Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Еврейский закон, Одежда, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу
После того, как ткань соткана, из нее делают одежду, сшивая вместе отдельные ее куски. Тот, кто в шабат сшивает прочно, нарушает запрет Торы. Что называется прочным шитьем? Когда делают два стежка и завязывают на нитке узел, чтобы стежки не распустились. И не имеет значения, завязали ли два узла на разных концах или одним узлом связали оба конца. Также считается прочным шитьем, когда делают три стежка, даже если при этом не завязывают узлов. Однако за два стежка без закрепления нити узлами не предусмотрено наказание из Торы, так как шитье получается непрочным, но все же это запрещено мудрецами. Что называется двумя стежками? Когда иглой протыкают материю дважды, это два стежка, а когда трижды — три стежка.
Производным от шитья является склеивание двух кусков чего-либо вместе, например бумаги, кожи и т.д..
Не только производя новое шитье можно прийти к нарушению закона Торы, но и подтягивая нить в уже сшитой одежде. Например, если нить шва ослабла и концы одежды разошлись, даже чуть-чуть, запрещается подтянуть нить, чтобы соединить части одежды. Поэтому, когда отпоролась кайма, необходимо проявлять осторожность, чтобы не подтянуть ослабшую нить, ибо это тоже будет совершением мелахи шитья. Таков же закон и относительно пуговицы, которая повисла на ослабшей нити. И в этом случае запрещено подтягивать нить, чтобы притянуть пуговицу к одежде.
Запрет Торы не относится к нити, которую постоянно затягивают или ослабляют. Например, стягивание нити на воротнике или на манжете не является шитьем. Таков закон Торы. Однако, чтобы такое действие было разрешено и мудрецами, необходимо, чтобы отверстия, через которые проходит нить, были достаточно широкими; в противном случае это запрещено мудрецами из опасения сходства с шитьем. (И очевидно, что этот запрет относится только к нитке, но не к шнурку).
О том, разрешается ли использовать в шабат английскую булавку, есть различные мнения: одни разрешают, другие устро-жают. Все это в случае, когда булавку втыкают в ткань дважды. Если же она втыкается только в одном месте, никакого запрета нет, так же, как нет его и тогда, когда делают один стежок ниткой. Довольно сложно решить этот вопрос в пользу того или иного мнения, во всяком случае, тому, кто хочет облегчить, есть на кого положиться. Но при этом следует руководствоваться следующими правилами.
Нельзя использовать английскую булавку в таком месте, где в другое время мы стали бы сшивать нитью, например вместо шва, так как фактически это является сшиванием. Ведь мы нигде не видели разделения, какой именно нитью производится пошив. Однако если булавка нужна нам для того, чтобы соединить два части одежды на небольшой срок, и мы в любой момент можем открыть булавку и разъединить части — то можно сказать, что булавка используется здесь как пуговица, крючок и т.п., и это не является шитьем.
Как определить, что называется шитьем, а что использованием булавки в качестве пуговицы? Если булавка находится на месте долгое время и ее не собираются вынимать, то, разумеется, она не выполняет функцию пуговицы. Или если булавку используют только из-за шабата, а в другой день это место просто сшили бы ниткой, это фактически сшивание, и нет разницы, чем сшивать, ниткой хлопчатобумажной, синтетической или железной. Поэтому, если на одежде разошлись складки, нельзя скрепить их с помощью булавки, поскольку такое скрепление рассчитано на долгое время и является сшиванием. Или же, когда в шабат порвалась одежда, запрещено соединять две части булавкой, втыкая два или более раз; однако один раз можно, так как в будний день наверняка это место зашили бы.
Если одежда не порвана, но мы хотим на какое-то время соединить булавкой два конца, а потом открыть ее и разделить концы, то булавка используется в качестве пуговицы, что разрешено. Поэтому одежду, открытую на вороте, можно скрепить английской булавкой, и это не будет считаться шитьем, поскольку, чтобы снять такую одежду, нужно каждый раз расстёгивать булавку. Разрешено прикалывать булавкой различные украшения, так как мы этим не делаем украшение частью одежды. Тот же закон относится к скреплению детских подгузников, поскольку мы готовы раскрыть их в любой момент и мы также не хотим соединять края подгузников вместе.
По мнению тех, кто разрешает пользоваться в шабат английской булавкой, и в тех местах, где они это разрешают, не имеет значения, втыкается ли она в ткань один или более раз, так как в любом случае они не считают такое использование булавки шитьем.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»