовательно, он покинул их возле виноградников. Шимшон поступил так, потому что как назиру ему запрещалось есть виноград, и, ревностно следуя воле Б-га, он старался не попадать в ситуацию, когда имеется даже малейшая возможность совершить грех 2.
То, что Шимшон уклонился от виноградников на своем пути, соответствовало раввинскому закону: «Мы говорим назиру — обойди вокруг, не приближайся к винограднику»3. Возможно, мудрецы вывели это положение из действий Шимшона 4. Однако это правило относится не только к назирам. Каждый человек должен помнить о своих слабостях и избегать искушений.
Писание подчеркивает, что Шимшон особенно старательно избегал искушений на пути в Тимну. Ведь женитьба на филистимлянке предполагала, что он будет окружен соблазнами и запросто сможет прийти к греху. Но Шимшон был твердо убежден, что только так мог быть исполнен Б-жественный Замысел.
14:6 На него снизошел Дух Святости, и он разорвал его, как рвут на части козленка, хотя в руках у него ничего не было. Но он не сказал матери и отцу, что он совершил.
Здесь Писание использует необычное слово ватицлах, которое буквально означает «удался», для описания сошествия на Шимшона Духа Святости. Писание употребляет такое выражение лишь в отношении Шауля и Давида, и там оно относится к духу пророчества. В данном же случае оно применено, так как необычайная сила Шимшона берет свое начало из тех же источников, что и дар пророчества5 .
В то же время, когда Шимшон шел в Тимну, чтобы жениться на филистимлянке, Б-г продолжал совершать для него чудеса. На простейшем уровне их можно было рассматривать как знак Б-жественного одобрения.
В своих комментариях раби Ицхак Абарбанель и Малбим утверждают, что поединок Шимшона со львом предвещает его сражения с филистимлянам. Он победил льва голыми руками, полагаясь только на Дух Святости, Который давал ему силы. Точно так же он сокрушит и филистимлян. Шимшону был подан знак до того, как он пришел в филистимский город, чтобы вселить в него уверенность в победе.
Подобный знак получил в юности и царь Давид (I Шмуэль 17:34-37). Он пас стадо, на которое напали лев и медведь, но Давид убил и того, и другого. После этого случая Давид понял, что Б-г готовит его к более важной битве, и когда филистимлянин Гальят (Голиаф) начал оскорблять войско Б-га, Давид вызвался на поединок. Царь Шауль пытался остановить юношу, ибо Давид был очень неопытным воином, но Давид ответил царю: «Твой слуга уже убил льва и медведя». Другими словами, Давид говорил: «Б-г предоставил мне тот случай, чтобы научить меня использовать мою веру в Него, когда это будет действительно необходимо. И вот она, возможность; я пойду и освящу Имя Б-га».
Однако раби Моше Алших считает, что нападение льва было предупреждением Шимшону о том, что он вступил на опасную тропу и должен остановиться. Но так как Шимшон сумел убить льва благодаря Духу Святости, он расценил это как знак, что он исполнял Б-жественную волю.
В соответствии с этим толкованием то, что произошло с царем Давидом и с Шимшоном, совершенно различно по сути: лев и медведь не нападали на Давида, а пытались украсть животное из его стада, в то время как напавший на Шимшона лев угрожал его жизни.
Шимшон понимал, что его поступки позорят его родителей, и сам страдал от этого, но сказать им о том, что он получил Б-жественный знак, он тоже не мог. Ведь желая оправдать себя и сына в глазах окружающих, они могли рассказать людям об этом, а Шимшон понимал, что если он хочет исполнить Замысел Б-га, никто не должен знать о чуде.
В этом умолчании проявилась смиренность Шимшона. Зная, что родители не одобряют его женитьбу, и рискуя быть отвергнутым ими, он все-таки не рассказал о Б-же-ственном знаке, который показывал, что Всевышний одобряет его действия.
Таким же смирением обладал и царь Давид. Достигнув еще в молодые годы очень высокого духовного уровня, он даже от близких скрывал свое совершенство. Когда ему было 28 лет, отец все еще называл его «малышом» (I Шмуэль 16:11), что показывает, что Давид считал свой духовный уровень низким. Ишай, его отец, настолько недооценивал своего сына, что ему в голову не приходило представить Давида пророку Шмуэлю, когда тот пришел к Ишаю, дабы помазать одного из его сыновей на царство!
Как предсказывал Яаков, Шимшон был во многом подобен Давиду. В частности, их объединяло неподдельное смирение.
Особенно ярко проявилось смирение Шимшона в его решении жениться на филистимлянке. Давайте представим себе, как он рассуждал в то время. Имей он свободу выбора, разве допустил бы он мысль о женитьбе на этой женщине! Шимшон взял бы в жены благочестивую еврейку, воспитанную в духе Торы, которая могла бы создать истинно еврейский дом и вырастить детей для служения Б-гу. Но его предназначение состояло не в этом.
Шимшон должен был принести одну из величайших жертв: покинуть свой народ и жить подобно изменнику. Любовь к Б-гу и стремление исполнить Его Замысел вынуждали Шимшона пойти против своей сути, поселившись среди народа, бесконечно далекого от желанного его сердцу святого служения.
Совершить этот нелегкий шаг Шимшону помогло его смирение. Он понял, что не принадлежит сам себе, что единственной целью его жизни было исполнение Б-жественного плана. Поэтому-то в Писании особо подчеркивается, что именно по причине своего смирения он не сообщил родителям о чуде. Шимшону предстояло начать жизнь, в которой единственным удовлетворением будет знание, что он служит Б-гу буквально каждым своим вздохом.
Смирение Шимшона подчеркивается здесь еще по одной, более глубокой, причине. Зоар утверждает, что Ма-шиах должен быть смиренен, ибо только смирением можно победить надменность его заклятых врагов — Гога и Магога. Так, Моше, смиреннейший из всех людей, стал инструментом укрощения надменности фараона и освобождения народа Израиля из египетского плена. Такое же смирение мы находим и у предка Машиаха, царя Давида, который сказал: «Я червь, а не человек». Поэтому наше внимание и привлекается к смирению Шимшона в момент, когда он приступает к исполнению своей миссии — освобождению евреев от филистимского ига.
14:7 Он спустился и говорил с женщиной, и она была достойной в глазах Шимшона.
Только после того, как родители Шимшона посватались, он заговорил со своей суженой. Но даже теперь Шимшон не разговаривал с ней прямо, как указывает на это Раши, цитируя Таргум Йонатан. Скорее всего, он беседовал с ее родственниками, чтобы разузнать о ней побольше6. Наведя эти справки, он остался в своем прежнем мнении, что она «достойна».
14:8 Он вернулся через несколько дней, чтобы жениться на ней7. Он свернул с дороги, чтобы посмотреть на скелет льва, и увидел в теле льва рой пчел и мед.
На иврите выражение «несколько дней» (ямим) обычно обозначает Период длиною в год. Некоторые считают, что Шимшон ждал целый год, ибо таков был еврейский обычай: между помолвкой (кидушин) и свадьбой (нисуин) должен пройти год. Таким образом, Шимшон исполнил все еврейские обычаи, относящиеся к женитьбе8.
В этом стихе выражение «лекахта» указывает, что Шимшон был уже с ней помолвлен. Он рассказал женщине обо всем, что ей нужно знать в связи с обращением в иудаизм. Он дал ей год на то, чтобы она это усвоила. Теперь ей предстояло обдумывать каждый свой шаг и взвешивать возможный риск. А Шимшон намеревался использовать этот год для духовной подготовки к выполнению великой задачи. Вовсе не обуреваемый страстью, он мог целый год ждать свадьбы со своей нареченной невестой.
По некоторым комментариям, Шимшон вернулся к останкам льва, чтобы благословить Всевышнего за чудо9. По еврейскому закону, коща человек видит место, где с ним произошло чудо, он произносит благословение: «Благословен Ты… Кто совершил для меня чудо на этом месте»10 . Когда Йосэф возвращался с похорон отца, Яакова, он остановился перед ямой, в которую бросили его братья, и благословил Всевышнего за чудо своего освобождения. Так же и Шимшон пришел на место, где на него напал лев, чтобы благословить Ашема.
Оказавшись там, Шимшон увидел, что скелет льва заполнен пчелами, хранившими в нем мед. Шимшон воспринял это как еще одно чудо, потому что пчелы обычно не роятся на останках животных. Он понял, что это произошло не случайно: сам этот феномен должен был стать его первым оружием против филистимлян.
14:9 Он зачерпнул [мед] своими руками и пошел, едя на ходу. Он пошел к своему отцу и матери и дал им, и они ели. Но он не сказал им, что он собрал мед из тела льва.
14:10 Его отец спустился к женщине. Затем Шимшон устроил там пир, ибо так поступали молодые люди.
14:11 Когда они увидели его, они взяли тридцать гостей и были с ним.
Мидраш цитирует это место как один из источников закона, что после свадьбы человек должен устраивать праздник (так называемые Шева брахот)11, на котором произносятся семь благословений (шева брахот) . Из мидраша очевидно, что Шимшон исполнил каждую деталь закона и обычая: «Ибо так делали молодые люди».
Но эти шева брахот происходили среди необрезанных филистимлян, потому что с момента свадьбы Шимшон приступил к исполнению тайного замысла. Во всех внешних проявлениях он порывал свои связи с еврейским народом.
Обычно свадьба — это самая важная веха в жизни молодого человека, и его радость делят с ним родные и друзья. Но Шимшон не думал о своем счастье. Полностью подчинив себя своей миссии, он даже радостное событие использовал для исполнения Б-жественного Замысла.
14:12-14 Шимшон сказал им: «Позвольте мне загадать вам загадку. Если вы сможете ответить мне в течение семи дней праздника и разгадаете ее, то я дам вам тридцать простыней и тридцать перемен одежды. Но если вы не ответите мне, тогда вы дадите мне тридцать простыней и тридцать перемен одежды». Они сказали ему: «Загадай нам загадку и мы ее послушаем». Тогда он сказал: «Из того, кто ест, получилось то, что едят. Из могучего вышло сладкое». И в течение трех дней они не могли сказать ему ответ.
Шимшон не терял времени для того, чтобы бросить вызов филистимлянам. Посреди свадебного пира он начал тактические действия, загадав загадку о льве, наполненном медом.
Надо признать, что эта загадка была не совсем честной. Чтобы дать ответ, филистимляне должны были знать слишком много дополнительных и невероятных обстоятельств, а Шимшон даже своим родителям не рассказал ни о битве со львом, ни о том, как он потом нашел в скелете льва мед. А ведь именно в этих фактах заключалась разгадка. Шимшон рассчитывал, что филистимляне сошлются на некорректность загадки и откажутся платить, тогда у Шимшона будет основание для ссоры, за которой последует схватка. Шимшон также предполагал, что филистимляне
попробуют выпытать ответ у его жены (как впоследствии и случилось). Это также Послужит поводом к столкновению. Филистимляне никогда не смогли бы заподозрить, что ссора на свадьбе Шимшона была на самом деле началом его борьбы во имя освобождения евреев от угнетателей.
14:15 На седьмой день они сказали жене Шимшона: «Соблазни своего мужа, и он расскажет нам решение загадки, чтобы мы не предали огню тебя и семью твоего отца. Неужели вы позвали нас на свадьбу, чтобы сделать нищими?9»
Предыдущий стих говорит: «В течение трех дней они не могли разгадать загадку». Приведенный стих упоминает о четвертом дне пира, и этот день называется «седьмой день». Совершенно очевидно, что четвертый день свадьбы выпал на шабат, т.е. на седьмой день недели. Отсюда следует, что свадьба началась в среду. Это полностью согласуется с Мишной, где сказано: «Девственница должна быть выдана замуж в четвертый день недели» 12 .
В шабат, когда Шимшон отсутствовал, филистимляне буквально загнали жену Шимшона в угол и приказали ей добиться для них ответа на загадку. Из того, что филистимляне сопровождали свои слова угрозами, мы видим их безжалостность. Они были готовы скорее убить всю семью, нежели проиграть пари. При малейшем поводе они прибегали к кровопролитию.
А если бы Шимшон взял в жены еврейку! Какая ужасная судьба ожидала бы ее, когда он начал бы мстить филистимлянам!
I . Так как Писание указывает, что филистимляне оказали давление на жену Шимшона в шабат, мы можем сделать вывод, что его в этот день с нею не было. Рав Моше Ал-ших утверждает, что Шимшон ушел, так как не хотел проводить святой шабат в обществе нечестивцев.
Это желание Шимшона станет нам вполне понятным, когда мы вдумаемся в рассуждения раби Иеуды Алеви о назначении этого дня.
«Итогом недели является шабат. Шабат — средство приобщить себя к духовности и служению Всевышнему в радости, а не по принуждению.
Устройство души подобно устройству тела. Как пища поддерживает жизнедеятельность тела, так и молитва поддерживает душу. Как ощущение сытости не проходит до очередного приема пищи, так и подъем душевных сил, получаемых от молитвы, длится до следующей молитвы Проходит время, и тускнеет свет последней молитвы, потому что нам приходится заниматься земными делами. Это особенно чувствуется тогда, когда волею обстоятельств мы вынуждены пребывать среди людей, чье вульгарное общество пагубно действует на чистоту нашей души. Совершив очередную молитву, человек очищается от этих влияний и укрепляется в будущем. За неделю душа настолько оскверняется, что очистить ее можно, только полностью посвятив день служению Б-гу. В этот день отдыхает и тело. Пока тело восстанавливает утерянное за неделю и готовит себя к будущему, душа подсчитывает, что потеряно за эту же неделю в результате земных дел. Благодаря шабату душа восстанавливает силы после своей “болезни” и готовится преодолеть преграды будущего».
Шимшон достиг очень высокого уровня духовной чистоты, потому он чувствовал необходимость провести посвященный Б-гу день в подобающем окружении.
14:16 Жена Шимшона рыдала перед ним и говорила: «Ты ненавидишь меня! Ты не любишь меня! Ты загадал загадку сыновьям моего народа, а мне не рассказал ничего».
Он сказал ей: «Ведь я отцу моему и матери моей не разгадал ее. А тебе разгадаю?»
Шимшон повторил жене то, о чем недвусмысленно упоминало Писание: даже родителям он не рассказал о льве и пчелином рое. Чтобы оправдаться перед соплеменниками, жена Шимшона должна была сообщить им, что муж никому не раскрыл загадки. И теперь все понимали, что только она и только у него самого сможет выпытать секрет.
14:17 Она плакала перед ним семь дней, в течение которых длился пир. На седьмой день он разгадал ей, так как она измучила его. Затем она рассказала разгадку сыновьям своего народа.
Слова «моего народа» дали основание Малбиму заметить, что жена Шимшона чувствовала большую близость к своим соплеменникам, нежели к мужу, который принадлежал другому народу.
14:18 На седьмой день перед закатом солнца мужчины города сказали ему: «Что слаще меда? Кто сильнее льва?» Он сказал им: «Если бы вы не пахали на моей телице, то не разгадали бы эту загадку».
Шимшон терпеливо выжидал, прежде чем дать ответ, но вскоре филистимляне ответили на загадку. Всем было ясно, что они получили ответ с помощью жены Шимшона.
14:19 Тогда на него снизошел дух Ашема, и он сошел в Ашкелон и убил тридцать его жителей. Он снял с убитых одежду и отдал тем, кто отгадал загадку. Его гнев воспылал, и он поднялся в дом своего отца.
Шимшон не мог самостоятельно расправиться с тридцатью противниками или убить льва: для этого было необходимо, чтобы на него снизошел Дух Ашема. Этот стих еще раз подтверждает, что Шимшон не был могучим воином, каким его обычно представляют люди.
Филистимляне разгадали загадку, а Шимшон притворился, что от разочарования и гнева потерял рассудок. Он добился, чего хотел, хотя для этого ему потребовалось убить в другом городе тридцать человек, не причинивших ему никакого вреда13.
Притворяясь безумным, Шимшон преследовал две цели. Во-первых, он представил дело так, что его нападение на филистимлян вызвано только его собственным гневом. Поэтому его враждебные действия не повлекут за собой притеснения евреев.
Во-вторых, Шимшон предстал перед всеми как человек, который не может контролировать свои поступки и в гневе способен на крайнюю жестокость, поэтому филистимляне относились к нему как к одержимому маньяку и опять-таки не пытались выместить зло на евреях.
Итак, Шимшон убил тридцать филистимлян, отдал проигранное в споре, и гнев его «воспылал». Мецудот поясняют, что Шимшон был разгневан на жену за то, что она выдала его тайну. Возможно, она пыталась оправдаться, заявляя, что боялась за свою жизнь. Однако Шимшон понимал, что это просто отговорка и что предательство она совершила сознательно, ради своего народа. Поэтому Шимшон покинул жену и отправился в дом отца.
14:20 Жену Шимшона отдали тогда одному из его приятелей, который был при нем дружкой.
Правы были родители Шимшона, предупреждая сына, что женщина, жившая среди аморальных филистимлян, не подходит ему. При тщательном анализе соответствующих мест Писания становится ясно, что она обратилась в иудаизм только ради замужества: как только Шимшон покинул ее, она вернулась к своему народу.
Подобная история произошла и с моавитянкой Орпой. Она и ее сестра Рут вышли замуж за двух великих евреев, Махлона и Кильона14 . После смерти мужей сестры собрались вернуться со свекровью Наоми в Эрец Исраэль. Как повествуют наши мудрецы 15, Орпа в конечном итоге вернулась в дом своего отца, где предалась идолопоклонству и разврату. Она стала прародительницей филистимлянина Гальята, заклятого врага Б-га и народа Израиля.
Сообщая нам, что жена Шимшона вышла замуж за одного из его приятелей, Писание указывает на опасность дружбы между женатым человеком и особой противоположного пола 16.
Примечания
1 Иерушалми Сота 1:8.
2 Риф (на Абарбанеля) Коль Элияу.
3 Шабат 13а.
4 Месилат ешарим гл. 11; Шир аширим раба 17. См. Меси-лат ешарим гл. 13 для ответа на вопрос, можно ли запрещать себе что-либо, чего не запрещает Тора.
5 I Шмуэль 6:10.
6 Скорее это является производным от выражения лаиша, которое может обозначать либо «к», либо «о женщине», нежели от выражения им иша — «с женщиной».
7 См. рассуждения в тексте по поводу сравнения помолвки с действительным браком.
8 Радал на Пиркей дэраби Элиэзер 16:54.
9 Кеилат Яаков, Малбим.
10 Брахот 54б; Шульхаи арух, Орах хаим 218:4.
11 См. Бааль атурим на Берешит 50:15.
12 Пиркей дэраби Элиэзер 16.
13 Кетубот 2а; Бейт Йосэф говорят, что до установления Эзры устраивали свадьбы в любой день. Однако Кетубот 56 и Тур 64 сообщают, что есть особая браха в четвертый и пятый день, и есть случаи, когда необходимо ждать до четвертого дня недели.
14 См. Рамбан на Берешит 34:13.
15 Бава батра 91; Рамбам, Законы царей 5:9; см. Сихот хохма умусар часть IV раби Давида Кронгласа.
16 Ялкут Шимони, рут 601.
17 Писание в очень сдержанных выражениях описывает условия, которые обогащают нашу жизнь и углубляют счастье. Совершенно очевидно, что многие разводы и несчастья в браке происходят от незнания людьми уроков этого стиха. Воображение человека не в состоянии помочь своими фантазиями, что новый брак с неизвестным лицом будет много совершеннее того, в котором супруги состоят сейчас (см. Брахот 63а).
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»