Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Великий рабби Моше Зеев Вольф, широко прославившийся своим выдающимся умом и познаниями в Торе, был одним из претендентов на пост раввина в городе Белостоке. Двое из наиболее влиятельных парнасов (деятелей общины) — р. Зимель Эпштейн и р. Коппель Гальперин — приложили немалые усилия и использовали всю силу своего влияния, чтобы р. Моше утвердили на этой должности. Эти двое были компаньонами, государственными подрядчиками по строительству шоссе и железных дорог, и очень богатыми людьми. Кроме этого, они были видными филантропами и много занимались благотворительностью и поддержанием всего, что связано с Торой и еврейской жизнью — микв, синагог и ешив. Их доля в процветании всех еврейских заведений была очень велика. При всей своей занятости, они регулярно учили Тору. Все это вызывало у жителей города огромное уважение к ним.

Однажды между партнерами возникла тяжба, связанная с бизнесом и финансами, и они решили обратиться к раввину — р. Моше — для того, чтобы он их рассудил согласно закону Торы. Перед этим каждый из них тщательно изучил разделы Шулхан Аруха, связанные с финансами и судопроизводством, чтобы как можно убедительнее обосновать свою правоту перед раввином.

Когда два парнаса появились в прихожей раввинского суда, перепуганный служка тут же бросился к раву докладывать об их прибытии. Раввин спокойно выслушал его и послал спросить у них, с какой целью они пришли — по делам общины или судиться между собой. Когда служка вернулся и сообщил, что они пришли судиться, рав так же спокойно приказал передать им, чтобы подождали в очереди вместе со всеми судящимися.

Когда же они наконец зашли в зал суда, раввин опустил свой талит на глаза, и так, не глядя на посетителей, не поприветствовав их и не пригласив сесть, перешел сразу к делу. «Зимель и Коппель, — спросил он, — кто из вас истец? Он должен первым изложить свои претензии к ответчику». Парнасы, привыкшие, что все вокруг обращаются к ним не иначе как с почтительным титулом «рабби», почувствовали себя глубоко уязвленными такой бесцеремонностью…

Когда же они наконец зашли в зал суда, раввин опустил свой талит на глаза, и так, не глядя на посетителей, не поприветствовав их и не пригласив сесть, перешел сразу к делу. «Зимель и Коппель, — спросил он, — кто из вас истец? Он должен первым изложить свои претензии к ответчику». Парнасы, привыкшие, что все вокруг обращаются к ним не иначе как с почтительным титулом «рабби», почувствовали себя глубоко уязвленными такой бесцеремонностью…

Обычно рав всегда приветствовал их и обращался к ним с большим уважением. От обиды они чуть не забыли, из-за чего пришли судиться. Р. Зимель, истец, говорил первым, но все красивые доказательства, выученные им вчера вечером, вылетели у него из головы, и он изложил суть дела сухо и лаконично. Когда он закончил свою речь, рав обратился к ответчику: «Теперь ты, Коппель, приведи свои возражения на претензии Зимеля». Р. Коппель говорил так же кратко и исключительно по делу. После этого рав приказал им выйти из зала и подождать за дверью, пока судьи будут совещаться. После совещания рав снова позвал судящихся в зал и объявил о решении суда. И затем, как полагается по закону, спросил, принимают ли они приговор суда и готовы ли выполнять его решения. Оба ответили утвердительно.

И тут раввин открыл свое лицо, протянул руку навстречу посетителям и тепло приветствовал их: «Шалом алейхем, р. Зимель, шалом алейхем, р. Коппель, добро пожаловать!». И приказал служке принести угощение для гостей. Те, изумленные, спросили: «Рабби, минуту назад мы были Зимель и Коппель, а теперь вдруг стали р. Зимель и р. Коппель? И почему Вы не поприветствовали нас, как только мы вошли сюда?». Раввин ответил: «Ведь написано в Мишне (Авот, 1:8): “Когда будут судящиеся стоять перед тобой, пусть будут в твоих глазах подобны преступникам”. А у пророка сказано (Йешаяу, 48:22): “Нет мира (шалом), сказал Ашем злодеям”. Но когда вы приняли приговор суда, вы снова стали праведными и честными, и достойными всех благословений, что есть в Торе».

Когда парнасы прощались с рабби, они хотели оплатить судебные издержки, как принято, но он отказался: «Слава Б-гу, община обеспечивает меня всем необходимым, а излишества мне не нужны».

Таков путь праведников: вершить суд не лицеприятствуя, как сказано в Мишлей (24:23): «Лицеприятствовать в суде — нехорошо». И написано в Торе: «Не лицеприятствуй в суде, ибо суд — Б-гу».

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.