Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
Разрывание — это также одно из действий, связанных с починкой одежды; нередко прежде, чем сшить, необходимо оторвать или отрезать ткань. И хотя одежда при этом фактически портится, поскольку за этим действием следует починка, оно не считается порчей. И как развязывание узла симметрично завязыванию, и запрещено развязывать такие узлы, которые запрещено и завязывать, так и мелаха разрывания симметрична мелахот шитья и тканья, и нарушение Торы наступает, когда разрывают сшитое или сотканное с целью исправления. Рвать бумагу и другие материалы тоже запрещено. В тех случаях, когда запрещается пользоваться булавкой, запрещается также и снимать ее.
Как порождением мелахи шитья было склеивание, так порождением мелахи разрывания является разъединение склеенных частей бумаги или других материалов.
Как мы уже писали, Тора не запрещает мелаху, если ее совершение направлено не на исправление, а только на порчу. Тем не менее мудрецы в большинстве случаев запрещают и такие действия. Поэтому и здесь, в мелахе разрывания, хотя Тора запрещает только разрывание, ведущее к исправлению, мудрецы запретили все виды разрывания, даже имеющие целью исключительно порчу (за исключением случаев, относящихся к еде, см. ниже мелаха строительства, гл. 37, п.16). Тот же запрет касается и порождений разрывания: нельзя разъединять склеенные части бумаги, даже если это приводит к их порче.
Поэтому запрещено открыть письмо в шабат и даже лишь надорвать конверт вокруг вложенного в него листа, хотя тем самым мы его портим и делаем непригодным для дальнейшего использования. Нельзя также и расклеить конверт над паром, поскольку расклеивание бумаг запрещено как разрывание. И запрещается поручить нееврею открыть конверт в шабат, поскольку запрещено любое обращение к нееврею с просьбой сделать в шабат для еврея даже то, что запрещено мудрецами. В случае необходимости можно попросить нееврея намеком, так, чтобы он догадался сам открыть конверт. И как мы будем говорить об этом ниже, если не высказывать ему просьбу прямо, это не является нарушением. Например, сообщить ему, что вы не можете прочитать письмо, а он сам поймет, что его нужно открыть. В случае крайней необходимости разрешают иногда прямо попросить нееврея открыть письмо, но прежде следует спросить об этом раввина.
Запрет разъединять склеенные бумаги действует только, когда они изначально были склеены намеренно. Когда же они склеились случайно, разрешается их разделить. Поэтому, если что-то попало на страницы книги и они из-за этого склеились, поскольку это произошло случайно, их можно разъединить. Следует только остерегаться, чтобы в склеившихся местах не было букв, так как в этом случае листы запрещено разделять из-за мелахи стирания. Однако склеенные во время переплета кончики листов разъединять запрещено, ибо, возможно, это будет мелаха маке бапатиш (см. гл.37, п.17), поскольку невозможно было бы пользоваться книгой, не разделив листы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»